MusikMesse’2021: Жизнь после пандемии
Говорят, всё желаемое так или иначе происходит, только не тогда и не так, как этого ждёшь. Ежегодная музыкально-техническая выставка, вернее, две выставки в одном: NAMM MusikMesse и Prolight + Sound NAMM Russia состоялись не тогда и не ТАМ – вместо 2020 года в 2021-м и не в привычных Сокольниках, а в «Экспоцентре» на Красной Пресне, и вместо парковой золотой осени её посетителей окружали стекло и сталь небоскрёбов московского Сити.
Но главное – что она состоялась, и после многих месяцев неопределённости, переносов, уходов на карантин и возвращений с него организаторы смогли собрать многолюдный и представительный состав участников. И если не замечать проверяющих с бесконтактными градусниками на входе, кажется, будто мир и впрямь не сильно изменился за два года, прошедшие с предыдущей MusikMesse…
Всё так же на входе вас встречают «звуки волынок и скрежет гитар», вернее, не волынок, а барабанов – наш стенд оказался точно напротив «барабанного кластера». Прямо в центре зала стояло несколько ударных установок, на которых разминались все, от младенцев до зубров своего дела. Особенно запомнился некий дяденька в леопардовой куртке, майке «Моторхед» и стрижкой а-ля Scooter. Рядом и напротив – два стенда с гитарами, на одном под вывеской «Музыканты России» заседал лейбл Дмитрия Четвергова «Moscow City Records», собравший своих адептов. Чуть дальше обитали создатели хангов – современного, похожего на летающую тарелку мелодико-перкуссионного инструмента, так что в те редкие моменты, когда гитаристы и барабанщики унимались (или ещё не начинали – обычно в самом начале выставочного дня), можно было послушать музыку сфер. По другую сторону – стенд с наушниками: чтобы посетители могли оценить качество звука внутри ушей, а не снаружи, там сделали специальную тихую кабинку…
ЦВК «Экспоцентр» (в прошлом – Выставочный центр на Красной Пресне)… Помнится, именно здесь прошла самая первая MusikMesse Russia в 2012 году, а ещё раньше, в девяностых, ещё до Сокольников, здесь начинала праматерь всех выставок «Музыка-Москва». Выставочный комплекс тогда ещё не был окружён с трёх сторон небоскрёбами, и неудивительно, что главный вход остался со стороны набережной, там, где их нет. А там, где они есть, можно было, выйдя на улицу, даже представить себя во Франкфурте на тамошней MusikMesse… Но не будем сравнивать, ни с зарубежными вариантами, ни с этой же выставкой прошлых лет. Понятно, что время не повернёшь вспять, а информационное пространство не спрессуешь обратно до масштаба специализированных журналов и советов продавца в музыкальном магазине. Теперь каждый может пощупать гитару в салоне, заказать в сети, послушать сэмплы в интернете… Что уникального, того, что доступно только вживую, может предложить выставка? Это мы и попробовали понять в очередной раз за три сентябрьских дня в «Экспоцентре».
На этот раз основных павильонов было два. Первый – световой (Prolight + Sound NAMM), где сосредоточились в основном производители светового и сценического оборудования, там же были наушники, кабели и всякого рода аксессуары, и единственный ныне действующий журнал для профи – «Шоу-мастер». Второй (собственно MusikMesse, обозначенный как музыкальный фестиваль), где и был наш стенд, вобрал в себя всё то, что раньше занимало три – громкий гитарно-басово-клавишный, тихий акустический классически-народный и барабанный. Уже пару выставок назад в секторе гитар стали доминировать российские производители и бренды, а в этот раз они были представлены практически безальтернативно. Виной ли тому полузакрытые границы или общий акцент на импортозамещение, а может, просто сама задача показать себя для наших производителей стала актуальнее, сказать сложно.
Но и Inspector Guitars, и Shamray были в центре внимания, хотя, конечно, у последних в магазине представлены и ведущие западные бренды. А «Динатон» тоже порадовал своими «Флайтами» и другими зарубежными гитарными марками. Напротив роялей сидел представитель ещё одного местного разработчика – гитарного оборудования Yerasov и, признаться, изрядно «забивал» акустику игрой через эти прекрасные комбики. Жаль, давно не видно стенда Soviet Guitars, раньше выставлявшего разного рода курьёзы и раритеты советского гитарпрома.
А что касается классических и народных инструментов – тут наши мастера прямо-таки расцвели, ведь всегда есть заказы от детских музыкальных школ, а взять, скажем, балалайки или домры – где вы ещё их найдете? «Народники» выступали этакой артелью, расположившись в центре павильона, так, что можно было ходить кругами и пробовать то колесные лиры, то ксилофоны, а то и дивного вида и звука «стеклянную арфу»… Замечательные гусли от «Мастерской “Гусельник”» были представлены разными модификациями – ладья, «авдоши», шлемовидные, звончатые… Удивительные калюки и свирели от «Таёжной музыкальной артели»… Глаза разбегаются!
Как всегда, «зажигал» «БалалайкерЪ», представители которого аки коробейники ходили в народ со своими инструментами и везде их показывали и о них рассказывали. Вот и на стенде «Shnoor.lab» Даня Воронков устроил небольшой партизанский перформанс и спел под балалаечку… хиты Radiohead и System of a Down. Кстати, «Shnoor», как вы догадываетесь, тоже российский производитель, конечно же, шнуров.
Продолжая тему импортозамещения, отметим, что акустические фортепиано тоже были представлены на сей раз в основном отечественными фабриками. И марки инструментов предлагались новые, а не хорошо (чтоб не сказать, до боли) знакомые нам «Лиры» и «Зори». Среди производителей – петербургские фабрики «Аккорд» (пианино и рояли «Н. Рубинштейн»), «Амедиус» и «Нева-Саунд» (пианино и рояли «Михаил Глинка»), фабрика «Тульская гармонь» (пианино «Мелодия»), а также совсем свежий бренд «Соната», представленный компанией Asia Music. Единственный импорт – соседский: шикарного вида белый рояль «Беларусь» из Минска. Можно скептически рассматривать перспективы роялестроения на территории СНГ (хотя они имеют свои корни), но по внешнему виду и «наощупь» (в процессе игры) инструменты были вполне приличного качества. А вот оценивать по достоинству звук лучше в салонах, ибо на выставке в шуме его сложно расслушать…
На каждой выставке бывает какой-нибудь уникум-умелец, делающий нечто удивительное на вид и непонятное по назначению. На этот раз впечатлили K5.Music – они притащили электронное фортепиано, которое играет мелодию по выбору из списка так, что можно нажимать какие угодно клавиши – ноты всё равно будут правильные, и акустическую гитару с навешанными на каждый лад и струну триггерами, нажимающими их по типу шарманки. Говорят, фортепиано очень популярно на корпоративах!
В световом же павильоне царила спокойная деловая тишина. Много красивых приборов, огней, света, дыма, механизмов, есть даже театральные занавесы и кресла – воистину, весь мир театр! Чувствовалось, что собираются здесь люди, которые точно знают, зачем пришли и что им нужно. Здесь идут переговоры, заключаются контракты, обсуждается оборудование. А как быть, если не всё понятно, и хочется узнать подробнее, зачем нужен вот тот пульт с кучей кнопочек или как управлять дым-машиной?
Для этого на выставке организуются технические туры, которые полезны как профессионалам, так и интересующимся любителям. Согласитесь, когда вас проведут по стендам, всё покажут и расскажут, да ещё и потрогать дадут, станет гораздо яснее! Представители нашего журнала воспользовались этой возможностью и узнали много нового.
В этот раз тур под руководством звукорежиссёра Максима Бураченка был посвящён теме «иммерсивного звука». Что это такое? Насколько удалось понять, имеется в виду привязка движущегося визуального объекта к звуковому при помощи многоканальных систем. То есть если актёр в мюзикле ходит по сцене и поёт, то и звук голоса перемещается вместе с ним. Это не просто стерео или квадро, это полное погружение!
А вот с помощью каких ухищрений этого добиваются технически, нам рассказывали представители компаний Riedel Communications, CTC Capital, Hi-Tech Media, «Сонорусс», ГК Digis (звуковая система d&b Soundscape) и других. Было очень интересно послушать увлечённых людей, которые знают буквально каждую возможность, каждую деталь вверенного им оборудования, и говорят о «железках» как о живых людях… но всё-таки звук – это больше, чем работа приборов, это – магия!
Как насчёт музыки? Её было много и внутри музыкального павильона, и снаружи – на традиционной демо-сцене («Громкий стенд»), показывающей возможности порталов во всю мощь на музыке от классики до трэш-метала, и на открытой сцене, которая начинала работать ближе к вечеру. Первый день отдали околофольклорным стилям. Сперва выступил проект клавишника Сергея Филатова «Этносфера» – тонкий, хрустальный, сказочный и одновременно озорной фолк-рок с двумя юными вокалистками, с бас-гитарой, ударными и духовыми (за них отвечал Сергей Клевенский).
Потом на сцену вышла группа вокалистки Ирины Суриной, известной по участию в кантри-коллективе «Кукуруза». Её нынешняя программа – на стыке кантри, эстрады и блюз-рока, безупречный и выразительный русскоязычный вокал, на гитаре – известный в блюзовых кругах Юрий Новгородский, жаль, холод не давал возможности как следует насладиться музыкой. Но услышанные песни, в которых разворачивалась во всю ширь женская душа, очень понравились! А уж когда Ирина бесстрашно шагнула на выставленные около сцены мониторы (конечно, при поддержке рыцаря из «зрительного зала»), и вовсе сердце дрогнуло. Но Сурина в кожанке, уверенно ступая по колонкам, смотрелась очень круто – превосходный образ!
Весь второй день был отдан гитаристам – это был традиционный, уже третий по счёту гитарный фестиваль фирмы-производителя струн D’Addario. Открывал программу её постоянный ведущий, лидер гитарно-инструментальной группы Nobody.One Сергей Табачников. Он же в этот день был в роли ведущего. Правда, Nobody.One в этот раз предстала в виде дуэта, но на качество перфоманса это не повлияло – всё тот же первоклассный шред-хэви-фьюжн на радость многочисленной публике. Вообще было ощущение, что половину посетителей этого дня MusikMesse Табачников и Ко. привели с собой.
Дальше градус шоу немного снизился, на сцену вышел Александр Зилков и его коллектив, играющий русскоязычный бард/поп-рок с акустической гитарой, бас-гитарой и кахоном, по-своему милый, нежный, но не до слащавости, но среди шреддеров он немного затерялся. Потом на сцене побывал популярный музыкант-юморист Александр Пушной, его сменил коллектив гитариста Виктора Кучера Grizzly Knows No Remorse, странно сочетавший два сета в одном – гитарного грув-метала и фьюжна, с одной стороны, и поп-песен с гранжевым колоритом, с другой. И завершал день мастер восьми гитарных струн Сергей Головин, но его, увы, пришлось пропустить…
Из уст Табачникова публика узнала, например, чем в период пандемии хвастаются между собой музыканты (нет, не гонорарами и не тиражами дисков… а тем, сколько у них за это время было переносов турне!), и о том, что отличает просто слушателя от истинного фаната (простой слушатель включает альбом на Spotify один раз, реальный же фанат – оставляет его на ночь включённым на повторе без звука, чтобы автору копейка капала, бывает, что и на нескольких компьютерах сразу). Сам Табачников за время, прошедшее с прошлых выставок, разительно изменился – без былой бородищи и крашеной в бордовый цвет шевелюры, он постригся коротко и теперь выглядит совершенно цивильно, разве что взгляд остался тот, с лёгкой творческой безуминкой…
Наконец, в субботу балом правили барабанщики. За очередным (шестым по счёту) барабанным конкурсом Drummers United, организованным компанией «Бластбит», к сожалению, не удалось проследить «от и до». Вёл его, как обычно, организатор Виталий Мелентий, соревновались участники в трёх категориях – дети до 16 лет, женщины и мужчины старше 16 лет. Победителями стали Даниил Селезнёв (11 лет, С.-Петербург), Мария Камышева (35 лет, Москва) и Денис Парфеев (18 лет, Великий Новгород). Интересно было послушать, насколько разной может быть музыка, для которой нужны виртуозные ударные… Вот, например, победитель аккомпанировал вроде бы самому банальному рэпу – а какой там, оказывается, мозголомный ритмический рисунок!
Свои любопытные перфомансы были и внутри павильона. Мы уже упоминали концерты на «четверговской» сцене (стенде «Музыканты России»): правда, сам Дмитрий Четвергов сыграл лишь два трека, экс-«мастеровец» Алексей Страйк был куда более щедр на звуки, а Clone of You сыграли полноценный хэви-метал-сет с вокалом в духе Rage пополам с Motorhead. Кстати, поёт в этой группе музыкальный журналист, в прошлом автор HeadBanger.Ru и «ИнРока» Роман «Леон» Якимов. Не отставал стенд Guitar Science ровно напротив (и рядом с нами) – там можно было взять инструмент в руки под наблюдением гитарных преподавателей.
Из приглашённых звёзд (коих на этот раз было совсем мало, что и понятно – иностранцев привозить в пандемию трудно) стоит отметить бас-гитариста Антона Давидянца на стенде производителей кабелей Shnoor – он выдал прекрасный фьюжновый сет на пару со скрипачкой Анной Ракитой. Энергичный и зажигательный этно-фьюжн в традициях Weather Report и Return to Forever, в котором виртуозно-солирующая роль выпадала обоим инструментам, очень понравился слушателям. Были и меланхоличные мелодии, очень русские по духу. Все композиции дуэта – авторские, и лишь одна представляла собой кавер Стиви Уандера. Сорвав бурные аплодисменты, музыканты уехали в клуб Алексея Козлова, где вечером у них тоже был концерт.
В отдельном павильоне «Конгресс-центр», в зале со стеклянным куполом, в тиши и спокойствии проходила музыкальная лаборатория Muzzlab 3.0 – лекции, семинары, мастер-классы от известных продюсеров, журналистов, маркетологов, юристов и других специалистов. Программа была насыщенной, но, к сожалению, удалось послушать лишь два выступления. Лекция Валерия Мифодовского была посвящена стратегиям позиционирования артиста: имидж – всё (ну, или почти…), а музыка может быть не такой уж оригинальной. Евгений Сафронов (агентство Intermedia) в лекции на тему «Pr и продвижение нового музыкального проекта» привёл целых тринадцать ошибок молодых музыкантов (среди них – петь на английском языке и усложнять свою музыку), а вот необходимых действий – всего пять, и одно из важнейших – зарегистрировать оригинальное название в «Роспатенте»… Думаете, важнее сначала сочинить пару хитов? Молодые люди, будьте реалистами!
Подводя итог: выставка стала местом встречи тех, кто точно знает, что и зачем им там нужно. Куда-то исчезли юркие юноши с вопросом «а как бы мне раскрутиться» (видимо, все уже послушали лекцию Сафронова), вечные тусовщики и музыкальные фрики, коллекционеры буклетов с огромными сумками в руках, да и просто старожилы рок-движения, для которых ежегодное общение на выставке примерно как встречи одноклассников… Тут в тиши светового павильона решают свои вопросы прокатчики и промоутеры, звукорежиссёры подбирают обновки для своих студий, в шуме и гаме музыкального павильона представители школ и колледжей тестируют рояли и балалайки, «шестиструнные самураи» стремятся на гитарный фестиваль, а юные драммеры и их родители – на барабанный конкурс. И, конечно, те, кто ещё не отвыкли от бумажной рок-прессы, единственным представителем которой на выставке остался «ИнРок». Что ж, спасибо за встречи, и до следующей Musikmesse Russia!
Владимир ИМПАЛЕР
Елена САВИЦКАЯ
Фото – Владимир Импалер.
Благодарим Кристину Мясникову и Софию Большакову (NAMM MusikMesse и Prolight + Sound NAMM) за возможность участия в выставке.
Все фотографии —
MusikMesse-2021
Москва, КВЦ "Экспоцентр", 16-18.09.2021 г. Фото - Владимир Импалер....
Или https://vk.com/album2483887_279975332 (выставка)
https://vk.com/album2483887_279975149 (гитаристы)
https://vk.com/album2483887_279857496 («Этносфера» и Ирина Сурина)