Nazareth: Новый бэнд, старые песни
Февраль 26, 2020
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Nazareth: Новый бэнд, старые песни

Nazareth – для многих группа хрестоматийная. Неважно, когда начал слушать хард-рок, если уж «докатился» до знакомства с жанром, обойти вниманием шотландский коллектив невозможно. Не составляет особых проблем и увидеть его живьём: с момента исчезновения железного занавеса группа стала навещать Россию едва ли не ежегодно, а турне охватывают не только столицы, но и самые далёкие уголки страны.

И всё же, хоть я сам познакомился с произведениями квартета ещё в 70-е, практически всю классику знаю (как не знать, когда все вокруг, кто делился магнитофонными записями, знали Nazareth), на концертах группы доселе не бывал ни разу. Отчасти причина в том, что музыка их не прикипела к душе настолько, чтобы стать «настольной». Время шло, автор сих строк год за годом упускал возможность увидеть одну из команд своей молодости, пока, наконец, из классического состава остался один участник. И было принято решение: лучше поздно, чем никогда.

Можно ли считать частоту визитов Nazareth в Россию и столицу в частности причиной не такой уж блестящей, в сравнении с другими рок-легендами, посещаемости шоу? Не знаю, ранее не бывал, потому сравнивать не с чем. (Можно, всё так, но и в лучшие времена «потолком» группы в столице была «Горбушка», так что свою верную аудиторию группа удерживает, и в довольно приличных размерах, несмотря на все потери в составе, — прим. ред.) Вечером 12 февраля в «Крокусе» были закрыты балконы, а сидячие места в нижнем ярусе были свободны примерно на треть.
Присел. Жду. Над сценой красуется логотип Nazareth с окрылённым черепом. Гаснет свет, и в кромешной тьме (светится только лого) в качестве интро мы минут пять слушаем композицию «Caioneadh Cu Chulain (Lament)» в исполнении ирландца Билла Уэлана. В это время по бокам, возле кулис, периодически возникают фонарики, и в смутных лучах видны движения музыкантов, выходящих на сцену.

Световые приборы наконец озаряют музыкантов, и действо начинается с «Turn On Your Receiver». Первый взгляд – на единственного оставшегося в Nazareth оригинального участника. Басист Пит Эгню. Милый дедушка, не растерявший озорной харизмы, своей лысой головой напоминающий то ли Кису Воробьянинова, только что побритого Остапом Бендером, то ли кота Базилио, правда, без шляпы. Играет ровно, отлично взаимодействует с барабанщиком, который, если кто вдруг не знает — его сын Ли. Упитанный, внешне на худосочного папеньку не похожий, в майке-алкоголичке он скорее напоминает гопника. Но только внешне: ритм держит чётко, а барабанный саунд, поначалу сухой и раздражающий, по ходу концерта наливается соками и становится вполне комфортным (спасибо звукорежиссёру).

Фронтмена Карла Сентанса иначе как рок-н-ролльщиком назвать трудно. Даже сквозь наигранность движений на сцене и шаблонность фраз, которые он говорит между песнями, заметен дух настоящего рокера, закалённого в дорогах и прочих межконцертных «радостях жизни». Да, даже глухому понятно, что Карл — не Дэн Маккаферти, ведь такой голос неповторим. Впрочем, он и не стремится его копировать, а просто со всей душевной силой исполняет песни, запечатлевшиеся в душах хард-рокеров всех возрастов. Да, Nazareth сейчас напоминает кавер-бэнд, который перепевает классику, но не стремится содрать её «в копейку». И в этой свежести есть свой шарм. А вот гитарист Джимми Муррисон обескураживал: он позволял себе играть «мимо кассы» непростительно часто. При этом закрадывались подозрения, что музыкант «на кураже», причем не рок-н-ролльном, а алкогольном. Другая эйфория, другой эффект…

Но вернёмся к программе. Лично меня порадовал второй номер: «Miss Misery», которой и не чаял услышать. Но в жизни всегда бывают неожиданности. И эта была лучшей за вечер. А вот «Razamanaz» обескуражил. Вступление группа сыграла раза в два с половиной медленнее, чем того требует композиция. Да, к первому припеву «назаряне» разогнали её до скорости, близкой к оригиналу, но далеко не идеальной. Дальше «This Flight Tonight» — как известно, кавер-версия песни Джони Митчелл, но голос Дэна Маккаферти сделал «назаретовскую» версию куда более известной в народе, чем оригинал. «Dream On» и «Holiday» могли бы украсить программу, если бы не «кривая» гитара. Как и в следующем номере — «My White Bicycle». Кстати, эта вещь тоже не родная. Её сочинили и записали британские психоделисты Tomorrow — но об этом я узнал уже после концерта. Этого, Карл! Увы, с творчеством этой команды я не был знаком до концерта… Как ни учи матчасть, а необъятного не объять; нет-нет да и мелькают белые пятна. Следом наконец настало время для первой из вещей с альбома «Tattoed On My Brain», единственного пока, записанного нынешним составом — это «Change». И снова «мажущая» непонятно куда гитара Муррисона. И бэк-вокал Эгню-младшего, не поющий, а подкрикивающий Сентансу в припевах.
Что ещё интересно: Пит Эгню активно подпевал на номерах из «классического» репертуара, а на новых либо делал это через раз, либо вообще молчал — даже там, где бэки напрашивались. На той же «Change» он вспомнил о микрофоне лишь на втором припеве песни. Старость не радость…

Баллада «Heart’s Grown Cold» выровняла положение дел; неужели Джимми пошёл на поправку и протрезвел?.. Она была сыграна без явных косяков. В принципе, не столь жёсткими, хотя и заметными были огрехи в последующей тройке вещей из «Собачьей шерсти»: сперва «Beggars Day» (кавер-версия группы Crazy Horse), затем хорошая в альбомном, но необязательная в концертном контексте «Changin’ Times», и завершила этот экскурс в альбом, который многие фэны считают лучшим, собственно «Hair Of The Dog». В ней Карл и Пит поиграли с залом, заставив подпевать несложный и всем давно известный припев. Дальше был ещё «медлячок», и снова кавер — «Love Hurts» Everly Brothers. А следом — убойно-хитовые «Animals». Но… Похоже, музыкантам пора вводить медосмотры, чтобы, как водителей на трассу, на сцену в изменённом состоянии не выпускать. Вещь эта отлично прозвучала бы в качестве коды, но увы…

…Хотя мы же понимаем, что без биса Nazareth не уйдут. Что же они заготовили на десерт? Без «Silver Dollar Forger» я бы легко прожил, да и без закончившего вечер джэй-джэй-кейловского «Кокаина» тоже. Но то, что прозвучало между ними, стоило того, чтобы ждать биса: безупречно, для этого вечера, прозвучавшая «Where Are You Now». Проникновенную балладу из альбома «Sound Elixir» нынешний состав исполняет как родной. Вещь прозвучала как абсолютно новая! И вот она стала по накалу эмоций высшей точкой концерта. К сожалению, далеко не безупречного, по которому «Назары» (как называли мои друзья детства Nazareth) остались в памяти крайне неровной командой. Допускаю, что пресловутый Джимми Муррисон мог быть нездоров, и, скажем так, сыграл как мог — плохо, но небезнадёжно. По крайней мере, «новый» бэнд играет классику группы, которую в исполнении оригинального состава мы уже не услышим…

Сет-лист: Turn On Your Receiver; Miss Misery; Razamanaz; This Flight Tonight; Dream On; Holiday; My White Bycicle; Change; Heart’s Grown Cold; Beggars Day; Changin’ Times; Hair Of The Dog; Tattooed On My Brain; Love Hurts; Animals. Бис: Silver Dollar Forger; Where Are You Now; Cocaine.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Наталья Бондарева.
Редакция благодарит Владимира Казыханова за аккредитацию на концерт.

Все фотографии с концерта: 

Или https://vk.com/album-2548741_270799029

Общее впечатление

12 февраля 2020 г.
Москва, Crocus City Hall
Razzle Wolf Concerts

Метки hard rock, Nazareth
Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев