Неспящие на Тейтельбауме
Июль 17, 2013
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Неспящие на Тейтельбауме

После душного июньского вечера в клубе «Дом» было темно, прохладно и хорошо. Публика — а среди нее гитарист Андрей Сучилин, басист Антон Колосов, саксофонист Олег Маряхин и другие знатоки импровизации, — ждала выхода на сцену Ричарда Тейтельбаума, видного представителя жанра live electronics.

Как рассказал представлявший артиста джазовый критик Дмитрий Ухов, когда-то Ричард был первым, кто привез в Европу синтезатор Муга, он поучаствовал в ряде культовых проектов с малопонятными аббревиатурами, первым придумал озвучивать энцефалограмму человеческого мозга, а также что артист просил во время первой, тихой части своего выступления не открывать входную дверь для опоздавших и даже выключить кондиционеры, чтобы исключить любые помехи своему представлению.

Ричард, пожилой человечек с большим добрым лицом Черепахи-Тортиллы, выбрался на сцену и углубился в свой ноутбук. Практически недвижимый, он лишь осторожно гладил пальчиком тачпад и вглядывался в разноцветные квадратики музыкального редактора. Зрители также застыли в благовейном ожидании. Скоро, сначала едва слышно, затем — чуть громче, на публику поплыли волны сэмплированных звуков — от нойзового гула и скрипа до психоделического шкворчания, сэмплированных речей на непонятных языках и обрывков партий инструментов. По левую руку от артиста были клавишные, с помощью которых он добавлял в это звуковое варево синтезаторные аккорды. Результат был по своему красив и притягателен, хотя понять, что в этой музыке хорошо, что плохо, и по каким критериям ее оценивать, я не могу. Во всяком случае, на «СКИФе» она звучала бы как родная. Только там она звучит обычно в 5 часов утра, скрашивая сон самых стойких меломанов, а на сей раз я сильно порадовался, что успел пару часов вздремнуть до концерта, поэтому воспринял его в ясном сознании и целиком.

Спустя час такого «саундтрека к Солярису» Тейтельбаум вдруг как-то резко повернулся к черному роялю, к которому до сих пор сидел спиной, и сыграл некое авангардное-минималистичное произведение, в некоторых пассажах придерживая рукой рояльные струны. Затем извлек из закромов некую коробочку, издававшую при нажатии на нее определенные скрипучие звуки, и водил ей под снимавшими звук с рояля микрофонами. Видимо, Ричард показывал нам, какими допотопными средствами ему приходилось делать шоу до тех пор, пока человечество не изобрело ноутбук. Поскрипев чуть-чуть, он достал еще два колокольца, ударил ими один о другой, и шоу закончилось.

Раскланявшись, Тейтельбаум переспросил у публики: «Вам сказали, что будет surprise guest? А где он, этот surprise guest, что-то не вижу?» На сцену выбежала флейтистка Эдита Фил (видимо, заслушалась выступлением) — она родом из Польши, но давно живет в России. Вместе Ричард и Эдита выдали очень короткую, но милую и изящную импровизацию, где Ричард на клавишных подбирал эдакие почти-флейтовые тембры с оттенком электронности, словно настаивая — вот я, я здесь флейта! Эдита же, напротив, заставляла флейту звучать неожиданно. Эдакая полуигра, полусостязание с оттенком сюрреалистичности.

Раскланявшись еще раз, Ричард ушел за кулисы, а публика взялась обсуждать услышанное. «Не слишком ли я тихо всё сделал?» — волновался звукорежиссер Максим Хайкин. По мнению знатоков, маэстро не выдал той мощи и напора, которую от него ожидали. Что поделаешь — музыканту уже 74 года, да и московские +30 жары вряд ли настроили его на бодрый лад. Тем не менее, урок «живой электроники» от патриарха жанра мы получили.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим Александра Пантюшкова за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер