MusikMesse 2019: Музыка в наших руках
Май 14, 2019
Катерина Межекова (39 статей)
Поделиться

MusikMesse 2019: Музыка в наших руках

Свои первые ритмы человек слышит ещё в утробе матери, и нет в мире никого, равнодушного к музыке. Каждому она даёт что-то своё. Кому-то нравится её создавать, кому-то – слушать, кому-то – танцевать, петь, играть на этнических барабанах или на огромном рояле. Но музыка живет в нас, а узнать, кому что ближе, можно, только попробовав разное. И грандиозные выставки музыкального оборудования и технологий идеально подходят для того, чтобы ознакомиться со всем спектром существующих инструментов и понять, к чему же тянутся руки.

Одна из таких масштабных выставок, MusikMesse, прошла со 2 по 5 апреля 2019 года во Франкфурте-на-Майне. Объединённая с экспозицией светового и звукового оборудования Prolight&Sound!, MusikMesse неспроста называется крупнейшей в Европе. В который раз уже попадая в пространство её выставочных павильонов, понимаешь, что это целая планета музыки. Да, в этом году её пространство стало чуть компактнее, однако для организаций, так или иначе связанных с музыкой, MusikMesse по-прежнему имеет большое значение. По статистике, выставку в этом году посетило 85 тысяч человек (в 2018 году – порядка 90 тысяч) из более чем 130 стран мира, из которых около 76% были торговыми представителями, причем половина из них – топ-менеджерами компаний.

РИТМ БОЛЬШОЙ ВЫСТАВКИ

Каждый год расположение павильонов меняется сообразно их загрузке, удобству посетителей и экспонентов. Это дает свежий взгляд на разные сегменты музыкальной индустрии и порождает желание обойти всё-всё-всё, чтобы ничего не пропустить! Внутренняя структура выставочного мира продумана до мелочей: несколько выходов к разным станциям лёгкого метро, автобус по территории выставки, все павильоны соединены переходами с траволаторами – via mobile, благодаря чему перемещение сокращается по времени на треть, а то и больше, а на смену выставочному гулу приходит расслабляющая музыка. Внутри переходов есть рекреационные зоны с кафе и прекрасными панорамными видами на Мессе. Есть даже детский сад, супермаркет, почта. Всё рассчитано на то, чтобы погрузиться в этот мир с самого утра и прожить там до глубокой ночи, ведь с закрытием экспозиции в 18:00 никого не выгоняют, наоборот, продолжается насыщенная концертная программа.

Что же изменилось именно в этом году? Акцент был сделан на то, чтобы интересные друг другу люди из мира музыки стали ближе. Казалось бы, это было важно все без малого 40 лет, что проводится выставка, но в условиях общемирового кризиса стало ещё более ценно. Цифровые технологии распространяются везде и всюду, но встречи в реальности и живая музыка дают максимальную отдачу.

Очень радостно, что сильно расширилась в этом году программа концертов MusikMesse Festival. Действительно, это уже целый фестиваль, все мероприятия которого невозможно обойти, ведь они проводятся как в часы работы выставки, так и вечером, причем не только в разных выставочных павильонах, но и по всему Франкфурту, в клубах и гостиных отелей партнеров. Каждый может выбрать себе вечернее мероприятие по масштабу и вкусу — от классики до рэпа. Кстати, если говорить о соотечественниках, в афише фестиваля были обнаружены выступления талантливого фингерстайл-гитариста Александра Мисько, а, так сказать, с другой стороны спектра, концерт Карла Хламкина и “ДавайЗабухаемОркестра” (в программе фестиваля скромно сокращённого до DZO). Говорят, что в целом концертную программу выставки посетило порядка 25 тысяч человек.  Программа показывает некий срез того, что популярно в немецкой музыке сегодня. И речь не об объективности этого среза, а скорее о тенденциях. Особо рекламируемой изюминкой фестиваля в этом году было выступление Samy Deluxe, самого успешного рэпера Германии, а также группы Big City Beats, как раз отмечавшей 15-летний юбилей. Но автору этих строк куда ближе и значительнее казался концерт американца Грегори Портера с Франкфуртским оркестром Neue Philharmonie Frankfurt. Родившийся в Сакраменто,  Грегори Портер – один из запоминающихся исполнителей в сегодняшнем джазе. Его голос словно открывает новые грани в песнях Нэта Кинг Коула, а именно его репертуар он представлял на своём единственном концерте в Германии. Но так как концерт был заявлен в финале MusikMesse, посетить его лично автору не удалось, ибо улететь с выставки пришлось ещё до выходных, по окончании бизнес-программы.  Также, к большому сожалению, мимо автора прошла и ярмарка-барахолка Vintage Market, устроенная в выходные на площади у главного входа на выставку, где можно было найти всё — от CD и винила на обмен до редких гитар и педалей эффектов. Кстати, в 2020 году ярмарка состоится вновь!

Встречи представителей музыкально-концертной атрибутики и одежды – Merch Days – в этом году не проводились, были только отдельные стенды в разных павильонах, зато для специалистов в различных областях была подготовлена обширная программа мастер-классов для диджеев, даже целый марафон по созданию треков нон-стоп – Trackathon! Интересной оказалось также программа встреч и дискуссий в рамках MusikTechFestисследовательского проекта, стартовавшего в 2014 году на базе одного из исследовательских подразделений Microsoft и переросшего в целое движение. MusikTechFest проходит пару раз в год в разных местах мира, и организация этого цикла встреч в рамках MusikMesse в этом году говорит о поиске эффективных подходов к подготовке и профессиональному развитию технических специалистов из мира музыки.

ПИАНИЗМ И ДИДЖЕИНГ

Мудрым решением было также выделить для дискуссий и круглых столов отдельное пространство. Это был, наверное, самый тихий павильон выставки. Тематика дискуссий в этом году: от использования соцсетей для построения карьеры в музыкальном мире до вопросов международной перевозки музыкальных инструментов. Новшеством этого года была, так сказать, биржа труда для музыкальных специалистов. Такие маститые компании, как Yamaha, в прошлом году занимавшие на выставке практически целый павильон, в этом году ограничились лишь зоной для встреч дилеров, куда попасть можно было только по предварительной записи.

В образовательной программе прошлого года упор был сделан на гитарный и барабанный колледж, в этом году, к сожалению, он не повторился. Жаль, ведь на выставку по-прежнему приезжает много начинающих музыкантов — гитаристов, ударников, клавишников и басистов. Зато Центр музыкального образования в этом году увеличил свои площади. Гораздо больше пространства было отдано для программы “Discover Music”, где каждый желающий, от младенца до дедушки, под руководством инструктора мог попробовать себя в игре на музыкальных инструментах (от этнических барабанов до скрипки), звукорежиссуре, сочинении песен. Группы малышей со скрипочками в руках или старательно отбивающие дроби школьники развеивают мысли о том, что всё неэлектронное в мире музыки умирает. Дети всё ещё тянутся к инструменту, и замечательно, что это всячески поощряется на выставке. Причем можно сначала попробовать поиграть, а потом в соседних аудиториях послушать лекции по созданию песен и вопросам композиции.

К начинающим сочинителям – отдельное внимание. Для них даже учреждена отдельная награда «Лучшему автору-исполнителю», где победитель помимо премии получает еще и реальное предложение от звукозаписывающей компании. Отбор претендентов проводился до выставки, а на ней определяли, кому достанется главный приз. Также проводились конкурсы пианистов German Piano Award, соревнования школьных команд и другие состязания, демонстрирующие внимание и поддержку к созданию и исполнению музыки.
С другой стороны, сейчас уже не только в профессиональных, но и в домашних студиях вовсю используются цифровые технологии. Поэтому и для учеников, и для преподавателей появился новый мир для освоения — миди-контроллеры и цифровые звуковые станции.

Стоит сказать, что на выставке ежегодно уделяется огромное внимание встречам, дискуссиям, круглым столам по вопросам музыкального образования. Особо отметим в этой связи Sample Music Festival – музыкально-образовательный фестиваль «диджеинга, тёрнтаблизма и контроллеризма» (так его позиционируют сами организаторы). Главной его задачей было показать развивающимся диджеям, что электронную музыку можно творить в режиме реального времени. Фестиваль проходит с 2015 года, и впервые в рамках MusikMesse. Это позволило с максимальной эффективностью соединить возможности профессионалов этого направления и производителей, в числе которых Akai, Denon DJ, RANE, Ortofon и Mixars. Очень бы хотелось, чтобы и в нашей стране в рамках одной выставки проходила столь же разносторонняя работа по модернизации и совершенствованию преподавания музыки, а также помощи молодому поколению в поиске своего пути.

РУКИ МАСТЕРОВ

Для человека, который ещё не выбрал свой инструмент сердца, MusikMesse из года в год становится захватывающим миром открытий. Здесь можно послушать интересных исполнителей, попробовать поиграть на инструментах со всего света: от “топового” рояля до африканской перкуссии из бамбука и крышечек от колы. Здесь можно лицезреть не только знаменитых музыкантов, но и тех профессионалов другого рода. Тех, для кого мерилом мастерства являются созданные кропотливым трудом инструменты. Что объединяет всех этих людей? Это руки! Удивительные, талантливые, мозолистые, неповторимые… Одни гениально вырезают из дерева грифы, корпуса, с закрытыми глазами на звук различают сорта древесины. Другие ловкими пальцами выстукивают заводные ритмы на тачпэдах миди-контроллеров. Третьи  крутят ручки звуковых пультов, четвертые экспрессивно касаются клавиш или струн… Музыка зарождается в умах, но течёт из пальцев… И на больших выставках особенно ясно ощущаешь это потрясающее разнообразие человеческой фантазии!

Приятно видеть, как много небольших, но уникальных европейских и азиатских производителей приезжает на MusikMesse со своими инструментами всех мастей. Причем несколько участников из одного региона могут объединиться на совместном стенде. Например, мастера из итальянской Калабрии, с которыми довелось побеседовать: все они наследники многолетнего, даже многовекового ремесла своих предков. И видеть, как в их руках оживает со звуками народной мелодии, например, калабрийская лира (Liuterria Piazetta) – бесценный опыт. Ведь мастер делится не только умениями и опытом, в каждом инструменте – частичка его души, страсти и вдохновения.

НИШЕВЫЕ ГЕНИИ

Это же относится и к «бутиковым» гитарам, которые кстати, были выделены в отдельную зону – Boutique Guitar Village. Так что, это и есть место гитары в современном мире музыки? С учётом того, что от Gibson здесь осталась лишь выставка об эволюции инструментов и лучших годах их “Лес Пола”, мысли приходят в голову не самые радужные… Нет смысла отводить огромные стенды для массовой продукции, новая цель – показать нишевых гениев и умельцев. Среди них были и те, кто приехал выставляться впервые. Например, гитарные мастера из Словении Mithans Guitars, у которых каждый инструмент изготавливается и украшается вручную, причем, как специально подчеркивается, без использования дешевых запчастей, а только с деталями от проверенных поставщиков. И это сразу привлекает внимание к инструменту. Не только оригинальный внешний вид, но и звук отличает также и румынскую мастерскую заказных гитар Vlahopol Guitars, уже несколько лет выставляющую свои разработки на MusikMesse. Опять же который год выставляет свои произведения французская гитарная мастерская Vigier, чьи неординарные по звучанию инструменты выбрали для себя, например, Бамблфут, Гатри Гован, Гизер Батлер и Роджер Гловер.

Заметно привлекали внимание футуристические инструменты немецкогой марки Sbip: стараниями одного человека, мастера, инженера и разработчика Стефана Бауэра в одной скрипке или виолончели совмещены бионический (подобный живой природе, — прим. ред.), эстетически безупречный дизайн и классическое звучание струнных инструментов. Мастерская также делает псевдоакустические бас-гитары и, отдельно, магнитные звукосниматели для других компаний и музыкантов. А ведь это лишь несколько имен из ряда производителей «бутиковых» гитар, представленных на выставке. Почему же при общем падении спроса на гитары подобные небольшие мастерские продолжают существовать? Их продукт нацелен на профессионалов и ценителей, ищущих свой звук и своего мастера, способного этот звук воплотить. Уникальность ручного производства будет цениться всегда, а мастера — нуждаться в выходе на тех, кто ищет такие особенные инструменты.

Радостно было видеть на MusikMesse всевозможных российских производителей. В зоне бутиковых гитар большой интерес вызвал стенд музыкальной мастерской Антона Хорина. Мастер из Петергофа был на стенде вместе с семьёй. Он подробно рассказывал всем желающим об особенностях своих гитар, а также о том, что на его авторских инструментах играли Эл ДиМеола и Хулио Иглесиас. И хоть в мастерской Антона Хорина делают и мандолины, и домры, и даже учебные скрипки, бестселлер мастерской на российском рынке – копия гитары Владимира Высоцкого, той, которую ему сделал мастер Шуляковский, а оригинал находится в музее Театра на Таганке. Кроме того, пользуется успехом знаковая для цыганского джаза модель гитары по чертежам Селмера-Макаферри, возвеличенной Джанго Рейнхартом. На выставке ей тоже очень интересовались.

Который год на MusikMesse свою продукцию представляет пензенская компания Yerasov, чьи гитарные ламповые усилители и педали любят и уважают не только отечественными гитаристами. О новинках на стенде рассказывал сам основатель, Александр Ерасов. Также были замечены российские производители аккордеонов, балалаек, микрофонов и духовых инструментов.

ГЛЮК ПОД ПАЛЬМОЙ

Достаточно много экспонентов в этом году представляло ханги и подобные им перкуссионные инструменты. Среди них и молодая российская мастерская глюкофонов Kosmosky. Глюкофон – это относительно новый инструмент, первые записи с ним появились в 2005-2007 годах, но появился он, думается, всё же чуть раньше. По сути это тональный лепестковый барабан, изначально делавшийся из баллона от пропана, а потом — из крышек от этих баллонов. Геометрия лепестков и форма полусферы влияет на обертона и уникальность каждого инструмента. Также ему приписывают свойства чуть ли не целительного источника космической энергии. Так это или нет, каждый может убедиться сам, попробовав поиграть. Можно и на такой масштабной выставке, но лучше, конечно, в более уединенном месте. Приятно, что и российские мастера отметились в новой области.

Пожалуй, к той же категории можно отнести и продукцию французской компании Ludophone, чьи инструменты по форме напоминают глюкофон, но дополнены элементами из титана, нержавеющей стали и композитных материалов, а внешне напоминают гибрид глюкофона, металлофона, гигантской калимбы, а то и вообще чего-то инопланетного. Изобретатель «людофона» Фредерик Буске делает упор на использовании инструмента в адаптации людей с ограниченными возможностями и посттравматической реабилитации.

Вообще, надо сказать, что музыкальная терапия стала одной из важных тенденций MusikMesse. На выставке было много стендов с этническими инструментами, как традиционными, так и изобретёнными недавно. Игра на них расслабляет, умиротворяет и тем самым лечит! Нельзя не упомянуть потрясающее кресло-арфу и колыбель для релаксации от немецкой компании Allton. По виду это действительно кресло-качалка и колыбель с натянутыми по внешней стороне струнами. Стоит только сесть или лечь внутрь, как звук и вибрации буквально проходят через всё тело, музыка льётся сквозь тебя. Это незабываемое ощущение удалось испытать на себе!

Одно из открытий выставки – разнообразие этнических инструментов. Причем инструментов родом из тех мест, куда не каждый европейский любитель музыки может вот так запросто отправиться. Например, отдельный большой стенд был посвящен музыкальным сокровищам Индонезии. Особое внимание автора привлек такой невиданный инструмент как сасандо. Он струнный, чем-то похожий на арфу, а его название происходит от диалектного слова «sasandu», что значит «вибрирующий». Основной сасандо служит толстый стебель бамбука, вокруг него располагаются деревянные клинья с натянутыми от вершины до основания струнами. За счет клиньев обеспечивается подъем струн над поверхностью стебля и их настройка на ту или иную ноту. Струнная бамбуковая труба окружена подобным сумке листом лонтарной пальмы, который служит резонатором. Говорят, листья только этой пальмы подходят для создания инструмента. Изобрели его на индонезийском острове Роти, что находится юго-западнее острова Тимор, где эти пальмы растут в изобилии. По легенде, один мальчик заснул под пальмой, и во сне ему послышался дивный переливчатый звук, который показался спящему песней богов. Но мальчику нужно было просыпаться, как бы ни хотелось подольше послушать приятную мелодию. Проснувшись, он захотел перенести чарующие звуки в реальный мир и, в конце концов, создал сасандо из листьев пальмы, под которой спал. Играют на инструменте обеими руками, перебирая струны как на арфе. И здорово, что звучанием этого и других индонезийских инструментов можно было насладиться прямо посреди Франкфурта!

АТАКА ДРОНОВ

А если всё разнообразие звуков уже слилось в один громкий гул, можно заглянуть в соседние павильоны, где проходит выставка Prolight & Sound. “Тихая гавань”, подумаете вы, но не спешите с выводами. Здесь такой же рай для «визуалов», художников по свету и звукорежиссёров, как и MusikMesse — для музыкантов. Даже быстро пробежавшись по выставке, можно получить передозировку визуальных эффектов и в очередной раз убедиться, как много в восприятии музыки зависит от правильно подобранного света. Основные тенденции: всем правят LED-технологии, от огромных систем освещения до блоков для построения сценических декораций, похожих на детали конструктора «Лего» для Гулливера. Есть даже led-браслеты: управляемые дистанционно программируемые устройства, меняющие цвет, режим работы и создающие световые эффекты по всей площади зрительного зала. Разработала их компания CrowdLed для визуализации эмоционального отклика зрителей, и это шаг далеко вперёд по сравнению с огоньком зажигалки…

Еще одна тенденция – совершенствование дистанционного управления световым оборудованием и усложнение запрограммированных под песню сетов световых эффектов. Лазеры, дымовые пушки и голограммы тоже были представлены, но не так значительно. Настоящее футуристическое шоу дронов на выставке ProLight & Sound показала швейцарская компания Verity Studios, крупнейшая компания по разработке световых представлений с участием дронов. Свет теперь отделяется от стоек, он парит в воздухе, и это фантастика! Дроны ориентируются в пространстве по GPS-меткам, заранее расположенным внутри зала. Они могут светиться и даже танцевать в воздухе, если на них надевают специально разработанные “костюмы” из лент. Тогда кажется, что в воздухе танцуют роботы-медузы. Используемые в представлении микродроны Lucie, оборудованные программируемыми RGBW-светодиодами высокой мощности, весят всего 50 граммов. Такие дроны можно безопасно запускать над артистами и публикой в любых помещениях! Даже 20-минутное шоу имеет ошеломляющий эффект: кажется, будущее уже наступило!

ЭНЕРГИЯ ОБЩЕНИЯ

Определенно, в каждой поездке на MusikMesse открывается что-то прежде невиданное из неисчерпаемой сокровищницы музыкальной Вселенной. Однако это не только новые технологии, новые инструменты или новые имена. Магия мира больших выставок – это энергия общения с людьми. Только в этой Вселенной можно запросто встретить проходящего мимо гитариста-виртуоза, который познакомит тебя с талантливым барабанщиком, которого почти нет шансов увидеть в России. Музыканты оказываются ближе, говорить с ними проще и общение выходит куда более расслабленным. По части интервью франкфуртская MusikMesse — мой личный клондайк. И хотя масштаб присутствия на выставке всемирно популярных личностей изменился, менее интересной она не стала, просто искать самоцветы приходится внимательнее. В мой первый визит на стенде Fender раздавал автографы сам Джефф Бек, а сейчас и стенда-то такого не было… Зато в этот раз в первый же вечер в большом шатре Festival Arena прямо посреди выставки прошел Ultimate Jam, собравший на одной сцене немало любопытных музыкантов, и с некоторыми из них мне довелось потом пообщаться.

Самой невероятной, пожалуй, была встреча с Джоном “Кроликом” Бандриком – клавишником, игравшим, в частности, с Бобом Марли, The Who, Free, Vanilla Fudge и многими другими. Джон – виртуозный клавишник, умеющий импровизировать с закрытыми глазами и неподдельной эмоциональностью. А видеть его за хаммондом – редкое удовольствие, правда! Он – историческая личность и просто кладезь историй, которые хочется слушать бесконечно. Во время своей творческой встречи он много рассказывал, шутил, импровизировал, а также играл отрывки из своих свежих сочинений, которые, хочется верить, когда-нибудь будут собраны в альбом!

Также свой свежий материал, альбом “Viva La Rock”, представлял публике басист Марко Мендоса (Dead Daisies, Thin Lizzy, Whitesnake). Общительный, любвеобильный, отдающий максимум энергии Марко покорил зрителей настолько, что ему подпевали хором! В круглом небольшом зале, отгороженном прямо посреди павильона MusikMesse, он создал настоящую рок-н-ролльную атмосферу концерта в забитом битком клубе. Это было круто! Марко Мендоса – частый гость MusikMesse как во Франкфурте, так и в США, да и в России тоже. А вот басистку Иду Нильсен, представившую на выставке именной усилитель от Eich, мне прежде не доводилось слышать вживую, а стиль у неё весьма запоминающийся. В 2010-2016 годах Ида играла с Принсом, и это, по её словам, был феноменальный опыт. Сейчас она занята развитием сольного проекта. В её слэпе — такая сумасшедшая концентрация чувств, красок и заразительной энергии фанка, что мгновенно пританцовывать начинали даже дедушки и бабушки, которые, да-да, тоже приходили на её концерты на выставке.

Новым именем для меня стала барабанщица Аника Нильс, заявленная в афише как самая успешная барабанщица Германии. Ещё её сравнивают с Бенни Гребом, а известность она приобрела благодаря своим видео на YouTube. Милая и даже слегка застенчивая в ответах на вопросы, Аника совершенно меняется за барабанной установкой. В её игре отмечают сочетании силы, плотного грува и чувственности, внимания к деталям. Аника поделилась упражнениями по техникам разогрева перед сетом и рассказала, что работает над учебником, в котором рассмотрит эти темы. Сразу заметно, что она уделяет большое внимание совершенствованию своей игры, хотя уже много лет преподаёт и даже имеет свою барабанную школу.

Свою творческую встречу на MusikMesse проводил и Сэр Уолдо Уэзерc – фри-джазовый саксофонист родом из Луисвилла (Кентукки, США), прославившийся игрой у самого Джеймса Брауна, а ныне живущий в Германии. Ярко-красный брючный костюм, ремень саксофона со стразами и ослепительная улыбка темнокожего американца – подкупающая экстравагантность Уолдо Уэзерcа отражается и в его игре, а также диалогах, позволяющих в равной мере отнести его и к артистам стенд-ап-комедии.

До сих пор жалею, что не удалось побеседовать с клавишником Тони Кэйри (экс-Rainbow), только что выпустившим сольный альбом “Lucky Us”. В большом шатре Festival Arena поставили ряды кресел, и Тони чинно и со всей присущей ему погружённостью в материал играл на рояле. Мне посчастливилось увидеть его и с акустической гитарой, под аккомпанемент которой он не менее проникновенно спел несколько песен. Это было настолько душевно, что многие зрители даже расчувствовались. Досадно, что пришлось убегать уже после первой трети его выступления. Тони давал сольный концерт как раз в вечер моего отъезда с выставки, и встать и уйти было очень трудно. Однако это было прекрасное завершение командировки…

Подводя итоги, можно долго рассуждать, что масштаб у MusikMesse уже не тот, что пять-десять лет назад. Но жизнь не стоит на месте, а программа мероприятий по-прежнему насыщенная, и есть стойкое ощущение увеличившейся эффективности выставки для бизнеса. Все понимают, что сегодня она просто отражает состояние музыкального мира. При большем размахе мероприятия увеличивается шоу-компонент, но снижается эффективность деловых переговоров. А в этом году есть стойкое ощущение, что приехали именно те, кому это действительно важно. Значит, выставка выполнила свою основную задачу – нужные друг другу в музыке люди стали ближе, у них рождаются новые идеи, которые воплощаются в жизнь, а значит… Музыка продолжает жить!

P.S. И уже известно, что в юбилейный, сороковой раз MusikMesse пройдет во Франкфурте с 1 по 4 апреля 2020 года! А до этого, с 12 по 14 сентября 2019-го, нас ждёт выставка в Москве!

Катерина МЕЖЕКОВА
Фото автора.
Благодарим Екатерину Шерстобитову, Анастасию Войнову и всю команду Messe Frankfurt Rus за приглашение и организацию поездки на выставку.

Вся фотогалерея:

https://vk.com/album-2548741_264494491

Общее впечатление

2-5 апреля 2019 г.
Франкфурт-на-Майне, Германия

Катерина Межекова

Катерина Межекова