NAMM MusikMesse Russia’2018: Пламенный флешмоб
Январь 2, 2019
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

NAMM MusikMesse Russia’2018: Пламенный флешмоб

Каждый год репортаж с московской выставки Musikmesse можно начать с одних и тех же слов. Да, в начале осени мы вновь встречаемся в Сокольниках. Да, выставка становится меньше. Да, в ней по-прежнему много интересно. И, да, мы по-прежнему участвуем в ней, готовимся и стараемся получать удовольствие. И быть полезными тем, кто на неё пришёл, а как же ещё?

ПЕРПЕТУУМ-МОБИЛЕ

Бывают изменения плавные, а бывают резкие, как обрыв. Испокон веков «громкие» инструменты и всё, что с ними связано, располагались в самом большом, четвёртом павильоне. Два года назад они перекочевали в соседний, 4А, поменьше, а главный заняла «сестринская» выставка NAMM, связанная со сценическим оборудованием, светотехникой и прочим. Теперь NAMM разрослась до обеих частей четвёртого павильона, а вся музыка собралась в соседнем, седьмом, который раньше был целиком отведён «классике» – роялям, скрипкам, балалайкам и так далее. Теперь же балалаечники соседствовали с диджейскими вертушками, напротив джазового патриарха Алексея Кузнецова играл шред-виртуоз Олег Изотов, и, по большому счёту, всем было нормально – таких отчаянных проблем с громкостью звука, как в прошлом году, на сей раз не наблюдалось. Может, потому, что у барабанщиков уже несколько лет подряд свой специальный павильон (11-й)…
Постарались не создавать проблем и мы. Хотя чуть-чуть всё-таки пошумели. Стенд «ИнРока» располагался прямо у входа в зал, так что мимо не пройдёшь. Сверху, над лестницей, были единственные в этом году коллеги по музжурналистике, онлайн-журнал «EQ». В программе нашего стенда, как и в том году, были мини-концерты, творческие встречи и «круглые столы», если такое понятие вообще возможно в формате выставочного «перпетуум-мобиле».

ВСТРЕЧИ У «ИНРОКА»
Все артисты, которых мы приглашаем, так или иначе фигурировали на страницах «ИнРока». Вот с этно-рок-группой «Якруна» делал интервью Пётр Кулеш, он и представил команду перед выступлением. «Якруна» отыграла два симпатичных сета по четыре-пять песен, и её музыка была тем, что надо для четверга. Превосходный народный вокал Луизы Имангуловой, перкуссия популярного фолк-музыканта Марио Калдарару, опытнейший бас-гитарист Александр Надеждин и молодой мастер шести струн Александр Борисов… Фьюжновые обработки русских народных мелодий напоминают путь, по которому когда-то шла Инна Желанная, и, если звёзды сойдутся как надо, «Якруна» может стать именем не менее громким.
Во второй день к нам пришли металлисты – группа «Тантал» в лице гитариста Дмитрия Игнатьева, певицы Софьи Райковой и басиста Ивана Изотова. Их представлял уже Дмитрий Кошелев, знаток творчества Игнатьева от Garage Dayz до Everlost. Хэви-метал бы в формате выставки не прозвучал, поэтому исполнили несколько композиций в акустическом формате (и даже на русском языке!), поговорили о творчестве и раздали автографы.
Суббота вышла самой насыщенной. В начале дня к нам заглянул славный питерский фолк-рок-коллектив «Ива Нова». Вечером в клубе «Дом» группа давала концерт-презентацию нового альбома «Уба Хоба», а днём после саундчека было время заскочить на выставку. На нашем стенде появились Анастасия Постникова (клавишные, вокал), Наталия Потапенко (аккордеон) и Галина Киселёва (бас), а вот барабанщица Екатерина Фёдорова в этот момент отстраивалась с дуэтом «Размотчики катушек», игравшим у «Ива Новы» на разогреве. Девушки впервые увидели новенький CD, изданный лейблом «Геометрия», и их радости не было предела. Ответили на вопросы о песнях, о том, что вдохновляет на их написание. Один из дисков был разыгран среди публики (нужно было ответить на вопрос, произведением в каком жанре группа любит заканчивать свои альбомы – правильный ответ: вальсом), и победительницей, случайно ли, нет ли, стала девушка по фамилии Иванова.
Через пару часов – первый из круглых столов, или, как модно сейчас говорить, «баттл»: нужны ли в наше время музыкальные носители? За них выступал Дмитрий Кошелев – он принёс солидную пачку старых винилов и несколько новых CD-диджипаков. «А что это? А купить можно?» – сразу начались вопросы. Видимо, про ненужность говорить ещё рано. Против был Валерий Мифодовский, создатель «виртуального» музыкального формата 3plet. Беседа быстро «съехала» на то, как добиться успеха нынешним музыкантам. «Главная задача артиста – влюбить в себя, – отвечал Мифодовский. – Недостаточно произвести саунд, для этого хватит и аудиосистемы. А артист – это не колонка, нельзя полюбить колонку! Можно полюбить героя, носителя личности, идеи, вызова. Когда есть совпадение идей, смыслов, тогда будет эмоциональная связь с артистом. И потом уже – любовь и материальное потребление».

СОЛО ИСПАНСКОГО ГОСТЯ
Похожие вопросы задавали и в воскресенье, на втором круглом столе, посвящённом судьбам российского прогрессив-рока. (Уж сколько не обсуждаем, а он всё жив, представьте себе!) Экспертами стали наш автор Владимир Михайлов, гитарист группы Enine, солистка кабаре-прог-команды Absent Sunday Озма Нагатовна, басист этого же коллектива Александр Коноплёв, певица Виолина Блисс из альтерно-прогметаллической команды DFMA, и Михаил Зонов, экс-гитарист Batisfera и участник Moving Waves, кавер-проекта Rush.
«Источники прибыли групп? Ха-ха! Моя основная работа!» – признавались все. «Творчеством мы заниматься все хотим, но чтобы получить результат, который можно представить людям, нужны инвестиции. Нужно базу обеспечить. Поэтому мы все работаем где-то ещё», – говорила Виолина. «А вот Питер Хэммилл получил наследство и с тех пор делает что хочет», – заметил Михаил Зонов. Но это всё-таки случай редкий, маловероятный. И выводы неутешительны. «Если вы хотите заработать деньги музыкой, не играйте прогрессив!» – говорила Озма. «Не играйте в принципе на музыкальных инструментах, если хотите заработать», – добавил Зонов. «Можно хотя бы преподавать…» – заметил кто-то из слушателей. А ещё можно уменьшать расходы – самим сводиться, записываться, делать атрибутику…
Понемногу беседа сама по себе превратилась в разновидность кабаре, а ведь впереди была еще музыкальная часть! К нам пришёл – не прилетел, а именно пришёл пешком под дождём от станции метро «Сокольники», – испанский гитарист Анхель Онтальва, лидер авант-проговой команды October Equus, с недавних пор частый гость в России. Совсем недавно он записал совместный альбом «Carta Marina» с астраханцами Vespero. Одну из вещей с него он и сыграл для почтенной публики. «Я забыл диски, но сыграю вам заглавную композицию с этого альбома», – начал выступление Анхель. Звучал и новый материал с ещё не вышедшего диска «Октоберов», и его сольное творчество. Вопросы делились на технические – например, что это за волшебная коробочка в его руках (e-bow, «электронный смычок»), и человеческие – как он познакомился с Vespero (через общий лейбл), когда впервые приехал в Россию (в составе трансконтинентального турне джазовых и авангардных музыкантов «Музэнерго», организованного журналистом «Джаз.ру» Юрием Льноградским). В чём разница, из его опыта, между московскими и периферийными музыкантами? Действительно ли последние «легче на подъём» в плане коллабораций? «Я и в Москве много играл концертов. Наверное, это зависит от жанра. В свободной импровизации и фри-джазе, там, где не нужно много что-то учить, это легко. С прог-роковым материалом труднее», – отвечал Онтальва. Отыграв, Анхель убежал на репетицию перед очередным московским концертом. Выставка подходила к концу…

ГИТАРИСТЫ И ГОЛОГРАММЫ
Как всегда в Сокольниках, для «ИнРока» как экспонента наш стенд – наш мир, и вырваться за его пределы нелегко. А когда есть возможность погулять по окрестностям, можно заметить немало интересного. Жаль, образовательная программа в конференц-залах (многочисленные лекции на тему «как себя продвинуть» и не только) прошла мимо нас. Зато удалось, заранее записавшись, принять участие в техническом туре по четвёртому павильону, организованному компанией MAX \ MAX. Экскурсовод, останавливаясь у почти каждого стенда, пояснял, что, как работает и для чего предназначено – когда тебе расскажут, как действует тот или иной лазер, прожектор, пеногенератор или изрыгатель искр, сразу становится понятнее и интереснее. Самым ярким было шоу на стенде российской компании TDS (Technical Design Support), которая в сотрудничестве с французской фирмой Ayrton и другими производителями разработала впечатляющее шоу, объединившее последние тенденции сценического дизайна, современные технологии и оборудование. Это был целый спектакль на тему битвы звукорежиссёра с невесть откуда взявшимся вирусом. Сначала всё работало исправно – под динамичную музыку двигались, загорались и гасли световые приборы (они и были главными артистами в этом шоу), потом что-то пошло не так – всюду замигали надписи «Error», на выехавшем вперёд экране хохотал краснолицый злодей, технический работник на планшете пытался запустить антивирус, но падал, сражённый вредоносными силами… и лишь из последних сил дотянувшись до заветной кнопки, всё же спасал ситуацию. Примерно до середины презентации думалось, что «сбой» происходит в реальном времени, и сотрудник компании действительно борется с ошибкой в программе. Когда же приходило понимание, что всё это – хорошо продуманный спектакль, у которого есть и режиссёр, и разработчики, и художники, и даже композитор, оставалось лишь удивляться и высочайшему уровню технической реализации, и тому, что всё это сделано молодой российской компанией – а значит, перспективы у наших производителей оптимистичные.
В нашем павильоне радовали соседи Mbox, выставившие несколько реальных органов – их звуки так интересно вплетались в гитарную игру Анхеля Онтальвы! Стенд «Советские гитары» позвал джаз-мэтра Алексея Кузнецова, который играл и мудро улыбался в усы: мол, рок – это рок, но и для нашей старой доброй музыки тоже пусть остаётся место…
На улице тоже было интересно. В субботу там на площадке перед павильоном выстроилась немалая толпа с гитарами, комбиками, микрофонами, клавишными стойками и даже барабанными установками – готовился рок-флешмоб. Застать кульминацию не удалось, но, судя по видео, толпа человек в сто исполняла песню «Бой» группы «Слот».
В этом году вернулась и открытая сцена – пусть не такая большая, как мы привыкли, но насыщенная событиями. В пятницу там проходил фестиваль GuitarPlayerParty (Seagall, Blind Vandal сотоварищи), в субботу – конкурс юных барабанщиков, в воскресенье – фестиваль любителей струн D’Addario, где выступил весь цвет русского гитаризма и спецгость Рон «Бамблфут» Тал, но об этом мы расскажем в отдельном материале. Своя сцена была и в павильоне Yamaha, и там совершенно случайно в последний день довелось попасть на секретный концерт Noise MC – весьма музыкальный парень, скажем мы вам!

***

В завершение по традиции благодарим компанию «Азия Music», московский магазин «Свет и Музыка» и лично Наталью Ермолаеву. Вот уже несколько лет подряд «Азия Music» предоставляет нам для стенда звукоусилительную аппаратуру. Без этого общение с публикой было бы просто невозможным. А ещё каждый год мы разыгрываем среди посетителей приятные «азийские» призы – от нотных тетрадей для гитаристов до кепок «Turkish», шарфов «Augusto» и рюкзака с символикой детского фестиваля «Viva, Music», который организует сеть магазинов «Свет и Музыка». Мы старались задавать несложные вопросы, хотя порой было больно наблюдать, как публика силится назвать, скажем, участника самой знаменитого в мире квартета, увлекавшегося музыкой Индии… а потом проходивший мимо бывалый меломан-экспонент, услышав обрывок разговора, называет единственно верный ответ и получает тот самый рюкзак. А тот, кто не смог назвать, получает свежий номер «ИнРока» – чтобы читать и узнавать! Так что выигрывают все. Вот и участие в «Musikmesse» для нас каждый год только в плюс. Ждём вас в следующем году в Сокольниках!

Владимир МИЛОВИДОВ
Фото автора и Елены Савицкой.
Благодарим Екатерину Соболеву (NAMM Musikmesse Russia) за приглашение к участию в выставке.

Все фото с выставки:

Владимир Импалер

Владимир Импалер