«Мыс Луны»: Прощание со сказками
Март 3, 2019
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

«Мыс Луны»: Прощание со сказками

2 марта в Клубе Алексея Козлова группа «Мыс Луны» представила публике свой новый релиз «Лунные народные сказки». Работа над альбомом была долгой и многоэтапной – в начале 2018 года вышла инструментальная версия, а в январе 2019-го – полная, на трёх СD, включающая также собственно сказки на русском и английском языках.

Как всё это представить на сцене? Коли речь идёт о сказках, то и сама атмосфера должна быть волшебной! Тут «лес густой» в виде свисающих с потолка мансарды растений был очень к месту, музыканты в народно-восточных костюмах выступали в роли сказочников, а в зале было много родителей с детьми – от «подрощенных» до совсем грудничков. Время тоже было «детское» – пять вечера. И все радовались, веселились и даже танцевали: ведь все сказки у «Мыса Луны», даже самые «страшные», с хорошим концом.
Сейчас не будем подробно останавливаться на самих историях – они напечатаны в буклете к тройному изданию, и каждый может их прочесть (да и рецензия на диски не за горами). Скажем лишь, что это причудливая смесь фольклора и авторских сказок разных стран мира. В записи в роли рассказчиков, помимо музыкантов «Мыса Луны», участвовали приглашённые артисты – Трей Ганн (экс King Crimson), Анастасия Постникова («Ива Нова»), Максим Кучеренко («Ундервуд»), Озма Нагатовна (Absent Sunday). Однако на концерте решили обойтись в основном собственными силами и средствами. Трея Ганна, конечно, звали, но он не прилетел – билеты из Америки нынче дороги! А вот Озма, в аудиоверсии прочитавшая большинство сказок на английском языке, на сцене выступила в роли рассказчицы на русском.
Артистические способности Озмы вообще раскрываются в последнее время с разных сторон: в родной команде Absent Sunday она кабаре-дива, в рок-опере «Хабалка» – экспансивная особа, завоёвывающая мир, в «Сказках» – не то ведьма, не то добрая фея, но явно не от мира сего. С Луны, в общем. Как и фронтвумен «Мыса Луны» Ольга Шотландия, повелительница разнообразных флейт и мандолины, также на концерте выступавшая в роли рассказчицы. Этот тандем и задавал тон всему концерту. Сказки читал также бас-гитарист Андрей Шашков, основной автор музыки к этой программе (он же играл на большой, похожей на гнутую водопроводную трубу, басовой блок-флейте). В роли «массовки» вступили гитарист Роман Смирнов и барабанщик Алексей Суляев, каждый – мастер своего основного инструмента. Время от времени на сцене появлялись и другие участники, о которых мы расскажем по ходу дела.
Музыка «Мыса Луны» легка и изящна – в ней много воздуха, разнообразных флейт, звонких звуков мандолины и гитары, этнических мотивов и вполне себе «прогрессивных» сбивок и сложных переходов. Однако поскольку сказки именно декламируются, а не поются, то инструментальная часть, казалось бы, должна отступать на второй план. Но в театральную постановку концерт не превратился – музыка структурировала действо и выступала как ведущая сила. Конечно, в «Сказках» есть определённый момент иллюстративности (например, попал старику Елозию в глаз осколок – гитара делает «блям», поднялась в избушке во время Машиной уборки пыль – флейта-висл играет завихрения), но на концерте эти «подсказки» становились частью музыкально-театрального действа. Порядок номеров не повторял «слово в слово» трек-лист CD – песни-сказки выстроились в новый «живой» ряд. Нимфа Сиринкс, бедолага-Колобок, старик Елозий и Леший, грозный Михал Потапыч, влюблённый кузнец Вакула и другие герои вставали перед зрителями как живые. Между тем на сцене появлялись новые участники – выбранный из публики зритель сыграл «гостевое» соло на стиральной доске (!), художник и друг Андрей Годовальников прочитал сказку про жадного Леприкона, а подыграл ему на второй гитаре Павел Булак, а в конце сета на сцену вышла новая клавишница «Мыса Луны» Мария Городецкая. С её фортепиано звуковая палитра «Мыса Луны» стала ещё полнее и разнообразнее.
После основного представления последовал небольшой перерыв, и в более коротком втором отделении группа сыграла вещи из новой программы, которая в ближайшее время будет записываться. Это вновь чисто инструментальные композиции – тихая мистическая «Сны и ангелы», загадочный «Нантакет» (пьеса инспирирована романом Германа Мелвилла «Моби Дик») – здесь Ольга играла на мелодике, страшноватое «Вампирское танго» – которое вовсе не танго, а скорее нагнетание в духе King Crimson, «Ссора» – вот в ней было и спокойное начало, и диссонансно-пародийное танго, и «примирение» в конце, и, в завершение – вещь с сумасбродным названием «Гены Гогена», красочный и задиристый фанк-экзерсис с виртуозными унисонами флейты и баса. Судя по всему, уклон в литературно-художественную сферу не закончен, но выражен будет иначе. А прощание со «Сказками» – ведь, по словам Ольги Шотландии, это последнее их исполнение – вышло очень милым, добрым и полным очарования. Такое душевное расставанье обязательно обещает встречу впереди.

Елена САВИЦКАЯ
Фото – Владимир Импалер.

Вся фотогалерея с концерта:

Общее впечатление

2 марта 2019 г.
Москва, клуб Алексея Козлова.

Елена Савицкая

Елена Савицкая