Nick Simper & Don Airey: 40 лет истории на двоих
Московский концерт Ника Симпера и Дона Эйри, едва лишь будучи анонсированным, сразу привлек внимание весьма характерной категории фэнов — пёрпломанов. И без лишних слов ясно, что это — их праздник, причем имена выступающих охватывали историю Deep Purple с двух сторон. Бас-гитарист Ник Симпер стоял у истоков группы, а клавишник Дон Эйри подхватил, фигурально выражаясь, падающий хаммонд-орган из рук Джона Лорда. А что будет, если упадет хаммонд-орган, лучше даже не представлять.
Тем не менее, за плечами что Симпера, что Эйри — значительно более долгая и разнообразная карьера, чем те отрезки времени, что они провели в Deep Purple. Вопрос только, какую часть карьеры они заходят представить на концерте. И второй, не менее важный — какие музыканты будут им в этом помогать. Забегая вперед — если репертуар Симпера был вполне ожидаемым и состоял почти целиком их вещей ранних «Пёрпл», то Эйри сделал акцент не на «пурпурный», а на «радужный» этап своей карьеры. И ставка эта полностью себя оправдала.
Сразу забегая вперед поясним — приезжал не совместный проект Эйри и Симпера, а так называемый double bill — тот частый на западе случай, когда две дружественные и близкие по стилю команды просто катаются вместе, часто даже и не задумываясь над вопросом, кто из них хедлайнер. Так, например, немного раньше Симпер играл с Берни Марсденом… Два известных персонажа суммируют свои аудитории, а публика получает вдвое больше интересного за те же деньги. Все довольны, никаких интриг и соперничества. Во всяком случае, среди таких зрелых и уравновешенных музыкантов, как Дон и Ник.
Легенда Deep Purple гласит, что Ричи Блэкмора, главного автора книги перемен в составе группы, Ник Симпер как музыкант вообще-то устраивал. Но выбранный им новый певецшел только в комплекте с бас-гитаристом (Ян Гиллан и Роджер Гловер, вдруг кто не знает), и поэтому Симпер получил отставку. Случившееся воспринял без восторга, однако волос на себе не рвал, карьеру не бросал — просто получил увольнительные и собрал новую группу Warhorse — очень по-своему милую и интересную.
В ретроспективе понимаешь, что Ник вряд ли вписался в тот «Перпл», который прогремел с альбомом «In Rock» и последующими — это музыкант немного другого стиля и времени. Что не умаляет его собственного шарма. Просто там, где Симпер позволял себе быть «отдельно стоящим» в плане саунда и мелодии, Гловер был намертво впаян в общую рок-машину. В партиях Ника было больше наивности, свободы и поиска. И шестидесятых. Название Johnny Kidd And The Pirates говорит о нём не меньше, чем Deep Purple. Но, в конечном счете, они оба — просто басисты. Историю тогда делали не они.
Сопровождающий Ника Симпера состав Nasty Habits — из Вены, за одним исключением. Группа возникла в 1989 году, но нынешний коллектив собрался в 1998-м. Это Петер Бркусич (ударные), Гельмут Пущакер (клавишные), Кристиан Шмид (бас, вокал), и Кристиан Хайссенбергер (гитара). В таком варианте они играют с Симпером с 2008 года. На концерте в Москве вместо Шмида выступал вокалист Аттила Шольц из венгерской кавер-группы Cry Free (она выступала с Джоном Лордом в роковой части его симфонического турне). Как говорил певец на пресс-конференции, это был первый для него концерт с Симпером. Что, конечно, чувствовалось. Хотя профессионализма — в деле исполнения кавер-версий Deep Purple — у него хоть отбавляй. Но дело в том, что он поднаторел в искусстве изображения Гиллана, в этих геройских жестах и рокерском вокале, с кричащими, где надо, нотами… Которых материал совершенно не требует. Аттила делал свои эффектные рокерские жесты, но они выглядели бы естественно, будь он в центре сцены и в центре внимания. Но он находится где-то поодаль, всё внимание — на Симпера… Сам же Симпер обаятельно-скромен, как будто до сих пор слегка удивляется, что к нему после многих лет забвения снова обращены взгляды поклонников. Спасибо интернету, вытащившему Ника снова на свет. Вторым в центре внимания был седовласый клавишник — настоящий мастер блюзового хаммонд-органа. А вот его сольный опус на классические темы был, пожалуй, лишним…
Ранний «Перпл» подавляющее большинство слушателей открывало уже после знакомства с их классическим периодом. И порядком удивлялось — странный звук, странный певец, странная музыка… Странная, но обаятельная. Секрет в том, что в этом еще не совсем сформировавшееся, сыром звучание сплавлялись три начала: психоделическое (основной тренд на момент образования группы), блюз-роковое (то, в чём «варились» на клубной сцене все ее участники) и классическое (спасибо Джону Лорду). Отсюда и стремление звучать и громко, и сложно, и необычно. Постепенно из этого сплава выросло новое, рокерское лицо группы… А нынешняя команда Ника Симпера, играя те старые вещи, делает упор на блюз-рок, а о психоделичности практически не думает. Мы словно попадаем в историю, куда-нибудь в середину 60-х, в британский (а может, западноевропейский) рок-клуб, где один из многочисленных бар-бэндов оттачивает мастерство на своем и чужом репертуаре.
В наличии все ожидаемые хиты — «Wring that neck», «Emaretta», «Painter»… Немного только огорчило отсутствие любимых вещей с «Book of Taliesyn»… Все вещи ранних «Перпл» были сыграны вполне сносно (в большей степени джемовые инструменталы и рок, в меньшей — лирика типа «Lalena»), но лучше всего прозвучал вообще абсолютно «левый» для этого коллектива «Roadhouse Blues» The Doors. «Да, мы знаем, что это не наша вещь, но всё равно ее сыграем — уж очень она хороша!» Вторая непёрпловская композиция — «Please Don’t Go» авторства Nasty Habits.
Чувствовалось, что для Nasty Habits сцена «Крокуса» и великовата, и чересчур серьезна — думаю, в клубе эта музыка вопринималась бы еще лучше…
«Hush» на бис; и Ник Симпер долго раздавал автографы, подойдя к краешку сцены. Публика столпилась перед ним, а какой-то зевака принялся делать селфи на фоне звезды… Перерыв.
После небольшой паузы на сцене — Дон Эйри и его команда. И сразу — громче, мощнее, эпичнее. Симпер привез с собой малоизвестный бэнд из не очень роковой страны, Эйри же собрал звездную команду, в которой каждый участник может похвастаться длинной и славной карьерой. По иронии судьбы, фронтмен Карл Сентенс (экс-Krokus) незадолго до гастролей в России устроился петь в… Nazareth, поэтому уже осенью он приедет в тот же «Крокус» в новом качестве, а эти гастроли с Эйри для него — отработка данных заранее обязательств. Басист Лоуренс Коттл прославился как участием на записи альбома Black Sabbath «Headless Cross», так и плодовитой работой в джазе (в том числе с Биллом Бруфордом). Барабанщик Даррин Муни играл у Гэри Мура, а гитарист Саймон Макбрайд, самый молодой в составе, считается одним из лучших современных блюзовых гитаристов в Ирландии. Прибавим Эйри и получим… идеальный кавер-бэнд «боннетовского» Rainbow. Именно на этот период своей карьеры Дон решил сделать акцент, добавив понемногу от более раннего (фрагмент «Light in the Black») и позднего («Difficult to Cure») периода. Эйри отдал дань памяти и Гэри Муру — в том числе и незабвенной «Still Got The Blues»… Конечно, не остались в стороне и Deep Purple, но не нынешнего периода, а классического. Правда, на «Child in Time» Карл Сентенс замахнулся всё-таки зря. А вот бисовую «Black Night», на которой вышел и подключил вторую бас-гитару Ник Симпер, пели всем залом!
«Мы привезли для вас 40 лет истории рок-музыки!» — сказал Карл Сентенс и сам как-то поёжился от этой мысли. Он — постоянный участник проекта Classic Rock Show, где действует принцип «поём всё, что попадется», проект Дона Эйри — шаг на ступеньку выше, еще не самоценный бэнд, но уже не совсем кавер-группа. Карл — прирожденный артист-имитатор, с отличным голосом и сценической харизмой. Грэм Боннет из него получается лучше, чем, наверное, у самого Боннета сейчас; наверное, и Маккаферти выйдет хороший. У него есть и кураж, и опыт. Он активно движется по сцене, приплясывает, подбадривает первые ряды, светится радостью — и это совершенно естественные, не заученные на память, как у певца группы Симпера, движения.
Вокалист из Уэльса Карл Сентенс — человек странной судьбы, который вполне мог стать звездой рока не меньше всех вышеперечисленных, он и родился в нужное время и в нужном месте, но… почему-то судьба всегда подбрасывала ему решку. Карьеру Persian Risk, восходящих звезд NWOBHM, подкосил уход их гитариста в Motorhead; группа Гизера Батлера так и не стартовала по-настоящему; проект с экс-гитаристом UFO Полом Чепменом остался без контракта, а главная команда, с которой сейчас ассоциируется имя Карла, Krokus из Швейцарии, записала с ним всего один альбом. Зато приметил Эйри, пригласив гостем на свой сольник. Что выйдет у Сентенса с Nazareth, сказать сложно, но надеюсь, что ему там дадут себя проявить…
Вторым героем дня стал гитарист, 36-летний виртуоз из Ирландии Саймон Макбрайд. Казалось бы, эка важность — сыграть правильно свои гитарные партии. Но ведь партии эти — Ричи Блэкмора и Гэри Мура! Так вот, Саймон смог пройти по лезвию ножа, оставаясь верным и «букве», и «духу» оригинала, не просто отрабатывая заданные ноты, но и не «пережимая» с пафосом, как многие интерпретаторы блэкморовского репертуара. И звук его гитары был именно такой, певучий и мощный… Может, кто-то такой нужен Гленну Хьюзу в его очередную супергруппу?
Наконец, о самом известном из участников супер-кавер-группы. Дон Эйри показал и блеск инструментальной игры, и мощь игры командной, пробежался пальцами по «классике» и польстил публике неизбежными «Подмосковными вечерами»… Жаль одного — остался за рамками целый пласт инструментальных сочинений Эйри (из его сольного материала была лишь песня «3 In The Morning» с прошлогоднего альбома «Keyed Up»). А ведь в Москву приехали не Don Airey’s Rainbow, а группа Дона Эйри, и логично ожидать от нее акцента на Эйри-клавишнике. А Дон расчетливо пошел по пути, который предполагает минимум экспериментов и обеспечивает публике максимальное удовольствие. Спасибо, было приятно!
P.S. Сравнивая сет-листы, можно видеть, что из типичной программы Симпер не сыграл перпловский кавер «Kentucky Woman», а Эйри — «Is This Love» Whitesnake. Может, и к лучшему.
P.P.S. Уже в районе 12 ночи звезды раздавали автографы у служебного входа — чемодан на тележке в одной руке, фломастер — в другой, за спиной инструменты. На следующий день — концерт в Уфе…
Сет-лист Ника Симпера: And the Address, The Painter, Mandrake Root, Emmaretta, Chasing Shadows, Lalena, Wring That Neck, Please Don’t Go (Nasty Habits), Bird Has Flown, Roadhouse Blues (The Doors). Бис: Hush.
Сет-лист Дона Эйри: Eyes of the World (Rainbow), Bad Girl (Rainbow), No Time to Lose (Rainbow), Back on the Streets (Gary Moore), Still Got the Blues (Gary Moore), Fire (Jimi Hendrix), 3 in the Morning, Child in Time (Deep Purple), Difficult to Cure (Rainbow), Over the Rainbow/All Night Long (Rainbow), Lost in Hollywood/A Light in the Black (Rainbow). Бис: Since You Been Gone (Rainbow-Russ Ballard), Black Night (Deep Purple).
Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Катерина МЕЖЕКОВА
Благодарим Владимира Казыханова (Razzle Wolf Concerts) за аккредитацию.