Devin Townsend Project: Трансцендентальное погружение
Ноябрь 22, 2017
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Devin Townsend Project: Трансцендентальное погружение

Девин Таунсенд, создатель собственного стиля в прогрессиве, впервые в России! Такое событие ещё несколько лет назад казалось несбыточным. Помнятся попытки привезти его в ту пору, когда Девин гастролировал вместе с Аннеке ван Гирсберген, и это была бы сенсация.

Теперь он приехал без голландской певицы, в сопровождении своей штатной Девин-Таунсенд-группы, и, кажется, фанаты то ли перегорели ожиданием, то ли изначально их было не так много, как хотелось бы думать… Но к восьми вечера, намеченному времени начала концерта, зал «Главклуба», ранее известного как «YotaSpace» и «Б1», был скорее пуст, чем полон. Но — всё-таки пятница, рабочий день, и за час ожидания (скрашенного такими нетворческими явлениями, как отстройка бас-бочки и прочее анонимное «дж-дж» со сцены) ситуация несколько исправилась, так что Девин мог любоваться на лес рук и созвездие смартфонов примерно до звукорежиссёрской будки. Не аншлаг, но и за державу не стыдно. И никакого разогрева.

В девять ровно на сцену выбежали они — участники Devin Townsend Project. Гитарист Дэйв Янг, басист Брайан Уэдделл, клавишник Майк Сент-Жан и барабанщик Райан ван Пудеройен. Все они играют и записываются с Девином уже немало лет, однако при безупречном исполнительском уровне музыкантов нужно признать, что по-прежнему они скорее аккомпанирующий состав. А Таунсенд в этой группе — и певец, и гитарист, которому достаются абсолютно все значащие партии, и безупречный фронтмен, по харизме соперничающий с лордом Вольдемортом из популярного фильма. Он — в центре, по бокам свита — такие же лысые басист и гитарист, один — седобородый, другой чернобородый, клавишник повседневного вида и столь же радикально бритый, как и Девин, барабанщик. Задником — обложка недавнего альбома 2016 года «Infinity», который группа «обкатывает» больше года и за это время, похоже, материал дошёл до той стадии, когда он «отскакивает от зубов», но уже слегка приелся. Новых — всего три вещи, «Failure», «Stormbending» и завершающая сет «Higher», остальные плавно распределены по всему наследию сольного Девина, включая стёб-прог с двух альбомов «про Зилтоида» — «Hyperdrive», «Z Goes Home», «March of Poozers». Эпоха Strapping Young Lad не в счет, этот материал Девин больше не играет. Самая старая вещь — «Night» с «Ocean Machine» (1997). Кстати, недавно Девин играл этот альбом целиком — в Болгарии (!) с симфоническим оркестром (!!!). Но нам о таком не приходится даже мечтать. Бессмысленно было бы ожидать и материала с его проекта Casualities of Cool — слишком иная эта музыка.

Если пытаться проследить карьеру Девина Таунсенда под его собственным именем, то, не будучи фанатом, впивающимся во все релизы сразу же по мере их выхода в течение 20 лет подряд, немудрено и запутаться. Чем отличается Devin Townsend Band, Devin Townsend Project и просто Девин Таунсенд, какое место в этом ряду занимают два альбома «зилтоидовского цикла» и почему Таунсенд в какой-то момент возвращался к SYL, а потом прикрыл его насовсем? Если честно, внятного ответа нет и у меня, одно можно предположить: Девин в своих экспериментах по сочетанию экстрим-металла, прогрессива и даже панка нашёл своеобразный стиль, который я бы осмелился назвать «метал-эмбиентом». Только эмбиентом не в смысле «тихий, успокаивающий», а в смысле «бесструктурный», или, вернее, структура которого максимально завуалирована в девиновской «стене звука» и его игре с шумами и звучаниями. Слушая такую музыку, особенно живьём, со сценической харизмой фронтмена, его улыбками и жестами в зал, словно тонешь в какой-то эйфории, смешанной с болью и страстью, и испытываешь нечто, совсем не похожее на стандартный риффово-ориентированный прогметал.

Стоит отметить ещё один момент. Для того, чтобы звучание это выкристаллизовалось окончательно, Девину потребовалось в какой-то момент отойти в сторону. Как раз об этом — и «Ziltoid the Omnicient», и тетралогия «Ki» — «Addicted» — «Deconstruction» — «Ghost», в которой Девин попробовал выделить в чистом виде составляющие своего стиля. Для этого Таунсенд реализовал разные варианты звучания с разными составами музыкантов и со множеством гостей (включая ту же Аннеке ван Гирсберген). А затем — снова сложил воедино. Так появился «Transcendence» (вензель на обложке которого так напоминает лого нового диска Deep Purple — и там, и здесь бесконечность).

Чтобы не сделать этот репортаж бесконечным тоже, вернемся к воспоминаниям о самом концерте. Девин — из тех фронтменов, что компенсируют свой «злобарский» вид неподдельным счастьем от игры и подлинной связью с аудиторией. Он вспоминал, что мечтал ещё в 20-летнем возрасте сыграть в Москве — мол, тогда у меня и волос на голове было больше… У Девина невероятная пластика — он мог бы, наверное, сыграть Гамлета в театре для глухих, изобразив его одними кистями рук.

Он едко пародировал привычный уход за сцену и вызов на бис: «Ну, теперь вы будете нас звать… и мы, конечно, выйдем…» Вернувшись к залу, Таунсенд, всмотревшись в толпу, увидел у кого-то в первых рядах знак типа «я хочу слушать акустический сет Девина вечно» и исполнил не одну запланированную, а целых две вещи на бис под акустическую гитару. Первая — «Ah-Ih» – в оригинале великолепный студийный дуэт с Аннеке, в котором вся гамма чувств передаётся с помощью этих двух гласных; живьём же он спел её на два голоса сам, но — при помощи аудитории. Вторая — незатейливая «Let It Roll», в которой Девин в красочных, подчас фривольных эпитетах представлял свою группу. А самое главное — перед «Let It Roll» он узрел в публике не только плакатик, но и светящиеся красным рожки (или ушки) у кого-то на голове. «Обожаю такие штуки! Можете мне передать?» — попросил он. И тут же нацепил себе на голову. Сцена «Главклуба» не видела чёртиков обаятельнее, чем этот.

Сетлист: Rejoice, Night, Stormbending, Failure, Hyperdrive, Where We Belong, Deadhead, Ziltoid Goes Home, Supercrush!, March of the Poozers, Kingdom. Бис: Ih-Ah!, Let It Roll (с представлением группы), Higher.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото — Анна Миронова (с выступления DTB в Санкт-Петербурге).
Благодарим Анастасию Потапову (Spika Concerts) за аккредитацию.

P.S. А вот и фотографии из Москвы подоспели. Автор — Катерина Межекова.

Общее впечатление

29 сентября 2017 г.
Москва, "Главклуб"
Spika Concerts

Владимир Импалер

Владимир Импалер