«Обiйми Дощу» и Arstidir: Два дня посреди осени
Arstidir,doom gothic,Foreign,singer/songwriter,Меццо-форте,ММДМ,Москва,Обiйми Дощу Начало октября – время, когда теплая «золотая осень» сменяется на мокрую и дождливую, и два концерта, прошедшие как раз на рубеже октября, отчеркнули эту перемену.
И хотя формально стилистика и музыкальные корни украинцев «Обiйми Дощу» (что значит «Объятья дождя») и исландцев «Arstidir» (что значит «Времена года») совершенно разные – первые шли в своей эволюции от дум-метала, вторые – от авторской песни и фольклора, эмоциональная картина от их музыки на удивление близка. Поэтому и рассказ пойдет о двух концертах сразу.
1 ОКТЯБРЯ: ОБЪЯТЬЯ ДОЖДЯ БЛИЗ ВДНХ
Украинцы «Обiйми Дощу» (произносится «ОбИймы дощУ») в своем творчестве адресуются к публике из совершенно разных, если можно так сказать, сообществ. Сообщество первое – фэны дум-метала и, условно говоря, пост-дума, группы Anathema и так далее, откуда, собственно, «дождь и идёт». Сообщество второе – фэны московской группы «Оргия праведников», которая за время украинских гастролей очень сдружилась с «Обiйми Дощу», найдя в них единомышленников и «братьев по оружию». И хотя корни «Оргии», опять-таки, немного иные, но задачи, которые поставили перед собой группы, схожие – в объединении металла, «электричества», с одной стороны, и оркестровых инструментов, акустики, песенности – с другой. Родственность некоторых инструментально-аранжировочных решений «Оргии» и «Дощу» несомненна, хоть украинцы и пришли к своему стилю независимо от москвичей. Наконец, сообщество третье – поклонники прогрессив-рока. Здесь связь наиболее тонкая – да, у команды интересные аранжировки, «артистичность» ее музыки несомненна, а вот традиционных прогметаллических «фишек» не найти и днём с огнём. Тем не менее, прог-роковый лейбл MALS издал альбом «Обiйми Дощу» «Элегия», а энтузиаст прог-рока Андрей Егоров позвал команду с гастролями в Питер (где они играли с Roz Vitalis) и его пригород Гатчину.
Сама эта затея была прекрасна и авантюрна, в Гатчине ребята играли в самом настоящем дворце, в Питере – в андеграундном «Фиш-фабрик», аншлагов не случилось, но их никто и не ждал.
Видимо, из-за того, что организационная инициатива исходила из Питера, эти два концерта были поставлены в посещаемые дни, пятницу и субботу, а в Москву команда приехала только в понедельник. И в «Меццо-форте», клуб качественный, но не очень близкий от центра. Немудрено, что в момент номинального начала концерта зал был едва заполнен, музыканты бродили по клубу, а на лицах их читался вопрос к публике: «Ну, может, мы всё-таки начнём?» Через полчаса, когда в клубе набралось человек 30, был всё-таки дан старт.
К своему второму визиту в Москву «Обiйми Дощу» подготовили видеосопровождение к каждой композиции (по их словам, наладить показ стоило немалых трудов и нервов), разучили несколько новых вещей и одну кавер-версию – Anathema «Fragile Dreams» (в прошлый раз «каверили» ранний «Калинов Мост»), а также сменили барабанщика. В отличие от своего предшественника Сергея Думлера, Ярослав Гладилин выглядит моложе, играет в более «металлической» манере и смотрится на своем месте заметно увереннее.
Главный вопрос, который возникает перед концертом группы – насколько ей удастся передать живьем все краски и интонации студийного звучания, воспроизвести атмосферу той самой «элегии», легкой возвышенной осенней грусти. И еще мелкий подвопрос – насколько нормально сочетается голос Владимира Агафонкина с металлическим клубным звуком? В студии ведь всё можно «причесать»…
Что касается атмосферы, то более-менее всё в порядке, разве что недостает плотности звучания струнных – на записи участвовал альт и скрипка (наверняка еще в несколько дорожек), живьем – один альт, и тот периодически пропадавший из микса. Но в целом материал, особенно главный хит группы «Пiд Хмарами», прозвучал на альбомном уровне. (Другой ожидаемый хит, «Зоренько Моя», так и не прозвучал.) А вот с голосом есть определенные проблемы – он силен, выразителен, но не хватает разнообразия интонаций, эта манера пения «взахлеб», размытость фраз, порой просто нечеткая дикция. Когда слушаешь песни на незнакомом, но, в принципе, близком к русскому языке, эта четкость произношения особенно важна. А вот англоязычный кавер же угадывался только по отдельным словам.
В целом у группы остался тот же недостаток, что чувствовался и по прошлому концерту. Она способна ввергнуть слушателя в эстетический экстаз уже через полчаса выступления, но затем начинает чувствоваться однообразие красок и интонаций, особенно вокальных. Петь – это хорошо и полезно, но, мне кажется, от большей доли инструментальных фрагментов группа бы только выиграла.
Хотя это всего лишь придирки. А на самом деле – в Россию с гастролями приезжала интересная и сильная команда со своим лицом, своим музыкальным миром, и жаль, что об этом практически никто не узнал…
6 ОКТЯБРЯ: ВРЕМЕНА ГОДА НА ПАВЕЛЕЦКОЙ
А вот на концерте исландской группы Arstidir с публикой всё было в порядке – поток людей, спешащих к Московскому Дому Музыки, можно было отличить еще от метро, — пестрая смесь фэнов «неформального» толка и степенных хорошо одетых меломанов, возможно, ценителей традиционного классического репертуара ММДМ, которые тоже не прочь послушать восходящих звезд. Словом, если кто-то действительно хотел побывать на концерте – он о нём узнал и на него пришел. Правда, это не привело к аншлагу, большой Светлановский зал был на треть пуст, но в Театральный зал, где играла группа в прошлый раз, все ее фэны бы явно не поместились. Так что – всё в процессе роста.
Сама история группы Arstidir в России прекрасна и поучительна. Оказывается, не нужно каких-то больших денег и толстых продюсеров, чтобы «вылепить» звезду российского масштаба – достаточно найти талантливую музыку, хороших людей, интересную фишку и, главное, по-настоящему во всё это влюбиться. Так фолк-продюсер Маша Челнокова и сделала. Результат – через три года, три осенних визита Arstidir в Россию в их гастрольном графике больше десятка городов, в каждом из которых после концерта исландцев наверняка остается несколько разбитых девичьих сердец… Хотя дело, в общем-то, не в этом.
Дело в том, что Arstidir – это архетип северной красоты, романтики и обаяния. Настоящий сувенир из Исландии, который можно подарить кому угодно – не ошибешься. Они как-то даже пугающе идеальны. Все красавцы, все с пятеркой по поведению и прилежанию, все талантливые, все играют, все поют, сочиняют, никогда не ругаются, всё у них в жизни хорошо, всё у них гармонично, плавно, спокойно и безмятежно. Вокал, рояль, струнные – идеальный состав, который нравится и бабушкам, и внучкам, и «нордическим» любителям викинг-метала, и завсегдатаем классических абонементов ММДМ. Даже, казалось бы, явные минусы группы – однообразие звуковых «красок», усыпляющий балладный темп вещей, отсутствие некоего «главного хита», — оборачивается в плюс. Ведь именно такой воображение и рисует себе далекую Исландию – царство прохлады, пустых безлесных пространств, гор и полярной ночи, где само собой разумеется жить в ритме и в гармонии с природой, медленно, не выделяясь, ходить, прижавшись к земле, чтобы не сдуло ветром. Страна медленно бродящих по пастбищам мамонтов с косматыми гривами, как в замедленном сне, развевающимися по ветру. Хочется представлять себе романтический Север именно таким.
Но сперва у слушателей был шанс оценить деликатные 20 минут «разогрева» в лице рыжеволосой вокалистки Марьяны и ее группы Iamthemorning из Санкт-Петербурга. Сдружившиеся с исландцами еще в их первый приезд, питерцы традиционно выступают вместе с ними, а на этот раз вообще трудно было «засечь» грань между двумя сетами – двое струнников Arstidir участвовали в сете Iamthemorning в составе большой приглашенной струнной секции, которая потом аккомпанировала и исландцам, а клавишники двух групп, хоть и разные, были похожи друг на друга как две капли воды. Просто где-то посреди концерта Марьяна пригласила Arstidir на сцену, а сама тихо исчезла за кулисами. Фэнам исландцем творчество питерцев, скорее всего, пришлось по душе – добротный инди-поп с женским вокалом, который многие сравнивали с творчеством Тори Эймос — видимо, из-за рыжего хайра Марьяны и ее англоязычности. На мой взгляд, английские тексты играют с группой не очень хорошую шутку – певица очень старательно произносит слова, так нарочито мило воркует у микрофона, но при этом удается расслушать лишь пару слов за куплет, остальное как-то тонет в этом милом щебетании. Вникнуть, разобраться, о чём же она поет, что за богатый внутренний мир у этой симпатичной девочки, совершенно не возможно. А может, и не нужно? И остается ощущение какой-то деланности, утонченности ради утонченности. Словно букет сухих бумажных цветов…
Едва выйдя на сцену, исландцы заставили встрепенуться – и, думаю, не меня одного. Казалось бы, рецепт их музыки прост – балладный почти бардовский материал, разложенный на несколько голосов, под аккомпанемент трех акустических гитар (одна – баритон), скрипки, виолончели и фортепиано; язык 50/50 английский и исландский; течение музыки плавное, ровное, без острых углов, в творчестве Arstidir есть несколько запоминающихся вещей, но нет какого-то очевидного хита. Выделяется лишь пара песен а капелла, своей непривычностью и очевидно большей близостью к исландским корням. Одна из них – из церковных песен, другая – авторского сочинения, причем звучавшая и на прошлом московском концерте, и явно с тех пор доработанная. Особенно хорош в ней небесно-высокий вокал клавишника Йоуна Элиссона, блиставшего еще в нескольких песнях и напомившего лично мне Андре Матоса времен «Holy Land». В мечтах у исландцев – сделать целый альбом таких вокальных композиций, и, думаю, это будет роскошная штука.
В середине сета на сцену снова вышел струнный ансамбль числом с десяток музыкантов, изрядно усиливший, но вряд ли серьезно изменивший звучание Arstidir. Конечно, в роскошном Светлановском зале ММДМ, с нависающим над солистами где-то в вышине настоящим органом, такой состав музыкантов был хорош уже хотя бы ради картинки, ради самого ощущения очередной взятой высоты, нового уровня красоты и «серьезности». Хотя в глубине души осталось какое-то сомнение – не в ложном ли направлении идут исландцы, не слишком ли они нацеливаются на масштаб, на эффект, на внешнее ощущение красивости, тогда как основа их музыки – в малом, в едва уловимом дыхании, ощущении, как растет трава… Надеюсь, это пустые опасения. Тем более что днем позже, как известно, Arstidir в полном составе месили свежую грязь где-то в Тульской области, где проходил осенний фестиваль «Пустые Холмы: Город Золотой», и выступили перед полтысячей восторженных хипповых меломанов, и приняли потом лесную баню с русской водкой, и смыли этот налет утонченности, глянца и лоска.
Есть один интересный момент в музыке Arstidir – мы воспринимаем группу как представителей Исландии, при этом доля фольклорности в ней в настоящий момент минимальна. Корни Arstidir – в англоамериканской авторской (singer/songwriter) музыке, артистах типа Crosby Stills Nash & Young, которых они активно «каверили» в своей более юной юности, и чью стилистику взяли за ориентир, сочиняя свои собственные композиции. Но исландцам удалось избежать обоих ловушек, в которые попадают команды из «экзотических» стран, желая прославиться на международном музыкальном рынке. Одни занимаются абсолютной перелицовкой своих англоязычных кумиров, стараясь начисто изжить национальные корни, и у кого-то это даже получается, однако такие, лишенные своеобразия и жизненности клоны на родине жанра мало кому интересны. Другие, напротив, выпячивают всё свое национальное в предельно упрощенной и опошленной форме, стараясь продавать за рубежом эдакий матрешечно-лубочный коктейль для массовых вкусов. Исландцы поступают интереснее – они творят сами, безусловно, основываясь на западных аналогах (поэтому их творчество откликается в сердцах людей из любой страны – оно всё-таки достаточно усредненное и доступное всем, не то что аутентичный скандинавский фольклор), но пропуская их через себя, сквозь свое мироощущение, свою манеру петь, свою манеру сочинять. Получается эдакий мичуринский эксперимент, когда ветка груши живет на стволе яблони и плодоносит чем-то довольно-таки интересным.
И всё, что не хватает сейчас группе – это какого-то одного хита, который «выстрелит», станет их визитной карточкой, наберет сто тыщ мильонов просмотров на «Ютубе» и который они будут потом до седых волос играть, как Eagles «Отель Калифорния», первым номером сразу после антракта, чтобы публика, дожевывая бутербродики, со всех ног бежала в зал, спотыкалась, материлась, плюхалась в кресло, слушала и уходила потом домой с чувством исполненного долга. А… может, и не надо им такого хита?
Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Катерина Межекова.
Благодарим Марию Челнокову за аккредитацию на концерт.