Premiata Forneria Marconi: Легенда в форме
Июль 27, 2017
Георгий Хурошвили (8 статей)
Поделиться

Premiata Forneria Marconi: Легенда в форме

На фоне зимних размышлений об уходящих героях я задумался о том, кого бы мне хотелось обязательно увидеть живьём, пока ещё есть такая возможность, и итальянцы PFM пришли на ум едва ли не первыми. Зайдя на сайт, увидел информацию о весеннем туре и понял, что с учётом относительно бюджетного рейса «Победы» концерт во флорентийском «OBIHall» подойдёт идеально.

Как выяснилось позже, я угадал с местом, поскольку для группы оно особенное. Дело в том, что «OBIHall» построен на месте знаменитого театра «Tenda», в котором 13 и 14 января 1979 года был записан совместный альбом с легендарным генуэзским исполнителем Фабрицио де Андре “In Concerto – Arangiamenti PFM”, а сама улица, на которой расположена площадка, с 2004 года носит имя Фабрицио.
После обязательного посещения столика с мерчем я прошёл в зал, который, к моему удивлению, по вместительности лишь немногим уступил парижской «Олимпии» (снаружи театр казался несколько компактнее). Но что ещё удивительнее, свободных мест в нём не было.
Разумеется, для Италии Premiata Forneria Marconi – группа легендарная и мегастатусная, через неё прошло множество музыкантов, впоследствии так или иначе «засветившихся» на местной сцене, но для регулярно выступающего коллектива — результат впечатляющий.

Я специально не стал уточнять, кто из оригинального состава выйдет в тот вечер на сцену, памятуя изречение Роберта Фриппа «expectation is a prison», и, в общем-то, поступил правильно, поскольку нынешний состав приятно удивил. Из основателей в группе остался только бессменный и невероятно харизматичный барабанщик / вокалист Франц Ди Чоччо (Franz Di Cioccio), двигавшийся по сцене с микрофонной стойкой с энергией, которую ожидаешь скорее от Дэвида Ковердейла, и развлекавший аудиторию в промежутках между песнями. Впрочем, перешедший в PFM из Area в 1974 году басист Патрик Дживас (Patrick Djivas), участвовавший в записи всех альбомов группы, начиная с “L’Isola Niente” / “The World Became The World”, по праву считается частью классического состава группы. Скрипач Лючио Фаббри (Lucio Fabbri), в ходе выступления периодически подпевавший и поигрывавший на других инструментах, присоединился к PFM ещё для записи пластинки “Suonare Suonare” (1980) и оставался в группе на протяжении последующих десяти лет, а с начала 2000-х вновь регулярно появляется в её составе. Второй ударник Роберто Гуалди (Roberto Gualdi) в PFM играет с 1998 года: он исполняет партии ударных, когда поёт Ди Чоччо, а их барабанные дуэты живьём наблюдать — одно удовольствие. Клавишник и бэк-вокалист Алессандро Скальоне (Alessandro Scaglione) впервые записывался с PFM на альбоме “PFM In Classic Da Mozart A Celebration”, где группа в сопровождении симфонического оркестра исполняла свои аранжировки произведений классических композиторов и собственную классику. Он же был за клавишными во время легендарных выступлений в Японии в 2014 году, когда PFM полностью отыграли свои первые пять альбомов (изданы по отдельности и в виде пятидискового бокса “Il Suono Del Tempo”). Гитарист-виртуоз Марко Сфольи (Marco Sfogli) известен в первую очередь по сольным работам вокалиста Dream Theater Джеймса ЛаБри, кроме того с ним работал Вёрджил Донати. А второй вокалист и клавишник Альберто Бравин (Alberto Bravin), записывавший ранее итальянских пауэр-металлистов Rhapsody Of Fire, оказался невероятно талантлив в обеих ипостасях. Особенно как основной вокалист в песнях, где требовалось брать высокие ноты, с которыми Франц Ди Чоччо уже не справился бы, а также в композициях, которые надо было петь по-английски (в отличие от Франца, у Альберто акцента нет).

Концерт начался после получасовой задержки в 21:30 и продлился свыше двух часов, которые пролетели невероятно быстро. Группа вышла на сцену и после вступительного небольшого джема, главной звездой которого стал бас-гитарист Патрик Дживас, разразилась энергичной «La Revoluzione» с альбома “Serendipity” 2000 года. Это была единственная композиция «позднего» периода, за ней последовал классический набор вещей, большую часть которых я даже не надеялся услышать, тем более в таком достойном исполнении. Второй музыканты сыграли «La Luna Nova» (оригинальная версия «Four Holes In The Ground»), далее были «Photos Of Ghosts» (именно англоязычная версия – вообще на концерте периодически исполнялись именно англоязычные версии песен, но упор был сделан всё же на итальянские оригиналы), «Il Banchetto» и (моё первое удивление за вечер) обе части красивейшей «Dove… Quando». Последовала «La Carrozza di Hanz» и очень ожидаемая мной «Impressioni di Settembre» (оригинал «The World Became The World»). После чего Франц рассказал какую-то забавную, судя по реакции публики, историю, в которой упоминались King Crimson, Питер Синфилд и Роберт Фрипп, предварив таким образом «Promenade The Puzzle». Сет-лист целиком вы увидите в конце, я же остановлюсь ещё на паре моментов: была блестяще исполнена аранжировка на прокофьевскую «Romeo E Giulietta: Danza Dei Cavalieri» – ещё одна отсылка к поздним работам PFM, а точнее, уже упоминавшейся выше пластинке “PFM In Classic”. Дживас, как и много раз на протяжении концерта, продемонстрировал виртуозное владение басом на «Maestro Della Voce». Лючио Фаббри покорил зал в ходе джема, в который перешла «Alta Loma 5 Till 9». Во время биса группа отдала дань памяти Фабрицо де Андре, сыграв две песни, которые они играли вместе во Флоренции почти 30 лет назад. А завершился концерт исполнением «Celebration», которую в итоге пел весь зал – на тот момент публика давно уже повскакивала со своих мест, подпрыгивая, подпевая и хлопая по команде Ди Чоччо.

И вот это удивительное несоответствие возраста основных музыкантов той невероятной энергии, которая в тот вечер захлёстывала зал, пожалуй, стало самым ярким впечатлением от концерта. Ну и радость от того, что я успел стать свидетелем выступления живой легенды, вдобавок находящейся в отличной форме.

Сет-лист: La Rivoluzione (“Serenpidity”), La Luna Nuova (“L’Isola Di Niente”), Photos of Ghosts (“Photos Of Ghosts”), Il Banchetto (“Per Un Amico”), Dove… Quando… (“Storia Di Un Minuto”), Dove… Quando…, Pt.II (“Storia Di Un Minuto”), La Carrozza di Hans (“Storia Di Un Minuto”), Impressioni di Settembre (“Storia Di Un Minuto”), Promenade the Puzzle (“Photos Of Ghosts”), Paper Charms (“Chocolate Kings”), Romeo E Giulietta: Danza Dei Cavalieri (“PFM In Classic Da Mozart A Celebration”), Maestro Della Voce (“Suonare Suonare”), Mr. 9 Till 5 (“Photos Of Ghosts”), Alta Loma 5 Till 9 (“Live In USA” / “Cook”), Violin Jam, Volta La Carta (Fabrizio De André “In Concerto – Arangiamenti PFM”), Il Pescatore (Fabrizio De André “In Concerto – Arangiamenti PFM”), Celebration (на английском изначально выходила только в виде сингла), Se-Le-Brescion (с аудиторией).

Георгий ХУРОШВИЛИ
Фото автора.

Общее впечатление

3 мая 2017 г.
OBIHall, Флоренция, Италия

Георгий Хурошвили

Георгий Хурошвили