Nick Simper & Don Airey: 40 лет истории на двоих
Март 10, 2015
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Nick Simper & Don Airey: 40 лет истории на двоих

Московский концерт Ника Симпера и Дона Эйри, едва лишь будучи анонсированным, сразу привлек внимание весьма характерной категории фэнов — пёрпломанов. И без лишних слов ясно, что это — их праздник, причем имена выступающих охватывали историю Deep Purple с двух сторон. Бас-гитарист Ник Симпер стоял у истоков группы, а клавишник Дон Эйри подхватил, фигурально выражаясь, падающий хаммонд-орган из рук Джона Лорда. А что будет, если упадет хаммонд-орган, лучше даже не представлять.

Тем не менее, за плечами что Симпера, что Эйри — значительно более долгая и разнообразная карьера, чем те отрезки времени, что они провели в Deep Purple. Вопрос только, какую часть карьеры они заходят представить на концерте. И второй, не менее важный — какие музыканты будут им в этом помогать. Забегая вперед — если репертуар Симпера был вполне ожидаемым и состоял почти целиком их вещей ранних «Пёрпл», то Эйри сделал акцент не на «пурпурный», а на «радужный» этап своей карьеры. И ставка эта полностью себя оправдала.

Nick Simper & Nasty Habits, Russia Tour. Crocus City Hall, Mosocw, Russia, March,13, 2015. Photo by Katerina Mezhekova for Inrock.

Сразу забегая вперед поясним — приезжал не совместный проект Эйри и Симпера, а так называемый double bill — тот частый на западе случай, когда две дружественные и близкие по стилю команды просто катаются вместе, часто даже и не задумываясь над вопросом, кто из них хедлайнер. Так, например, немного раньше Симпер играл с Берни Марсденом… Два известных персонажа суммируют свои аудитории, а публика получает вдвое больше интересного за те же деньги. Все довольны, никаких интриг и соперничества. Во всяком случае, среди таких зрелых и уравновешенных музыкантов, как Дон и Ник.

Легенда Deep Purple гласит, что Ричи Блэкмора, главного автора книги перемен в составе группы, Ник Симпер как музыкант вообще-то устраивал. Но выбранный им новый певецшел только в комплекте с бас-гитаристом (Ян Гиллан и Роджер Гловер, вдруг кто не знает), и поэтому Симпер получил отставку. Случившееся воспринял без восторга, однако волос на себе не рвал, карьеру не бросал — просто получил увольнительные и собрал новую группу Warhorse — очень по-своему милую и интересную.
В ретроспективе понимаешь, что Ник вряд ли вписался в тот «Перпл», который прогремел с альбомом «In Rock» и последующими — это музыкант немного другого стиля и времени. Что не умаляет его собственного шарма. Просто там, где Симпер позволял себе быть «отдельно стоящим» в плане саунда и мелодии, Гловер был намертво впаян в общую рок-машину. В партиях Ника было больше наивности, свободы и поиска. И шестидесятых. Название Johnny Kidd And The Pirates говорит о нём не меньше, чем Deep Purple. Но, в конечном счете, они оба — просто басисты. Историю тогда делали не они.

Сопровождающий Ника Симпера состав Nasty Habits — из Вены, за одним исключением. Группа возникла в 1989 году, но нынешний коллектив собрался в 1998-м. Это Петер Бркусич (ударные), Гельмут Пущакер (клавишные), Кристиан Шмид (бас, вокал), и Кристиан Хайссенбергер (гитара). В таком варианте они играют с Симпером с 2008 года. На концерте в Москве вместо Шмида выступал вокалист Аттила Шольц из венгерской кавер-группы Cry Free (она выступала с Джоном Лордом в роковой части его симфонического турне). Как говорил певец на пресс-конференции, это был первый для него концерт с Симпером. Что, конечно, чувствовалось. Хотя профессионализма — в деле исполнения кавер-версий Deep Purple — у него хоть отбавляй. Но дело в том, что он поднаторел в искусстве изображения Гиллана, в этих геройских жестах и рокерском вокале, с кричащими, где надо, нотами… Которых материал совершенно не требует. Аттила делал свои эффектные рокерские жесты, но они выглядели бы естественно, будь он в центре сцены и в центре внимания. Но он находится где-то поодаль, всё внимание — на Симпера… Сам же Симпер обаятельно-скромен, как будто до сих пор слегка удивляется, что к нему после многих лет забвения снова обращены взгляды поклонников. Спасибо интернету, вытащившему Ника снова на свет. Вторым в центре внимания был седовласый клавишник — настоящий мастер блюзового хаммонд-органа. А вот его сольный опус на классические темы был, пожалуй, лишним…

Nick Simper & Nasty Habits, Russia Tour. Crocus City Hall, Mosocw, Russia, March,13, 2015. Photo by Katerina Mezhekova for Inrock.

Ранний «Перпл» подавляющее большинство слушателей открывало уже после знакомства с их классическим периодом. И порядком удивлялось — странный звук, странный певец, странная музыка… Странная, но обаятельная. Секрет в том, что в этом еще не совсем сформировавшееся, сыром звучание сплавлялись три начала: психоделическое (основной тренд на момент образования группы), блюз-роковое (то, в чём «варились» на клубной сцене все ее участники) и классическое (спасибо Джону Лорду). Отсюда и стремление звучать и громко, и сложно, и необычно. Постепенно из этого сплава выросло новое, рокерское лицо группы… А нынешняя команда Ника Симпера, играя те старые вещи, делает упор на блюз-рок, а о психоделичности практически не думает. Мы словно попадаем в историю, куда-нибудь в середину 60-х, в британский (а может, западноевропейский) рок-клуб, где один из многочисленных бар-бэндов оттачивает мастерство на своем и чужом репертуаре.
В наличии все ожидаемые хиты — «Wring that neck», «Emaretta», «Painter»… Немного только огорчило отсутствие любимых вещей с «Book of Taliesyn»… Все вещи ранних «Перпл» были сыграны вполне сносно (в большей степени джемовые инструменталы и рок, в меньшей — лирика типа «Lalena»), но лучше всего прозвучал вообще абсолютно «левый» для этого коллектива «Roadhouse Blues» The Doors. «Да, мы знаем, что это не наша вещь, но всё равно ее сыграем — уж очень она хороша!» Вторая непёрпловская композиция — «Please Don’t Go» авторства Nasty Habits.
Чувствовалось, что для Nasty Habits сцена «Крокуса» и великовата, и чересчур серьезна — думаю, в клубе эта музыка вопринималась бы еще лучше…
«Hush» на бис; и Ник Симпер долго раздавал автографы, подойдя к краешку сцены. Публика столпилась перед ним, а какой-то зевака принялся делать селфи на фоне звезды… Перерыв.

Nick Simper & Nasty Habits, Press Conference, RussianTour. Crocus City Hall, Mosocw, Russia, March,13, 2015. Photo by Katerina Mezhekova for Inrock.

После небольшой паузы на сцене — Дон Эйри и его команда. И сразу — громче, мощнее, эпичнее. Симпер привез с собой малоизвестный бэнд из не очень роковой страны, Эйри же собрал звездную команду, в которой каждый участник может похвастаться длинной и славной карьерой. По иронии судьбы, фронтмен Карл Сентенс (экс-Krokus) незадолго до гастролей в России устроился петь в… Nazareth, поэтому уже осенью он приедет в тот же «Крокус» в новом качестве, а эти гастроли с Эйри для него — отработка данных заранее обязательств. Басист Лоуренс Коттл прославился как участием на записи альбома Black Sabbath «Headless Cross», так и плодовитой работой в джазе (в том числе с Биллом Бруфордом). Барабанщик Даррин Муни играл у Гэри Мура, а гитарист Саймон Макбрайд, самый молодой в составе, считается одним из лучших современных блюзовых гитаристов в Ирландии. Прибавим Эйри и получим… идеальный кавер-бэнд «боннетовского» Rainbow. Именно на этот период своей карьеры Дон решил сделать акцент, добавив понемногу от более раннего (фрагмент «Light in the Black») и позднего («Difficult to Cure») периода. Эйри отдал дань памяти и Гэри Муру — в том числе и незабвенной «Still Got The Blues»… Конечно, не остались в стороне и Deep Purple, но не нынешнего периода, а классического. Правда, на «Child in Time» Карл Сентенс замахнулся всё-таки зря. А вот бисовую «Black Night», на которой вышел и подключил вторую бас-гитару Ник Симпер, пели всем залом!

«Мы привезли для вас 40 лет истории рок-музыки!» — сказал Карл Сентенс и сам как-то поёжился от этой мысли. Он — постоянный участник проекта Classic Rock Show, где действует принцип «поём всё, что попадется», проект Дона Эйри — шаг на ступеньку выше, еще не самоценный бэнд, но уже не совсем кавер-группа. Карл — прирожденный артист-имитатор, с отличным голосом и сценической харизмой. Грэм Боннет из него получается лучше, чем, наверное, у самого Боннета сейчас; наверное, и Маккаферти выйдет хороший. У него есть и кураж, и опыт. Он активно движется по сцене, приплясывает, подбадривает первые ряды, светится радостью — и это совершенно естественные, не заученные на память, как у певца группы Симпера, движения.
Вокалист из Уэльса Карл Сентенс — человек странной судьбы, который вполне мог стать звездой рока не меньше всех вышеперечисленных, он и родился в нужное время и в нужном месте, но… почему-то судьба всегда подбрасывала ему решку. Карьеру Persian Risk, восходящих звезд NWOBHM, подкосил уход их гитариста в Motorhead; группа Гизера Батлера так и не стартовала по-настоящему; проект с экс-гитаристом UFO Полом Чепменом остался без контракта, а главная команда, с которой сейчас ассоциируется имя Карла, Krokus из Швейцарии, записала с ним всего один альбом. Зато приметил Эйри, пригласив гостем на свой сольник. Что выйдет у Сентенса с Nazareth, сказать сложно, но надеюсь, что ему там дадут себя проявить…

Don Airey, RussianTour. Crocus City Hall, Mosocw, Russia, March,13, 2015. Photo by Katerina Mezhekova for Inrock.

Вторым героем дня стал гитарист, 36-летний виртуоз из Ирландии Саймон Макбрайд. Казалось бы, эка важность — сыграть правильно свои гитарные партии. Но ведь партии эти — Ричи Блэкмора и Гэри Мура! Так вот, Саймон смог пройти по лезвию ножа, оставаясь верным и «букве», и «духу» оригинала, не просто отрабатывая заданные ноты, но и не «пережимая» с пафосом, как многие интерпретаторы блэкморовского репертуара. И звук его гитары был именно такой, певучий и мощный… Может, кто-то такой нужен Гленну Хьюзу в его очередную супергруппу?

Наконец, о самом известном из участников супер-кавер-группы. Дон Эйри показал и блеск инструментальной игры, и мощь игры командной, пробежался пальцами по «классике» и польстил публике неизбежными «Подмосковными вечерами»… Жаль одного — остался за рамками целый пласт инструментальных сочинений Эйри (из его сольного материала была лишь песня «3 In The Morning» с прошлогоднего альбома «Keyed Up»). А ведь в Москву приехали не Don Airey’s Rainbow, а группа Дона Эйри, и логично ожидать от нее акцента на Эйри-клавишнике. А Дон расчетливо пошел по пути, который предполагает минимум экспериментов и обеспечивает публике максимальное удовольствие. Спасибо, было приятно!

P.S. Сравнивая сет-листы, можно видеть, что из типичной программы Симпер не сыграл перпловский кавер «Kentucky Woman», а Эйри — «Is This Love» Whitesnake. Может, и к лучшему.

P.P.S. Уже в районе 12 ночи звезды раздавали автографы у служебного входа — чемодан на тележке в одной руке, фломастер — в другой, за спиной инструменты. На следующий день — концерт в Уфе…

Don Airey, RussianTour. Crocus City Hall, Mosocw, Russia, March,13, 2015. Photo by Katerina Mezhekova for Inrock.

Сет-лист Ника Симпера: And the Address, The Painter, Mandrake Root, Emmaretta, Chasing Shadows, Lalena, Wring That Neck, Please Don’t Go (Nasty Habits), Bird Has Flown, Roadhouse Blues (The Doors). Бис: Hush.

Сет-лист Дона Эйри: Eyes of the World (Rainbow), Bad Girl (Rainbow), No Time to Lose (Rainbow), Back on the Streets (Gary Moore), Still Got the Blues (Gary Moore), Fire (Jimi Hendrix), 3 in the Morning, Child in Time (Deep Purple), Difficult to Cure (Rainbow), Over the Rainbow/All Night Long (Rainbow), Lost in Hollywood/A Light in the Black (Rainbow). Бис: Since You Been Gone (Rainbow-Russ Ballard), Black Night (Deep Purple).

Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Катерина МЕЖЕКОВА
Благодарим Владимира Казыханова (Razzle Wolf Concerts) за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер