«Музыка в деталях»: Ускоренная перемотка
Badda Boo,Kostarev Group,Local,Владимир Кожекин,Лакоча,Москва,Мыс Луны,ЦДХ,Юлия Теуникова В конце января вполне искушенная массовыми событиями московская «неформальная» публика собралась в ЦДХ, чтобы стать свидетелем одного из самых необычных и даже авантюрных мероприятий за последнее время.
Фестиваль, изначально объявленный как «Зима на Рожайке», а в итоге прошедший под вывеской «Музыка в деталях», побил сразу несколько рекордов. Это и количество выступавших – 42 группы за суммарные 8 часов обоих дней фестиваля, и продолжительность отдельно взятых выступлений, и время окончания (в 12-м часу ночи, по меркам ЦДХ – совершенно немыслимо), и стилистическая пестрота игравших… К счастью, рекорды промоутерских пролетов остались нетронутыми – в целом мероприятие если и вышло в некий минус, то не смертельный, а количество народу в ЦДХ было вполне пристойным для зала-полутысячника.
ЧТО ТАКОЕ ФЕСТИВАЛЬ ФЕСТИВАЛЕЙ?
Интересно, как эволюционировала «Музыка в деталях» от изначальной задумки – своего рода зимней сессии набирающей популярность летней «Купалы на Рожайке», фестиваля со своей верной публикой и своей сложившейся обоймой артистов (бард-рок, регги, этника, блюз), до своеобразного «смотра-строя» андеграундной музыки в целом. Организатор «Рожайки» (а также ряда сцен на экс-Грушинском, Др-Фестов и многого другого) Владимир Кожекин идею, по его словам, «объединяющей движухи» вынашивал давно. Ярким примером ее является «фестиваль фестивалей», проходящий на пост-грушинской площадке под Самарой «Метафест», который должен был стать точкой пересечения фестивальных организаторов со всей страны, а оказался… просто еще одним мероприятием, созданным Кожекиным. Специфика наших неформально-фестивальных проектов в том, что они все сплошь авторские, а впрячь нескольких «харизматиков» в одну упряжку – задача архисложная. Возможно, даже еще более сложная, чем делать фестиваль по собственному генплану. Собственно, и на сей раз, поняв невыполнимость изначального плана (автономные, управляемые независимыми организаторами секции внутри одного большого концерта), Кожекин «припряг» в дело свою собственную харизму и создал просто еще один фестиваль имени себя, чья «обойма» вполне соответствует летней «Рожайке». Аудитория, кстати, тоже.
Результат этот вполне закономерен, и вот почему. Конечно, само музыкальное пространство в России огромно, и в стране происходит великое множество фестивалей самых диковинных направлений. Но было бы странно ожидать, что в «Музыке в деталях» вдруг решат участвовать организаторы, скажем, байк-феста в Малоярославце, или Russian Synth Community, или стоунер-рокеры, или… Осознанную попытку сделать полистилистичный фестиваль предпринимали только «Пустые Холмы», с их огромными пространствами и множеством сцен, да и то изрядно потом получали по шапке от благодарных слушателей. Большинство неформальных летних фестивалей играют по проверенной схеме, и подборка артистов на них не так уж и отличается друг от друга. «Небослов», Вдовин, Фахртдинов, «Станция Мир», кто-нибудь из видных фольклористов – позовите их, и уровень вашего сейшена уже гарантирован. Отличия фестивалей есть – географические, и отчасти концептуальные, но в конечном счете это разные точки зрения на одно и то же.
Стало быть, идея «фестиваля фестивалей» пока «не взлетела», но даже просто собрать в одном месте такое великое множество артистов – уже событие. И потенциальная польза его вот в чём: предположим, вы – представитель провинциального рок-клуба. Жизнь у вас кипит, от людей на концертах отбоя нет, но как-то устали вы от стандартного набора имен и персонажей, хочется нового… И вот вы с блокнотиком в руках приезжаете на «Музыку в деталях», всероссийский форум, смотр-слет музыкальных дарований, и делаете пометки – вот это хорошо, вот это – немного не в тему, вот этих надо бы позвать обязательно… А перед вами – артисты, артисты, бодро наворачивают круги на подиуме… стоп, это уже откуда-то из другой оперы.
ПАРАД ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ
Давайте теперь ненадолго представим себя одним из таких персонажей с блокнотиком, который оказался на фестивале. Допустим, в будние дни он работал работу у себя в солнечном Гденибудьске, а в субботу приехал в ЦДХ, правда, слегка запоздав к раннему – ровно в шесть – началу. К тому времени уже отыграли прекрасные фольклорные барышни «Птица Тылобурдо» из Ижевска (одни из немногих участников-немосквичей), а на сцене как раз выступает Ольга Шотландия («Марфа и Таджики», «Небослов») и ее новый проект «Мыс Луны». Милейшая инструментальная музыка, арт-фолк-рок. Наверняка нашему герою запомнится барабанщик – такой божий одуванчик.
Следом на сцену выходит организатор – фестиваль еще недалек от начала, и Кожекин еще не потерял надежду вписаться в график. Правда, легкое беспокойство уже чувствуется.
Дальше черед барда – как правило, команды с развитой инструментальной секцией чередуются с исполнителями-одиночками, в просторечии бардами. Фамилия в блокноте неразборчива – то ли Бардин, то ли Вагин. «Все они, барды, на одно лицо», — думает слушатель, пока бард Алексей Бардин поет о высоком. Здесь заметен определенный «оптический обман» (или, точнее, слухово-оптически-психологический): на самом деле «чистых» бардов в программе не так уж много. Дай бог если четверть. Но если для фолк- и рок-команды, чтобы раскрыться, как правило, и трех песен мало, то с бардом часто всё бывает ясно и на середине первой. («Всё ясно» не значит «всё плохо», отнюдь, но наслаждение творчеством так же отличается от его оценки, как дегустация вина от дружеской пьянки). Поэтому внутренний эксперт начинает ныть: «Следующий!»
Следующей оказывается певица под ником Badda Boo – девочка-трансформер с крыльями бабочки за спиной. Бадда Бу показала удивительное превращение из прямо-таки канонической хиппи с песнями в духе «какой чудесный день» – в томную звезду англоязычного инди-рока. Ассистировали в превращении двое инструменталистов. Слушатель чешет затылок: «Всё-то хорошо, но вот кто ее здесь знает?»
Дальше поводов для удивления становится еще больше. На сцене — «Вивальди-Нано-Оркестра» п/у Александра Костарева – фрагмент Kostarev Group, к сожалению, временно без клавишных и ударных, но оно и к лучшему, ибо вы знаете, в отличие от нашего героя, сколько времени может настраиваться «настоящая» Kostarev Group! Здесь же – предельно дружелюбная к слушателю, даже в каком-то смысле лиричная музыка, прог-фьюжн-инструменталы, которые, разумеется, покажутся ему «жутким зубодробительным какофоническим месивом» и если не напугают, то уж надолго озадачат. В блокноте появится пометка: «Играют какой-то прогрессив. Узнать, что это такое и слушает ли его кто-нибудь.»
Следом – Юлия Теуникова и ее довольно многочисленная на этот раз группа – виолончель, контрабас, перкуссия, вторая гитара… «Интересно, — думает слушатель, — а все песни у нее такие задорные, как эта, про менеджера?» И оживляется, увидев в составе «виолончелиста всея Руси» Петра Акимова… Как следует вслушаться в то, что поется, конечно, за три песни он не успевает.
А вот дальше в дневнике посетителя – одни восторги. Что нужно публике? Зрелища. Всё, что похоже на волшебство – загадочные инструменты светились в темноте, звучали хрустально и тонко… Группа Дениса Клопова выдавала волшебство большими порциями – диковинная лазерная арфа в рост человека, набор каких-то колокольцев, разнокалиберных стеклянных стаканов… «Вот только как это перевозить? Не побьются ли в дороге?» О том, что именно они играли, уже как-то даже не думалось – расхожие классические «хиты», а как бы, интересно, звучал их собственный репертуар?!
Преодолев выступления пяти весьма контрастных исполнителей, наш герой испытывает вполне естественное желание отключиться на минуту и посмотреть, что происходит снаружи. Выходить немного неловко – получается на глазах у всех, через ряды кресел, тревожа выступающих артистов. Снаружи — лотки с дисками, рукодельными сувенирами, атрибутикой, фэны входят и выходят, у гримерки вечно кружок музыкантов, которые как будто именно сейчас хотят обсудить какие-то важнейшие вопросы творчества…
Стоило пару раз моргнуть от яркого света и обсудить пару важнейших вопросов, как внутри успели отыграть несколько бардов, и уже выходили на сцену «Лакоча». «Образцово-показательный фолк», — гласит запись в блокноте. «Македонский», — дополнение, сделанное позже со слов самих музыкантов. Группа флейтиста Ильи Сайтанова играет балканскую музыку, и делает это так правильно и точно, как и пристало команде, где лидером – математик-программист, а у микрофона – выпускница музучилища по народному пению! Думаю, в своих прикидках потенциальный промоутер запишет не только качество игры, но и визуальный аспект: в команде подобрались абсолютно разные и неизменно прекрасные человеческие типажи, от «человека-горы» Бигуса, «безумного учёного» Ильи Сайтанова до хрупкой, как Русалочка, певицы Любы Понькиной. Для полного счастья не хватает только студийного альбома, который, как говорят музыканты, уже полностью готов к изданию.
УСКОРЕННАЯ ПЕРЕМОТКА
Разнежившись под звуки балканского фолка, слушатели обнаруживают на сцене нечто совершенно необычное. До этого действие представляло собой вполне обычный, пусть и с чрезвычайно сжатым графиком, сборный концерт, иногда перемежаемый краткими речами, теперь же Владимир Кожекин вывел на сцену нескольких фестивальных организаторов в качестве полноправных выступающих. Сперва ветеран бардовского движения что-то рассказывал в сопровождении видеозаписи, которая показывалась на экране у него за спиной… ускоренная в два раза. График уже поджимал! Потом презентация фестиваля памяти Виктора Луферова «Арт-Перекресток» — первая попытка за весь день добавить к выступлениям какой-то зрелищности, карнавальности. Перед сценой маршировали люди с флагами, в зале запустили воздушные шарики, все принялись их подбрасывать, шарики то и дело лопались с оглушительным треском, выводя из ровного расположения духа артистов на сцене… Кажется, «луферовцы» даже перестарались с карнавалом — многих их представление почему-то раздражало…
Интересно, как много в России мемориальных фестивалей! И все они посвящены памяти не самых «раскрученных» звезд, а авторов-аутсайдеров, или тех, кто сознательно всю жизнь уходил от мэйнстрима, или просто тех, кто не успел что-то в жизни сделать. Луферов, Курехин, ДрКин, Баранов, даже Грушин — всех их объединяет то, что у поклонников и друзей осталось чувство, что они что-то не сделали, не расслушали, недолюбили, и теперь стараются продолжать музыку артиста таким вот образом.
Одним из «гвоздей» луферовской программы был Московский ансамбль рожечников: ярко, зрелищно, музыкально необычно. Другим – дуэт Ксении Полтевой и Григория Данского — пример современного бардовского творчества. Впечатлил акустический гитарист Алексей Кравченко.
Тут приходится признать, что произошло неизбежное – записи в блокноте нашего потенциального знатока человеческих и музыкальных душ становятся совершенно обрывочными и неразборчивыми. Что случилось? То ли он был вынужден сорваться и бежать на свой воображаемый поезд, то ли вихрь событий увлек его в гримерку, где обнаружились вдруг добрые приятели, вкусный коньяк и интересная беседа, то ли впечатлений стало слишком много. И даже такие яркие, как сольный выход Михаила Башакова, барда без шуток звездного, или героя будущих дней Алексея Вдовина, уже не оставилиразборчивых воспоминаний. Произошло то, что и должно было произойти: фестиваль лишился своей сверхзадачи (очень символично, что и сам Кожекин к тому моменту покинул территорию ЦДХ, умчавшись на свой клубный концерт), и превратился просто в радостную, веселую и безалаберную тусовку слушателей и музыкантов. Стоит ли пытаться ее как-то «построить»? И можно ли вообще это сделать?
P.S. Полный список выступавших 28.01 (источник — ЖЖ Кожекина):
Птицы Тылобурдо, Питер Глухов, Дэн Назгул, Настя Жук, Басем Аль Ашкар, Мыс Луны, Алексей Бардин, Badda Boo, Костарев Нано Оркестр, Юлия Теуникова и Петр Акимов, Сергей Труханов, Денис Клопов и Октавио, Дмитрий Твердый, Лакоча, Алексей Кравченко, Московский оркестр Рожечников, Ксения Полтева и Григорий Данской, Full Moon Jazz Band, Корни Озер, Михаил Башаков, Хельга Патаки, Алексей Вдовин, Потапов Л.
Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим Владимира Кожекина и Петра Глухова за приглашение на фестиваль.