Mr.Big: Вопреки всем напастям
Октябрь 21, 2011
Владимир Импалер (1135 статей)
Поделиться

Mr.Big: Вопреки всем напастям

Billy Sheehan,Foreign,Gruenspan,hard rock,melodic rock,Mr.Big,Гамбург,Германия После семилетнего молчания в 2009 году воссоединилась одна из самых популярных супергрупп 90-х годов, сочетающая американский классический рок, замешанный на сверхвиртуозности гитариста Пола Гилберта и басиста Билли Шиэна, и оттого всё-таки выделяющаяся среди своих собратьев по жанру. Во многом воссоединение состоялось под давлением поклонников, промоутеров (в основном, японских) и известного на всю Европу итальянского рекорд-лейбла Frontiers Records.

По итогам реюнион-тура (конечно же, японского) Mr.Big выпустили двойной концертник «Back to Budokan», а затем записали и новый диск, «What If». Параллельно возобновились гастроли, которые кажутся бесконечными. Растянувшись на несколько месяцев, турне включает выступления на различных континентах и охватывает все четыре времени года. В частности, этим летом Mr.Big отметились на нескольких крупных фестивалях в Европе, в том числе таких престижных, как «Sweden Rock» (Швеция) и «Download» (Великобритания).
В середине осени концерты продолжились в маленьких площадках Европы. 4 октября группа посетила Гамбург, «город, в котором начинали свой творческий путь The Beatles» (цитата вокалиста Эрика Мартина). Достаточно примечательное совпадение для группы, для которой характерен мелодизм и многоголосие с участием всех ее четырех участников.
Приоритет в сетлисте был отдан песням с наиболее известного и самого успешного в истории Mr.Big альбома «Lean Into It» (1991), и, конечно же, свежего «What if» (2009) – добротного, в классическом стиле группы, но не слишком яркого. Вот и сейчас, выбежав на сцену ровно в 8 часов вечера под аккомпанемент записи Фрэнка Синатры, «Биги» с ходу и без перерыва выдали три самые зажигательные песни с «Lean Into It». Тон задала первая вещь с этого альбома – «Daddy, Brother, Lover, Little Boy», в середине которой Эрик Мартин вытащил электрические дрели, треснул одной из них по тарелке барабанщика Пэта Торпи, и передал орудия столярного труда Гилберту и Шиэну для традиционного совместного соло. После этого последовал еще один боевик «Alive And Kickin'» и более спокойная «Green-Tinted Sixties Mind», которая поставила зал на уши. Далее группа обратилась к свежему материалу, сыграв 2 вещи – «Undertow» и «American Beauty». Закрыла вводную часть шоу пауэр-баллада «Take Cover» с диска «Hey Man» (1997).
Поначалу казалось, что саунд-инженерам удалось выстроить пристойный звук – лишь вокал немного «тонул» в миксе. Но где-то после четвертой-пятой песни в стройный хор Бигов стала закрадываться легкая фальшь. Прислушавшись и присмотревшись, я понял, что обладатель прекрасного, запоминающегося тембра, любимец японских тинэйджеров Эрик Мартин практически не может петь, да и говорить — тоже. А в паузах, когда он пытался завести зал, стало понятно – голос Эрика сел до хрипоты. Все многоголосие под натиском этой фальши постепенно начало расстраиваться, и к концу концерта складывалось ощущение, что место за микрофонной стойкой Mr.Big занял Дэн МакКафферти, эпизодически уступающий место Брайану Джонсону.
В течение сольных номеров Гилберта и Шиэна Эрик спускался со сцены, очевидно, пытаясь хотя бы чуть-чуть улучшить положение чаем или лекарствами, но удавалось ему это на всего несколько минут, после чего хрип, сип, и фальшь снова брали верх над его голосом. В такой борьбе прошло две трети концерта, и я был сильно удивлен героизмом и в то же время озадачен тем, как Эрик не бережет голос. Выступление «Бигов» в итоге заняло ровно два часа (разогрева не было). За это время никто из членов группы и не думал показывать признаки расстройства и давать всем шестисот собравшимся в клубе «Грюнспан» зрителям повод сокрушаться. Как ни в чём ни бывало, коллеги Эрика продолжали исполнять свои партии на сверхвысоком уровне. Потрясающе отработал длинный и тощий Пол Гилберт – несомненно, «лучшая правая рука» и самый четкий «переменный штрих» в мире мастеров шести струн. А Шиэн, не в пример своим записям у Стива Вая, не гремел своей четырехструнной Yamaha Attitude со стерео-звучками, как у трактора, а мягко и органично вписывался в микс. Параллельно Билли блестяще исполнял партии первого бэк-вокалиста, поражая огромным диапазоном (вот кому бы занять место Эрика на время простуды!). И, разумеется, ритмическую основу группе создавал Пэт Торпи – неяркий, но солидный барабанщик и не менее мастеровитый участник многоголосий.
А Эрик явно не спешил признаваться в плохом самочувствии, он с энтузиазмом перемещался по сцене и продолжал излучать абсолютное счастье. Один за другим прошли хиты группы – озорная «Temperamental», ковбойская «A Little Too Loose» с пением Шиэна в низком регистре, среднетемповая «Price You Gotta Pay» и ряд песен с «What If». Коллеги поддерживали Эрика, как могли – безупречным исполнением и прекрасным настроением, где заводилой был Билли Шиэн. По ходу, как казалось, группа поменялась ролями в хоровых вставках – где опять же Шиэн менялся местами с Эриком. В сет-листе, кстати, отсутствовали песни с альбомов «Get Over It» и «Actual Size» – видимо, из-за нежелания Пола Гилберта, в их записи участия не принимавшего. Также подтвердились слова Шиэна, сказанные в одном из свежих интервью. Группа смотрелась на сцене лучезарно, не было ощущения, что «Биги» собрались снова только «ради бизнеса» и вопреки человеческим отношениям.
Последней вещью основной части сета стала «Addicted To That Rush», и после небольшой паузы Mr.Big вышли снова, чтобы исполнить традиционные бисы – написанную Эриком Мартином в 16 лет «To Be With You» и «открывашку» с «Bump Ahead» – «Colorado Bulldog». Я ожидал услышать еще одну знаковую балладу группы, кавер Кэта Стивенса «Wild World», но вместо этого и совершенно неожиданно для меня за барабанную стойку уселся Пол Гилберт и стал выдавать неплохие перебивки! Гитару Гилберта перехватил Эрик Мартин, Торпи взял бас, а Билли Шиэн встал у микрофонной стойки и запел «We all came down to Montreux…»!!! «Почему они не поменялись местами с Эриком с самого начала», – подумал я… Билли блистал, несмотря на почти два часа подпевок, в том числе и в верхнем регистре. Прекрасно смотрелся и за установкой Гилберт – видимо, в какой-то момент он одновременно учился играть на двух инструментах. Немного фантазии и репетиций – и участникам Mr.Big можно было создать дополнительную супергруппу, играя на других инструментах!
Зал был на ушах. А финальным аккордом стала песня первой группы Билли, Talas «Shy Boy», где группа вернулась к своим привычным инструментам.
Несмотря на такие вот обстоятельства, мои ощущения от концерта сугубо положительные – я впервые услышал живьем одну из любимых групп. Не всегда чувствуешь такую же радость после концертов, в которых всё идеально, на автомате… К тому же, выстояв час после окончания шоу, я смог получить автографы и пообщаться с Шиэном и Торпи, которые подтвердили, что намеченный концерт в Москве состоится. Позже вышел Пол Гилберт и, подписав несколько раритетных дисков и афиш, практически молча проследовал к автобусу группы. А один из роуди наконец-то признался – Эрик Мартин простудился от кондиционера.
Что ж, силы и здоровье нужно беречь. А когда у тебя затянувшееся турне – тем более.
P.S. Последовавшие после Гамбурга ряд выступлений Mr.Big были отменены. А московский концерт хоть и состоялся, но по совсем уж неожиданному сценарию, и простуды музыкантов к этому никакого отношения не имели…

Сетлист: Daddy, Brother, Lover, Little Boy (The Electric Drill Song), Alive And Kickin’, Green-Tinted Sixties Mind, Undertow, American Beauty, Take Cover, Just Take My Heart, Once Upon a Time, It’s for You (Cilla Black)/ Hoedown (Aaron Copland), A Little Too Loose, Road To Ruin, Temperamental, Guitar Solo (Paul Gilbert), Still Ain’t Enough for Me, Price You Gotta Pay, Take A Walk, Around the World, As Far as I Can See, Bass Solo (Billy Sheehan), Addicted To That Rush. Encore: To Be With You, Colorado Bulldog, Smoke on the Water (Deep Purple), Shy Boy.

Максим «Redfox» БЕЛИЦКИЙ

Владимир Импалер

Владимир Импалер