Midgardsblot Metal Festival-2019: Викинги и металхеды
Октябрь 16, 2019
Наталия Михальчук (3 статей)
Поделиться

Midgardsblot Metal Festival-2019: Викинги и металхеды

В середине августа в национальном парке Борре вблизи небольшого города Хортен, что на западном побережье Осло-фьорда в Норвегии, проходит фестиваль Midgardsblot. Он малоизвестен в России и уступает по масштабам именитым летним опэн-эйрам, но во многом уникален.

 Во-первых, своей локацией – в месте, где проходит мероприятие, находится один из крупнейших в Северной Европе могильников скандинавского железного века и эпохи викингов. Тематика скандинавского наследия ясна уже из названия фестиваля, которое переводится как «жертвоприношение Мидгарда» (blot – принятый в скандинавском язычестве обряд жертвоприношения).

 
 

Но это не фестиваль исторической реконструкции или фольклорный фестиваль, как можно было бы предположить. Это фолк- и метал-фестиваль в одном. Причём речь идёт не о фолк-метале (это направление представлено на фестивале, но скорее в меньшинстве), а скандинавском фолке и экстремальном металле. Звучит немного странно, но эти жанры (как и их поклонники, часто выглядящие как полная противоположность друг другу), органично сосуществуют на Midgardsblot.

Ещё одна особенность фестиваля – обширная внеконцертная программа. Тут и деревня викингов, и художественные выставки, и возможность принять участие в экскурсиях по парку и музею Midgard Vikingsenter. Каждое утро в музее проходили семинары под общим названием «Речи Мимира» (Мимир – легендарный великан, охраняющий источник мудрости, ради которого бог Один пожертвовал своим правым глазом) на темы от археологии до эстетики обложек метал-альбомов, рассчитанные на самую широкую аудиторию. В общем, тем, кто способен рано встать после фестивальной ночи или не боится высунуть нос из палатки в проливной дождь (погоду в Норвегии в августе нельзя назвать безоблачной) на фестивале явно не приходилось скучать. Хотя до музея стоило дойти хотя бы из-за наличия вай-фая, кофе и прочих благ цивилизации…

Среди участников лекционной программы был автор нашумевшей серии книг “Black Metal: Эволюция культа” и основатель издательства Cult Never Dies Дайал Паттерсон, который рассуждал о роли печатных изданий, посвящённых тяжёлой музыке, в цифровую эпоху и о феномене стиля блэк- метал, который, являясь одним из самых андеграундных, а также противоречивых, одновременно очень многогранен, и, один из немногих в мире тяжёлой музыки, до сих пор продолжает свою эволюцию и расширение границ, рождая всё новые прочтения.

Как и в прошлом году, с публикой снова беседовал Айнар Селвик. Вообще в программе был заявлен их совместный с Иваром Бьёрнсоном (Enslaved) семинар об альбомах «Skuggsja» и «Hugsja», но Ивар задержался в аэропорту, и лидер Wardruna больше говорил о бэкграунде своей собственной музыки. Айнар любит повторять о том, что идея Wardruna не в романтизации прошлого или попытке снова стать викингами, а в том, чтобы взять из древности то, что имеет значение и сейчас, у чего мы до сих пор можем учиться. На этом фестивале, где не только он, но и большинство исполнителей вдохновляются наследием своих родных мест, эти слова обретают особый смысл. Айнар умеет увлечь слушателя не только музыкой, но и словом, а этакая домашняя атмосфера всего фестиваля, где лидер группы, которая собирает стадионы, спонтанно поёт «Voluspa» под аккомпанемент лиры для узкого круга собравшихся слушателей (извиняясь за то, что ещё не успел как следует распеться), и перекидывается шутками с кем-то из зрителей, очень подкупает. «Welcome home», – как написано на баннерах при входе на фестиваль.

Все мероприятия проходят на английском языке. Midgardsblot, несмотря на сравнительно небольшой масштаб, и казалось бы, узкую тематику скандинавской культуры, – абсолютно международный фестиваль. Его посетители – люди не только множества субкультур и возрастов, но и самых разных национальностей. Это своеобразное комьюнити, которое регулярно встречается на этом фестивале.

 

На территории фестиваля три сцены, на которых постоянно что-то происходило (так что охватить всю программу было довольно сложно): основная – для хедлайнеров; в Gildehallen (реконструкции деревянного зала для пиров аристократии викингов) выступали андеграундные метал-команды, рассказывали саги и играли атмосферный эмбиент, а площадку под тентом около зоны с мерчем занимали небольшие фолк-коллективы.

Официально фестиваль начался в четверг ранним вечером церемонией открытия с символическим обрядом жертвоприношения, в котором мог принять участие каждый желающий.

Концертную программу открыли Gaahls Wyrd, сочетающие мистическую атмосферу и блэк-металический напор. Это группа Гаала (Gorgoroth, God Seed, Wardruna), основанная в 2015 и выпустившая в этом году первый полноформатник «GastiR – Ghosts Invited», вдохновлённый северным шаманизмом.

Ожидаемым событием вечера было выступление Айнара Селвика (Wardruna) и Ивара Бьёрнсона (Enslaved), с совместными проектами Skuggsja и Hugsja. Первоначально «Skuggsja» – произведение, заказанное музыкантам для концерта в честь 200-летия принятия конституции Норвегии в 2014 году на фестивале Eidsivablot, который был прямым предшественником Midgardsblot. Так что это выступление теперь, на пятилетии фестиваля, стало символичным. «Skuggsja» переводится с норвежского как «зеркало» или «отражение» и рассказывает об истории Норвегии (не избегая и критической точки зрения. Это произведение совмещает язык тяжелой музыки и старинные скандинавские инструменты, поэзию на норвежском и древнескандинавском языках, олицетворяя слияние прошлого и настоящего. Вторая совместная работа музыкантов, – более медитативная и менее «металлическая» «Hugsja» (переводится как «видеть разумом»), вдохновлена историей Nordvegen («Северная дорога» – древний морской путь, соединяющий Норвегию с остальным миром) и традициями прибрежной Норвегии. Под конец выступления музыканты отдали дань уважения основным группам друг друга, совместно исполнив “Fehu” Wardruna и “Return to Yggdrasill” Enslaved.


Второй день фестиваля запомнился гостями из Китая Zuriaake. Скромные во время саундчека ребята преобразились в каких-то мифологических персонажей и творили настоящую магию на стыке блэк-метала и китайской народной музыки.

На основной сцене играла норвежская блэк-метал группа Vreid, созданная бывшими участниками Windir после смерти её фронтмена. Воинственный настрой и несколько милитаристический имидж (часть альбомов группы посвящены норвежскому сопротивлению времен Второй мировой войны, а название означает «гнев»), мелодичность с корнями в скандинавской фольклорной музыке в сочетании с блэк-метал-атаками и примесью блэк-н-ролла.

Контрастом с ними была группа Gåte (Gaate). Более поп-ориентированное звучание, чем ожидаешь услышать на фестивале, где половина участников – блэк-металлисты, но очень экспрессивное выступление. Многие песни группы являются обработкой традиционных норвежских фольклорных мелодий с добавлением прогрессив-рока и электроники. Коллектив существует с 1999 года и назван одним из лучших живых исполнителей Норвегии – по-видимому, не зря.

Опять же, на контрасте с разудалыми фолк-рокерами, закрыли основную программу дня американские дэт-метал легенды Deicide.

Для поклонников «аутентичного» северного фолка Midgardsblot – возможность открыть новые и малоизвестные имена среди местных (и не только) коллективов, исполняющих музыку подобного толка.

Например, дебютный альбом «Kvile» представил норвежский коллектив Eldrim. Группа собралась, чтобы играть на фестивалях музыку эпохи викингов и средневековья на самостоятельно воссозданных музыкальных инструментах, но сочиняет она и собственный материал. «Kvile» – концептуальный альбом в жанре нордического фолка, «в котором вы отправитесь на тысячу лет назад в путешествие через тоску, любовь, болезнь, потерю, отчаяние и неуверенность в том, что случится после этой жизни», как описывают его сами участники группы.

Третий день встретил гостей фестиваля проливным дождём, изрядно подпортив жизнь тем, кто обосновался в кемпинге. К счастью, ненастье стихло к началу выступлений хедлайнеров, хотя лидер Memoriam Карл Уиллеттс и шутил, что это они привезли с собой в Борре типичную английскую погоду. Но, без сомнения, продолжатели дела Bolt Thrower привезли с собой типичный и очень харизматичный (такой же харизматичный, как и сам вокалист группы) «олдскульный» дэт-метал.

Следующими были Enslaved. Группа, соединившая блэк, викинг и прогрессив-метал, не останавливается на достигнутом и теперь экспериментирует и в живых выступлениях, соединяя музыку с различными видами визуальных искусств. В этот раз они делили сцену с артистами современного танца из Осло Mia Habib Productions. Стоит ли говорить, что смотрелось необычно.

Кульминацией фестиваля стало выступление Heilung. Ещё одна группа, для которой этот фестиваль является особенным. Именно после шоу на Midgardsblot в 2017 году, которое было их вторым выступлением вживую, к группе пришла широкая известность. А солистка Мария Франц – уроженка города Хортен. Так что их выступления, которое анонсировалось как «возвращение домой», возможно, ждало большинство гостей фестиваля. Свою музыку, в которой смешались североевропейские шаманские традиции, древнескандинавское наследие и элементы различных мировых культур, группа описывает словосочетанием «amplified history» (расширенная история), а шоу называет ритуалами, которые призваны погрузить зрителей в экстатический транс и вернуть к первобытному состоянию. (Название группы переводится с немецкого языка как исцеление.) Действо, сопровождаемое внушительной массовкой будто вышедших из железного века безумствующих копьеносцев, стало подходящим завершением фестиваля, идея которого созвучна идее, заложенной в творчество группы.


Midgardsblot – это не строго металлический фестиваль, не чисто исторический или фольклорный – это такой пёстрый микс из всевозможных элементов, разных жанров музыки и искусств вообще с корнями в скандинавском наследии. Но даже просто идти из кемпинга к фестивальной площадке мимо курганов, где были захоронены вместе со своими кораблями знатные викинги, сидеть вокруг костра на берегу фьорда в качестве афтепати – уже впечатляющий опыт. А если к этому добавить хорошей музыки…

Организаторы говорили, что просто делали такой фестиваль, который хотели бы посетить сами. И создать атмосферу, в которую хочется возвращаться. У них получилось.

Наталия МИХАЛЬЧУК
Фото автора.
Благодарим организаторов фестиваля за предоставленную аккредитацию.

Весь фотоальбом с фестиваля:

и https://vk.com/album-2548741_267827092

Наталия Михальчук

Наталия Михальчук