Motorhead: Фестиваль без фестиваля
Foreign,Крокус-Сити-Холл,Москва Несмотря на некоторое несоответствие сезона указанному в стихотворении, не могу, в свете посещения блиц-концерта Motorhead, удержаться от цитирования не слишком модного в последнее время в России поэта Макаревича: «Только с каждой весной все острей ощущенье финала этой пьесы, придуманной явно не мной».
Возможно, виной всему наивность автора (не стихов, разумеется), но он шел на концерт с большим желанием и воодушевлением. Еще бы! Во-первых, «Моторхед» у нас любимы и давно не заезжали в Москву. Во-вторых, последние альбомы группы, как это ни парадоксально, звучат свежо и показывают весь потенциал английско-валлийско-шведски-греческого трио. Но то – студия. Концерт – дело иное. Каюсь, в своем желании насладиться воодушевляющим ароматом тяжелого рок-н-ролла, в наивной, почти детской вере в чудо, я почти начисто забыл о посещении живого выступления группы в Лужниках несколько лет тому назад. И неспроста: шоу было несколько блеклым, и я даже не помню, что именно они играли тогда, если не считать традиционных «Туза пик» и «Перебора».
Наверное, примерно то же самое, по существу, что и на сей раз. Очень хочется похвалить ветеранов за что-нибудь, но сделать это можно лишь весьма нетривиальным способом. Ибо играют они неплохо в целом, но это «неплохо» так же далеко от «плохо», как и от «потрясающе (чертовски, угарно, адски, офигительно – кому что ближе) хорошо». Угара нет. И хоть кричали люди «Лемми, Лемми!» перед концертом, по ходу действа всё казалось на удивление размеренным. Буйных было почти не видно – а для метал-сейшна это не совсем хороший признак. И коль скоро верно, что профессионализм не пропьёшь, не менее верно и то, что вдохновение не купишь. Такой «Моторхед» кажется действующей моделью себя самих, эдаким клоном без какого-то важнейшего компонента.
Сама программа выступления говорит, что музыканты выбирают не совсем внятный способ общения с аудиторией. Ведь это и не новый материал, и не классический для концертов ветеранов «The Best Of»… Правда, к последнему несравненно ближе, чем к первому. А жаль. Ведь достойнейший альбом «Afterschock» оказался представленным лишь одной «блюзовой» песней про некую покинувшую автора женщину. Песня в духе слегка сбрендившего Робина Трауэра прекрасна в студии, неплоха на концерте, женщина, наверное, тоже была ничего, но… Этого катастрофически мало для того, чтобы показать, чем именно хорош сегодняшний «Моторхед». Зато, пользуясь методом «доказательство от противного», музыканты наглядно показывают, чем нехороши. Тут и случающиеся «разъезды», в которых повинен любитель бить ногами чаще, нежели руками (швед греческого происхождения), и просто не совсем подходящий им репертуар.
Есть мнение, что «Моторхед» — это одна песня длиною в тридцать с лишним лет. Но дело обстоит не совсем так: гармонии и голос Лемми действительно остаются почти неизменными, но группа с участием Тэйлора и Кларка играла с особым приколом, с эдаким грязновато-разухабистым шиком, недоступным, видимо, нынешним компаньонам Лемми. Они то по-металлически переигрывают (Микки), то теряются в миксе (Фил). Впрочем, здесь уж ничего не попишешь, и это не новость, равно как и то, что большинству поклонников наплевать на все эти мелочи, пока на сцене висит маскот группы, есть Лемми, звучит его голос и любимые песни. Наплевать ли им на продолжительность сета? Вот в этом не уверен. Да, скорее всего верные знают, что сильная любовь их кумира к куреву и горячительным напиткам в итоге привела ко множеству болезней и чуть ли не к отказу от вредных привычек.
Не будучи уверенным в этом до конца, отмечу: она точно привела к тому, что теперь основной набор песен группы, не считая исполняемой на бис «Overkill», звучит ровно час – и это абсолютный антирекорд Москвы, если речь идёт о тяжелом роке. Да, в Москве они сыграли на одну песню больше, чем во многих других местах в последнее время. Согласитесь, «часа с копейками» для фестиваля – вполне хватит, но крайне мало для сольного концерта, за поход на который люди платят большие деньги. Тем паче, что драйв из этих шестидесяти минут присутствует в лучшем случае в получасе – не иначе как без рок-н-ролльного топлива (то есть алкоголя и никотина) Лемми ощущает себя немного не в своей тарелке. Группа долго «входит» в концерт и не особо контактирует с аудиторией. Сет разбавлен лишь парой-тройкой реплик, в том числе про политиков, отымающих деньги у простых людей, соло на ударных с массовым выкидыванием палочек из правой руки, а также минутным солированием Кэмпбелла на гитаре с диодной подсветкой ладов. И есть в этом нечто формальное и глэмовое, не совсем истинно «моторовское»…
«Не забывайте нас, мы «Моторхед», мы играем рок-н-ролл, надеюсь, мы увидимся в скором времени» — произнес Лемми на прощание, и наверняка большинство поклонников не забудут и станут ждать. Для меня же черту концерту подвёл показательный эпизод, имевший место вскоре после него. Уже на приличном удалении от зала, у Москва-реки обращаются ко мне ребята лет 25: «Мужик, понравился концерт?» Ответил, что, мол, нормально. – «Вот, видишь, а чего все говорят, что Лемми плохой совсем стал?» Мы сошлись на том, что сначала надо дожить до его лет, а потом ругать, и после пожелали друг другу удачи. Тут мне стало грустно: вдруг осознал, что сам ищу оправдания для этой неплохой, в целом, группы, но явно знававшей лучшие времена. Ищу – чтобы убедить себя, что всё-таки понравилось, пусть это и не совсем так. Вспомнились не только упомянутые выше стихи, но и нечто более хулиганское, про молодость и волшебный звук свирели. Или так только показалось некоторой части аудитории?
P.S. При всей любви к альбому «Overkill», начинать сейчас концерт аж тремя подряд вещами с него – идея не из лучших. Зато Motorhead по-прежнему отлично справляется с репертуаром второй половины 80-х, доказывая, что, в общем и целом, порох никуда из пороховниц пока не делся, просто иного сорта.
Сет-лист: Damage Case, Stay Clean, Metropolis, Over The Top, Phil Campbell Bluesy Solo, The Chase Is Better Than The Catch, Rock It, Lost Woman Blues, Doctor Rock including Mickey Dee solo, Just ‘Cause You Got The Power (It Don’t Mean You Got The Right), Going To Brazil, Killed By Death, Ace Of Spades. Бис:Overkill.
Игорь ШВЕЙЦЕР
Фото: Катерина Межекова
Благодарим агенство «Мельница» за аккредитацию.