Portnoy/Sheehan/Macalpine/Sherinian: Шайбу, шайбу!
Октябрь 28, 2012
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Portnoy/Sheehan/Macalpine/Sherinian: Шайбу, шайбу!

Billy Sheehan,Derek Sherinian,Foreign,Mike Portnoy,progressive rock,Tony Macalpine,undefined,Москва Прошлый концерт Dream Theater и нынешнее шоу ее экс-барабанщика Майка Портного имело очень похожий подзаголовок — то ли «супергруппа виртуозов», то ли «шоу супервиртуозов». Как бы то ни было, но нынешнему составу, одному из довольно длинного списка коллективов с участием прославленного Майка, эпитет «шоу виртуозов» подходит в совершенстве, в то время как концерты Dream Theater больше все-таки подпадали под категорию «выступление рок-группы».

Если крутить это название, как кубик рубика, то будут обнаруживаться разные фрагменты разных известных команд. Портной и Шериньян — понятно, Dream Theater. Шериньян и Макалпайн — Planet X. Макалпайн и Шиэн — Devil’s Slingshot. Портной и Шиэн — простите, не помню. Но ведь не может, чтобы не было такой группы? И я абсолютно уверен, что пройдет пара лет, чья-то рука еще раз перемешает эти игральные кости и мы снова услышим «супергруппу виртуозов», только уже в чуть ином обличье.
О том, ради чего собрались эти товарищи, сразу же говорит сет-лист. Инструменталы Dream Theater (часть «Change of Seasons», «Hell’s Kitchen» и, о шок и потрясение, никакого «итседжема»), избранное творчество Planet X, чуток сольного Макалпайна и вещи Шиэна, сольные и с Talas. Плюс кавер Джеффа Бека. Плюс сольные выходы каждого из участников (исключая, о шок и потрясение, соло самого Портного). Что случилось с Портным? Ведь в сет-листах других концертов оно было?
Тут можно гадать, а можно — просто вспомнить, что творилось перед выступлением в «Милке». Ближе к семи — запланированному началу концерта — за дверьми малого зала «Милка» вытянулась на холоде очередь, тянувшаяся аж за ворота. Внутри, в зале, шел саундчек — запоздалый и затянувшийся. Примерно к восьми артисты «дочекались», запустили народ, и еще добрых минут 40 стояли близ сцены, а толпа сзади всё нарастала и под конец заполнила весь зал битком. Успех! Интересно, что в большом зале «Милка» параллельно шел Therion, и, как говорят, тоже с аншлагом. А концерт Портного и Ко. начался только в 20-50.

Первая вещь — предсказуемо для всех, кто читал сет-листы турне — «A Change of Seasons», вернее, ее фрагмент. Затем — кое-что старенькое от Макалпайна… ну, дальше нет сил пересказывать. Остановлюсь на персоналиях. Дерек Шериньян, с бородкой, слегка постройневший, был в левом углу зала и как-то в тени остальных, но играл отменно, а в его арсенале — два «Корга» и один «Хаммонд», видимо, настоящий. Звучал он по-хаммондовски звучно и «жирно». Шиэн и Макалпайн — на авансцене, оба — в кепочках, оба — спортивные, поджарые, энергичные, разве что Шиэн на вид постарше и попроще, порой напоминающий соседского электрика, но с татуировкой, изображающий атом, пониже локтя… (Осталось разглядеть, что это за элемент!) Зато Билли — настоящий идеал рок-басиста. Играющий несколькими пальцами, звучно, выпукло, мощно, выразительно, оттяжно… в его руках Yamaha голубого цвета (с тремя ручками и двумя джеками) и пела, и рычала, и ворчала, и по всякому прочему бас-гитарному звучала. В общем, это надо видеть — и слышать. Лично я бы если и пошел второй раз на проект PSMS, то ради Билли Шиэна.
Тони Макалпайн немного затерялся, его соло показалось немного надуманным и по-мальмстиновски утопленным в эффектах, а из сольных вещей он выбрал не совсем те, что я люблю (а я их правда люблю, и вообще считаю Макалпайна фигурой не меньше Вая с Сатриани). Видимо, это был не совсем его день. Жаль, давешний сольный концерт Тони я пропустил.
Что же касается супермаэстро, то он располагался боком к публике с правой стороны сцены, так что любители могли разглядеть все нюансы его игры… и не только игры. Например, я зачем-то запомнил (лучше бы и не замечал), что в какой-то момент Портной, не переставая играть, эдак размашисто почесал себе подмышку. А ближе под конец шоу он, в очередной раз улыбнувшись и помахав приветственно первым рядам, вдруг от всей души… плюнул в них жвачкой. Жвачка, кажется, до зрителей не долетела. Но представьте себе даже теоретически ситуацию, при который вы, фанат, стоите у сцены и ловите плюнутую в вас жвачку кумира? Завернете ли вы ее в бумажку и принесете домой, как, скажем, сувенирный медиатор, или сочтете себя оплеванным? (А говорят, один фанат Pink Floyd выпустил книгу мемуаров «Оплеванный Роджером Уотерсом». Хотя, скорее всего, это была апрельская шутка.)
Барабанного соло Портной не сыграл, но можно сказать, что весь концерт был его барабанным соло, да и просто бенефисом творческой личности. Майк в своем углу сцены был ведущим, церемониймейстером, лидером всего происходящего. Он неприкрыто красовался, точно зная, что вся эта публика, заполнившая «Милк», пришла на него. И люди успели отогреться, оттаять от звуков музыки и приветствовали кумира, скандируя его фамилию и лишь изредка переключаясь на Шиэна и других.
Второй микрофон, который в центре, понадобился лишь под конец, когда Билли Шиэн исполнил песню своей старинной группы Talas «Shy Boy». Забойный рок-н-ролл в духе «Моторов», где задорную кричалку подхватывал и Портной за барабанами, и весь зал — правда, у зала получалось скорее что-то в духе «Шайбу, шайбу!» Может, для России стоило подыскать какую-то более известную в народе вещь, не знаю, но концовка получилась какой-то странной.
Дальше — еще полчаса бесплодного ожидания, когда же герои наконец выйдут, а затем охрана мягко попросила всех удалиться — в клубе «Милк» шел третий за этот день концерт. На ночной дискотеке «Сгущенка» выступала Юлия Савичева. И очередь желающих туда попасть — в третий раз за день — тянулась аж за воротами.

Резюмируя услышанное и увиденное: проект PSMS совершенно точно не станет вторым Planet X и даже Devil’s Slingshot — видно, что для его участников это лишь возможность исполнять свои вещи и получить удовольствие от игры друг с другом. С кем еще Портной может так же качественно воскресить репертуар Dream Theater, на кого еще фэны Dream Theater придут, будучи столь же уверенными в результате? Конечно, имена Шиэна, Макалпайна и Шериньяна в этом отношении безупречны, а отсутствие лица (да что там — названия!) у этой группы только в плюс — значит, ничего не будет лишнего. В то же время вещи Dream Theater, даже инструментальные, всегда несли в себе печать «программности», некоего артистического заявления, которое может быть сделано только настоящей группой, желательно — именно той, где 20 лет своей жизни играл Майк. В сольной интерпретации они тускнеют.
В конечном счете, PSMS как проект выглядит как своего рода итог двух с лишним лет, которые Майк Портной провел вне Dream Theater. Очевидно, уйдя из группы, он обрел творческую свободу делать всё, что угодно, и играть с кем угодно. Дикая вереница промелькнувших на наших глазах проектов — попрочнее и похлипче — показывает, как недоставало ему этой свободы раньше. Хард-рок, энгри-метал, фьюжн, прогрессив… Но в конечном счете это «что угодно» оборачивается всё равно кавер-версиями Dream Theater. Может, этот круг истории всё-таки близок к завершению?

Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Катерина Межекова. См. также http://www.flickr.com/photos/2tails/sets/72157631868501929/with/8129711746/
Благодарим RIFF Entertainment за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер