Pain of Salvation и «Оргия Праведников»: Путь к исцелению
Март 16, 2019
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Pain of Salvation и «Оргия Праведников»: Путь к исцелению

«Всё сложно» — так можно вкратце описать историю шведской прогметал-группы Pain of Salvation в последние лет восемь. После дилогии «Road Salt» лидер группы Даниэль Гилденлёв остался, по сути, один на один со своим детищем, новый гитарист, исландец Рагнар Золберг, с ним не сработался, вдобавок в 2014-м Даниэль подхватил опаснейшую бактериальную инфекцию, едва не стоившую ему жизни.

Восстановление было долгим, хоть болезнь и вдохновила его на сочинение нового альбома «In the Passing Light of Day». К счастью, здоровье вернулось — и теперь наш герой выглядит здоровее, чем когда-либо, на место второго гитариста вернулся старожил команды Юхан Халлгрен, но мелкие неприятности продолжают преследовать группу и сейчас — например, проблемы с визами, из-за которых Pain of Salvation не смогли приехать, как собирались, в ноябре 2018-го.

Но концерт не отменили, а просто перенесли, а в этот день полный концерт вместо намеченного разогрева отыграла «Оргия Праведников». Что, конечно, не помешало им выступить перед Pain of Salvation теперь! Говоря о разогревах, просто удивительно, что этот «дуэт» состоялся только сейчас. Возможно, на взгляд пуристов «ОП» слишком «текстовые», слишком похожие на русский рок, но если вслушаться в музыку, понимаешь, что она тоже сложная и глубокая, что уж говорить о философских глубинах, которые затрагивают Сергей Калугин и Ко. в текстах… Мало того, «оргиевцы» — давние фанаты Pain of Salvation, группу случалось видеть на их концертах в полном составе. А вот теперь «Оргия» находится на таком уровне популярности, что в одном сете с кумирами скорее обеспечивает поддержку и даёт дружескую рекомендацию своим многочисленным фанатам, которых на сольных концертах бывает уже и побольше, чем может поместиться в этот клуб.

И всё-таки на «double bill» на западный манер это похоже не было — на выступление «ОП» дали 40 минут, и ещё столько же — чтобы воткнуть 25 каналов, проверить прохождение всех сигналов и отстроить звук. Хедлайнеры есть хедлайнеры. В таком формате дать своё полное шоу, с виолончелью, трубой и другими прекрасностями команда не могла, но всё же выступала в расширенном составе, с сопрано-вокалисткой Еленой Юркиной. Звук предсказуемо страдал, потом выправился, публика реагировала сдержанно, но без отторжения, прибавилось ли у «Оргии» слушателей после концерта — сложно сказать. На правах поклонника обеих групп скажу, что всё-таки слушать «ОП» лучше в больших форматах и на сольных концертах, а в таком квазифестивальном сете только успеешь настроиться — бац, и всё уже кончилось.

Сет-лист «Оргии праведников»: Flores de Muertos, Вперед и вверх, Сицилийский виноград, Школа мудрости, Путь во льдах, Рыцари Неба, Вдаль по синей воде.

Обычно в ожидании выхода артистов редко прислушиваешься к тому, что звучит из колонок. Расхожие хиты «классического рока», если не хуже. Но в этот раз, говорят, список составляли сами музыканты. «Это уже было когда-то…» — возникло чёткое ощущение. Так точно — «Let the Sunshine In» из мюзикла «Hair» звучала и перед предыдущим концертом в 2015 году в этом же зале. Только тогда он назывался «Вольтой». А вот «морзянки» вступления тогда не было… Она подводит к эмоциональному взрыву «On a Tuesday», «открывашки» с нового на сегодня альбома «In The Passing Light of Day» (2017). Полная темнота и тусклый контровый красный свет. В этих красных тонах, с давящим и тяжелым звуком, начинается первый номер. Поначалу кажется, что Pain of Salvation совсем ушли от прогрессива в некий качёвый альтерно-метал с речитативно-кричащим вокалом. Через минуты четыре луч света переходит на барабанщика Лео Маргарита, он начинает свою партию небесно-высоким голосом — заслушаешься! Вокальные возможности всех музыкантов были слышны и в «Reasons» — с «джентлджайентовским» многоголосием во вступлении. И за эту 10-минутную вещь, с её головокружительными переходами, музыкальными и эмоциональными, понимаешь — как бы не менялись Pain of Salvation, в прогрессивности им не отказать никогда.

«Спасибо», — поприветствовал Даниэль публику на русском. «We’ll just keep going!» И пустился в следующую, «Meaningless». Пока — только свежий материал, свет на сцене — по-прежнему красный, как в давнишних фотолабораториях.
«Мы поиграли новые. теперь вернемся к старым вещам, сейчас, только осталось взять в руки старую гитару…» — говорит Даниэль. И сцену заливает синим. Начинается «атмосферное» гитарное соло, подводящее к «Falling». Аккомпанирует клавишник Даниэль Карлссон, на вид совсем мальчик по сравнению с высоченным хайрастым Гильденлёвом, после болезни поднакачавшим мускулы и слегка напоминающим бодибилдера, «типичным рокером» Густавом Хелмом и вернувшимся в состав дредастым полуголым крепышом Юханом Халлгреном. Но и он — находка команды. В Pain of Salvation и не нужно быть вечно солирующим «клавишным героем», и скромный, не пышущий тестостероном «Ди2», как его называют в команде — абсолютно на своём месте.

Дальше «Perfect Element» — абсолютная классика. 2000-й год. 19 лет прошло. Кажется — можно ли спеть эту вещь так, будто она создана только сейчас? Годы бегут, меняется Даниэль Гилденлёв и его группа, но тот уровень эмоциональной отдачи, откровенности, буквально выворачивания себя наизнанку на сцене — по-прежнему с ним.
А на сцене разворачивается целый световой театр. Сверху крутится-вертится большой диско-шар, превращая зал в большой планетарий, лучи прожекторов подсвечивают артистов сбоку, сверху, сзади, отражаются от зеркал, расставленных по краям. Говорят, техники отстраивали всё это великолепие пять часов. И оно того стоило.
Группа поразила именно световым шоу. Не анимацией на экране, не декорациями и не спецэффектами, а просто светом, который менялся от песни к песне, буквально пронизывал сцену насквозь, и артисты словно купались в нём. Жаль, показать его во всей красе невозможно — там надо быть…

Послушали «классику» Pain of Salvation, можно и к неортодоксальному «Scarsick» вернуться. «Мы играли диско на прог-концертах, ещё когда это не было мэйнстримом», — мог бы сказать на этот раз Даниэль. Но не сказал. И не стал рассуждать о косных металлистах, которым недоступна великая и светлая попса. Просто прокричал: «Let’s f**ing dance!» — и на сцене заплясали все цвета RGB, а диско-шар заработал по своему прямому назначению. Сама эта вещь на альбоме носила явно пародийный оттенок, иллюстрируя одну из картинок в сюжете, а теперь уже и не поймешь, воспринимать это сочетание педали-октавера, фальцетных подпевок и речитатива а-ля группа «Чингисхан» всерьёз или не очень. Во всяком случае, прог-фэны плясали не меньше, чем под «Permanating» одного босоногого прог-героя. Кстати, Даниэль на сцене был тоже босиком! К чему бы это… «Все эти высокие ноты меня убивают!» — заметил он по окончанию вещи.

А вот «Kingdom of Loss» с того же диска — уже явная классика группы, и припев — «If you’re tearing down my world, please just try to do it gently…» — пели в зале многие… Дальше экскурс на три вещи во времена аж второго альбома «One Hour by the Concrete Lake». «Уверен, мы играем её в России впервые, — сказал Даниэль про «Pilgrim». — Если знаете, подпевайте! Если не знаете… всё равно подпевайте!» (Кстати, в Петербурге вместо неё была «новенькая» «Silent Gold»). Дальше ещё одна бессмертная баллада — «Ashes». Жаль только, ещё одну жемчужину такого плана — «Undertow» — группа сейчас не играет. А так хорошая была версия в памятном первом концерте в клубе «Апельсин», с балалайками и ложками… Но редкости взамен «очевидностей» — тоже хорошо. На «Inside Out» Гилденлёв предложил организовать в зале мошпит — по-моему, никто призыву не последовал.

«Мы хотели приехать в ноябре, и было так обидно переносить концерт. Как много вас собирались пойти на концерт в ноябре? — поднимается много рук. — Я так рад, что вы дождались! Спасибо большое!» От мрачного хмурого рокера, вышедшего на сцену час и 15 минут раньше, не оставалось и следа. Он даже не стал толком уходить на сцену и возвращаться на бис перед «Used», кажется, никто не заметил. Зато жест организаторов перед последней вещью концерта запомнился и зрителям, и самой группе. Они вынесли и подарили всем музыкантам… тюльпаны к 8 марта! «Что, был Международный женский день?» — проявил знание дела Даниэль. И, вместе с коллегами, вручил цветы девушкам в первых рядах. Но один оставил для себя. Впереди была главная вещь сета — заглавная композиция с «In The Passing Light of Day», посвящённая его жене Йоханне: «My wife, my life and my best friend». Гилденлёв попробовал воткнуть цветок в гриф гитары — под струны, прямо у первого лада, и сыграл так несколько куплетов, подстраивая инструмент. С цветком гитара выглядела невероятно, но звучать как надо всё-таки не могла, он попросил вынести другой инструмент и начал песню ещё раз. Трудно представить себе такую свободу на выверенных до секунды шоу многих коллег Даниэля.

А что ещё представляется — насколько он перерос, да и всегда был шире рамок традиционного рок-вокала. Когда он исполняет эту балладу-посвящение, перерастающую в прогметаллический гимн, понимаешь, что если Гилденлёв когда-нибудь решит сменить жанр, ему прямая дорога в соул-вокалисты, в поющие поэты а-ля Леонард Коэн. «Заботьтесь о себе, к чёрту ненависть, к чёрту страх», — сказал Даниэль на прощание под звуки скрипичного outro. Поклоны, объятья, коллективное фото на фоне публики и ощущение тепла внутри, которое останется надолго. Всё как это бывает после по-настоящему удачного выступления. Музыкальной терапии, в которой есть и боль, и исцеление, и смятение, и радость.

Сетлист Pain of Salvation: On a Tuesday, Reasons, Meaningless, Falling, The Perfect Element, Disco Queen, Kingdom of Loss, Handful of Nothing, Pilgrim, Inside Out, Ashes, Full Throttle Tribe. Бис: Used, The Passing Light of Day.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим Delta Mekong Concerts за аккредитацию.

Общее впечатление

9 марта 2019 г.
Москва, клуб "Station Hall"
Delta Mekong Concerts

Владимир Импалер

Владимир Импалер