Primordial: Кораблекрушение и транс
Май 2, 2017
Дмитрий Кошелев (307 статей)
Поделиться

Primordial: Кораблекрушение и транс

Концерт Primordial был важен автору этих строк как терапия: днём на основной работе-кормилице состоялось мероприятие, после которого требовалась ударная доза экстремальной музыки. И желательно – живьём. Поход на «ирландских викингов» оказался отличным «лекарством».

До начала концерта оставалась четверть часа, когда я прибыл в клуб «Театръ». Первое, что бросилось в глаза – в зале три калеки. Второе – обилие мерча; кому вся эта благодать, если в зале почти безлюдно? Надо отдать должное группе: к обеспечению страждущих фэнов сувенирами они подходят с достойной уважения ответственностью. Количество винилов, «делюксов» и прочих «лимитед эдишн» на столике в дальнем от сцены углу зала впечатляло. При этом релизы были не только группы Primordial, но и дум-дэтового сайд-проекта Алана Аверилла Dread Sovereign. Стена за спинами продавцов была увешана таким количеством разноцветных футболок, что на ней не осталось ни метра для баннера нашего журнала.

Пятнадцать минут в изучении ассортимента пролетели стремительно, и вот на сцене уже притушен свет, в порталах тишина, на фоне которой во весь задник сцены появляется лого гостей вечера – новомосковской (не из Новой Москвы, а из города Новомосковск Тульской области, – прим. ред.) группы The Blessed, а инструменталисты в течение пары минут приводят свою технику в боевую готовность. И вот вступает ударник, за ним – двое гитаристов и басист начинают нарезать жёсткие и злые риффы, и в это же время появляется фронтмен. В балахоне, под капюшоном которого голова скрыта полностью. А что – неплохо! Все инструменты слышны хорошо. Скриминг, в отдельных местах сменяемый гроулом, если даже не вызывает душевного трепета, то уважать обладателя заставляет. После «открывашки» вокалист обнажил-таки свой лик, который украшал, подобно корпспейнту, крест. Не перевёрнутый. Немудрено: тематика песен The Blessed христианская. Некоторое несоответствие ей являл собой апокалиптически-черепастый видеоряд. Но какая разница? То, о чём вещал Cross (таков псевдоним/альтер-эго певца, – прим. авт.), многие из пришедших, обладай они даже абсолютным слухом, всё равно вряд ли понимали. Разве только те, кто единственный альбом, вышедший в 2016 году, изучил на слух и тексты почитал, но (риторический вопрос) много ли таких было в зале? Тем не менее гости из Тульской области порадовали. Из тех, кто провёл полчаса, отпущенные им в этот вечер в Театре», мало кто сможет сказать, что они были прожиты зря. Пару зрителей The Blessed зацепили настолько, что они спрашивали компакт-диски на лотке с мерчем, но увы… Спрос в данном случае превысил предложение.

В течение получаса между сетами разогрева и хедлайнеров на сцене шел контрольный саудчек, который проводили… сами музыканты Primordial. Кажется, если бы они привезли с собой дополнительный техперсонал, промоутеры могли уйти в минус. Зал к этому моменту был уже не совсем пуст, но и далеко не полон. Боюсь даже думать, сколько было публики на первом российском концерте ирландцев пару лет назад в «Вольте»…

В 21:00 зазвучало интро и началось долгожданное действо. С момента предыдущего московского концерта Primordial выпустили лишь один «живой» альбом, так что ждать исполнения нового материала было бы глупо. Нынешний сет открывает тот же номер, что и на позапрошлогоднем концерте. «Where Greater Men Have Fallen» – отличная открывашка. Далее – экскурс по всему наследию команды. Саунд Primordial специфический; даже на поздних, более зрелых альбомах, стерильностью он не отличается. Но у тех, кто «в материале», он вряд ли вызвал нарекания. А в зале иных, похоже, и не было.

 

Для понимания Primordial, как и в сёрфинге, надо поймать волну, порождаемую их музыкой. А музыка непростая. Стилистически она близка к викинг-блэку, но являет собой нечто большее. Вдумчивый слушатель при глубинном в неё погружении рано или поздно расслышит или откроет для себя народные ирландские мотивы, на которых, при всей кажущейся непохожести, строится и хит про пьяного матроса. При всей своей экстремальности Primordial отличаются тем, что их стена звука вгоняет слушателя в транс. Вокалист Алан «Nemtheanga» Аверилл – истинный шаман. И он – определённо из тех фронтменов, которые, благодаря своему артистизму, волей-неволей переключают всё внимание в группе на себя. Магнетизм Алана работал, даже когда он не пел – фронтмен изображал на сцене то ли блаженного, то ли выжившего после кораблекрушения.

Роль остальных музыкантов в группе тоже недооценивать нельзя. Они не просто создавали плотный музыкальный фон. Они чувствовались, и без кого-то одного из них пятерых магия была бы просто нарушена. При всех похвальных словах о звуке не могу не отметить: то, что говорил вокалист между песнями, разобрать можно было с трудом. Где он шутит, а что говорит всерьёз, понималось больше по интонациям и выражению его лица. Возможно, я выбрал неудачное место, а может, слух не успевал перестроиться от громких музыкальных моментов к тихим душевным отступлениям… В остальном всё было прекрасно. Передать словами ту магию, что творится на концертах ирландцев, невозможно. Но даже когда викинг- или блэк-метал – не ваша стихия, попав на концерт Primordial, вы неизбежно подпадете под очарование группы.

В Москве, как уже говорилось ранее, Primordial выступали во второй раз. А за день до нынешнего приезда в столицу ирландцы впервые побывали в Санкт-Петербурге. Питерцам повезло меньше – концерт начался позднее намеченного, и, сыграв сокращенный сет, группа практически сразу же уехала из клуба на вокзал. В Москве же Primordial играли около двух с половиной часов, а самых стойких и верных поклонников ждал ещё один подарок: автограф-сессия, которая началась в полночь. Целый час музыканты общались и фотографировались с фэнами, а также подписывали артефакты, остатки которых были сметены с прилавка почти подчистую.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Анастасия Баранова
Благодарим Евгения Силина (Alive Concerts) за аккредитацию.

Общее впечатление

19 февраля 2017 г.
Москва, клуб "Театръ"
Alive Concerts

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев