Pagantour (Ensiferum, Сварга, Anabioz): Пляски, думы и сказочники
Ноябрь 13, 2019
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Pagantour (Ensiferum, Сварга, Anabioz): Пляски, думы и сказочники

Начну-ка с лирического отступления. Единственный негативный момент этого вечера — то, пришлось долго ждать, пока открыли двери клуба. Денёк выдался тёплый, но к вечеру подул холодный ветер, пришлось автору этих строк наглухо застегнуть куртку, а фотокорреспонденту – накинуть капюшон. На этом минусы и кончились.

Начало немного сдвинулось. Лишь около половины восьмого вечера публика начала заполнять Arbat Hall. Так начался московский концерт «Пэгантура», хедлайнером которого выступают Ensiferum. Гастроли охватили Питер, Москву и ещё шесть городов России, а завершились в столицах Беларуси и Украины. В каждом городе с финнами делили сцену спецгости.

В Москве открывать мероприятие выпала честь гостям из города Октябрьский, что в Башкирии, по имени Anabioz. Группа — не новичок на тяжёлой сцене, на сегодняшний день её дискография насчитывает три альбома, вышедших с 2008-го по 2014-й год, а играет она пэган-метал, в котором слышны как славянские, так и европейские народные мелодии – от кельтских до скандинавских. И, как правило, плясовые. Шесть из семи композиций, прозвучавших в этот день, вполне подходили для танцев. Выступление началось с выхода барабанщика Александра Кузьмина, басиста Антона Жукова и гитариста Артёма Михеева. Втроём они грянули вступление, в ходе которого на сцену стремительно выскочили скрипачка Ольга Кузьмина и второй гитарист, он же фронтмен Данил Мокров. Он сразу притянул на себя внимание. Живой, подвижный, умело манипулирующий пока ещё не слишком многочисленной толпой (к началу сета «Анабиоза» её не все зрители вошли в зал). Уже к третьей композиции заставить пять человек закружить сёкл-пит. Звук с первых же аккордов был великолепным, хотя и громким. Впрочем, разве это недостаток для рок-шоу?

Первые три песни пел один Данил. На четвёртой его яркий харш-скрим разбавила Ольга. Надо отдать ей должное: владеет она несколькими вокальными техниками. Сначала продемонстрировала «готишную» (надо сказать, не очень уверенно), а дальше в той самой единственной неплясовой «За тобой вслед» выдала, да так ярко, русского народного «кокошника», а ближе к коде – гроула! В общем, добавили гости из Башкирии нотку русской тоски. А завершили выступление яростным «Ведьминым кругом». И хотя самый свежий диск группы вышел пять лет назад, звучит она на сцене сыгранно и чётко, практически на международном уровне. Единственное, над чем стоило бы поработать музыкантам – над сценическим образом. Фронтмен перетягивает на себя всё внимание, а остальные музыканты выглядят как простые аккомпаниаторы. Вроде и мельницы хайерами крутят, и двигаться пытаются, но движения их рядом со сгустком энергии по имени Данил кажутся немного скованными. В остальном всё хорошо, начало удалось!

К выходу «Сварги» зал наполнился примерно на две трети. Судя по тому, как мощно скандировала публика имя группы — её у нас любят. И есть за что: послушайте два последних альбома! Коллектив под управлением бессменного лидера и вокалиста Ильи Вольфенхирта заметно вырос. И хотя за два десятка лет «Сварга» выпустила лишь четыре полноформатных альбома, она является одной из самых заметных на отечественной фолк-пэган-метал-сцене. Первое знакомство с ней состоялось у меня пять лет назад на дне рождения Мендора. Честно признаюсь, большого впечатления тогда «Сварга» не произвела, но всё же стало интересно познакомиться с её творчеством. Послушал и неожиданно проникся. И если первые два диска, «Огни на курганах» (2005) и «Там, где дремлют леса» (2007), впечатлили, то третий, «Кровь-река» (2009), накрыл по полной. Дальнейшие ЕР и синглы я уже ждал… Правда, четвёртый CD «Чёрная падь» вышел спустя целых девять лет, в 2018-м, но ожидание того стоило. Это зрелая работа, убедительная и безоговорочно крутая. Сет-лист, за исключением интро-приветствия, и «Голоса Лютеня», строился на песнях с неё. К слову, «Сварга» на позапрошлогоднем «Folk Summer Fest» сыграла один из запомнившихся сетов. Потому сомнений, что и тут группа отыграет как минимум хорошо, не было.

Состав, в котором группа играет с 2015 года, подобрался исключительно мощный, и качество саунда и аранжировок — заслуга именно этих музыкантов. Хороша и ритм-секция в лице барабанщика Виталия Сальникова и басиста Александра «Шмеля» Швилёва («Рарогъ», экс-«Калевала»), и гитара Александра Стрельникова («Беркут», Arida Vortex и мн. др.), и виолончель Ирины «Risha» Львовой (Vespercellos, Risha, экс-Louna, экс-Tracktor Bowling), выступающей со «Сваргой» на концертах. Немаловажную роль в группе играют духовые (от блок-флейт до волынок) Александра Косякова. Ну а об аккордеоне Игоря «Hurry» Ангиоза, играющего в «Сварге» с момента основания группы (а с недавних пор и в «Бояновом гимне»), и говорить нечего: это один из инструментов, определяющих саунд с самого начала. Особо стоит отметить вокал Ильи Вольфенхирта. Он стал настолько крепким и уверенным, что, как говорится, за душу берёт. Будь то хоть экстремальное пение, хоть чистый голос. Чистый особенно силён. Энергетика у «Сварги» тяжелее их музыки. Музыканты без всякого шоу умело погружают в мир мрачных картин, изображённых в их песнях. Их сет будто бы схватил за горло и держал, не отпуская, до самой коды. И при этом пролетел стремительно. Прекрасный звук был только в помощь. Хотелось ещё, но мы же прекрасно понимаем, кто в доме хедлайнер.

В Москве финские «Меченосцы» (именно так, только в единственном числе с латыни переводится Ensiferum) играли в восьмой раз. Но лишь ныне мне довелось впервые увидеть их живьём. На сей раз они приехали квартетом. У микрофона в команде с 2004 года — Петри Линдроос; он пришёл из Norther на замену Яри Мяенпяа, который ушёл со скандалом и вскоре основал Wintersun, на гитаре играет Маркус Тойвонен, на басу (кстати, шестиструнном) — Сами Хинкка, за ударной установкой — Янне Парвиайнен (экс-Waltari). Ни клавишницы, ни аккордеонистки в составе нет, приходится обходиться без тех песен, в которых присутствует женский вокал. Но и без них у Ensiferum хитов на полуторачасовой сет хватило. И отыграла великолепная четвёрка их более чем уверенно. И смотреть на финнов, и слушать их было одно удовольствие. Ради «языческого тура» они подняли на свет материал из самых первых альбомов, тех, в записи которых не участвовал никто из нынешнего состава. И вышло это задорно и бодро. Кстати, и Маркус, и Сами пели чистыми голосами. Назвать это бэками было бы несправедливо — это полноценные вокальные партии, которые порой выходили на передний план. Более того – в «Ahti» (настоящий нежданчик) Сами Хинкка выдал умопомрачительных верхов, от которых по-настоящему в зобу дыханье спёрло. Песни Ensiferum – англоязычные интерпретации эпических сказаний родной страны, в том числе небезызвестной Калевалы, положенные на музыку, основанную на финском фольклоре. При всей атакующей мощи харш-вокала Линдрооса музыка группы не брутальна, она так и провоцирует пуститься в пляс, т.е. броситься в сёкл-пит. И этому желанию были многие покорны. Если на «Анабиозе» кружилось пять человек, то здесь уже хороводило около трёх десятков. Кто-то выходил из «магического круга», но тут же на их месте возникали другие. Запомнилась такая картина: стоят около бара две девушки и прямо по-настоящему целуются, после чего – в сёкл-пит!

Но вернёмся к шоу. Современный (он же, пожалуй, и золотой) состав Ensiferum продолжает линию тех, кто когда-то основал группу. Продолжает успешно, без намёка на творческий кризис, и стабильно радуют поклонников. Играют музыканты со знанием дела, правда, таких угарных и долгих «спичей», как на концертном DVD, вышедшем в качестве бонуса к позапрошлогоднему альбому «Two Paths», в Москве не было. Но и выступление там запечатлено совсем другое: акустический концерт на фестивале «On The Rocks» в Хельсинки в октябре 2016 года, в составе Ensiferum — клавишница и аккордеонистка, и все музыканты глумятся и стебутся друг над другом на грани фола. Хотя и в Москве без шуток не обошлось. «Two Of Spades» Петри представил как панк-рок-песню. Да, она скоростная и по-панковски грязноватая, но есть в ней и элементы диско в духе Boney M 70-х. Впрочем, диско и панк в те годы шли параллельными путями и набирали популярность практически на равных, отличие лишь в том, что панк-рок полыхнул и слишком быстро «перегорел». Это не единственное включение других стилей на этом концерте, например, «In My Sword I Trust» предварялась блюзовым вступлением.

Завершала основной сет «Victory Song». Перед ней Линдроос сказал: «Москва, эта песня может оказаться сегодняшним вечером последней; всё зависит от вас». Отыграв «Песнь победы», финны ушли со сцены. Они не могли не вернуться, ибо их «дым над водой» ещё не прозвучал. Но первой на бис была не заветная «Lai Lai Hei», а «Hero In A Dream», а уж потом – та самая песня, на родном языке, с лид-вокалом Маркуса и вторым – Сами. Линдрооса в ней ограничился гитарными партиями. Началась вещь неторопливая хумппа, продолжилась скоростным разрешением, к концовке снова сбавила темп и началось долгожданное пение с залом «лай лай хей». Сёкл-пит закружился с такой неистовой яростью, будто его участники были в агонии. О том, что концерт окончен, дала понять зазвучавшая в колонках песня финской группы Lapinlahden Linnut (слышал я её впервые, определить композицию помогло мобильное приложение Soundhound).

Резюмируя, могу сказать, что концерт не просто удался и оправдал ожидания, а даже немного их превзошёл. За счёт ранних вещей, во-первых, за счёт исполнительского мастерства — во-вторых. Это было восьмое выступление Ensiferum в Москве, а впереди были города, в которые финны приезжали впервые: Новосибирск, Екатеринбург, Уфа, Самара, Ярославль, Воронеж… Будем надеяться, что всё пройдёт отлично, и те, кто придёт на концерты «Пэгантура» там, получат не меньший кайф, чем московская публика.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Михаил Грушин
Благодарим JC Sound за аккредитацию на концерт.

Все фотографии — 

Или https://vk.com/album-2548741_268659874

Общее впечатление

25 октября 2019 г.
Москва, "Arbat Hall"
JC Sound

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев