Moscow Slide Guitar Festival: Многоликая слайд-гитара
Март 28, 2015
Пётр Кулеш (48 статей)
Поделиться

Moscow Slide Guitar Festival: Многоликая слайд-гитара

Плывущий, переливчатый звук слайд-гитары завораживал меня всегда. С самых ранних дней увлечения рок-музыкой я заслушивался сольными партиями гитаристов, предпочитавших играть на своих «досках», надев на палец металлическую трубку.

Потом открыл для себя pedal steel и lap steel гитару, и, наконец, добрался и до резонаторной гитары дóбро. Поэтому когда я узнал, что Лариса Григорьева (вокалистка первого состава группы «Кукуруза», а ныне продюсер и организатор Moscow Country Bridge Festival) собирает первый в России слайд-гитарный фестиваль Moscow Slide Guitar Festival, никаких сомнений – идти туда или нет – у меня не было.

Как сказал один из хедлайнеров фестиваля, отечественный мэтр игры на дóбро Андрей Шепелёв (участник групп «Кукуруза» и «ГрАссМейстер»), «слайд-гитара обрела, наконец, достаточный вес в музыкальном мире, чтобы получить свое собственное мероприятие».

Открыл это мероприятие Филипп Ткачик (участник Red Brick Boys Band), которому аккомпанировали Алексей Чудинов на банджо и американец Эрон Смит на мандолине. Ребята очень симпатично исполнили четыре блюграссовых номера, порадовав зрителей изысканными аранжировками. А когда после выступления Ткачик попробовал сыграть на своём дóбро консервной банкой спонсорской сгущёнки, это вызвало среди присутствующих заметное оживление. Но в целом публика к этому моменту «включилась» ещё не до конца.

Дела пошли повеселее, когда на сцене появился Сергей «Док» Боголепов с группой вполне заслуженных товарищей. К уже находившемуся на сцене Алексею Чудинову присоединились Михаил Клягин – гитара, Виктор Задорожный (Apple Jack) – бас, Вячеслав Деренчук – фиддл и Дени Маврин («Весёлый дилижанс») – барабаны. После первой же мощной ноты, взятой Виктором Задорожным, стало ясно, что фестиваль действительно начался. Док произвёл впечатление не только своей игрой, но и футболкой с портретом Эйнштейна. Было полное впечатление, что над дóбро склонились двое – он и старина Альберт. Док, правда, превосходил Эйнштейна тем, что не только играл, но ещё и пел – исполняя номер собственного сочинения под названием «Пароход».

А вот кто буквально схватил весь зал за шиворот и хорошенько его встряхнул – так это был Евгений Немов. Как сказал бы поэт, он явился «весомо, грубо, зримо», явился со своим слайдовым сигар-боксом, сваезабойным басовым барабаном, хриплым резким вокалом, с адским грохотом, бубуханьем, скрипом, металлическим скрежетом, визгом и лязгом всех сортов. Музыка Евгения производила впечатление незатейливой («сигар-бокс – это вообще-то инструмент нищих» – пояснил он), но пронимала до самых печёнок, от неё перехватывало дыхание, словно от самой ядрёной, самой первозданной (и по существу ведь тоже незатейливой) самогонки. Чего стоила одна «Motherless Child»! Быть может, именно Немова стоило поставить самым первым, так чтобы публика сразу осознала, что она именно на концерте, а не просто в субботу вечером.

После такого – у-у-ух! – хотелось перевести дух… И дуэт Александра Белаквы – дóбро и Сергея Стародубцева – мандолина и дóбро, дал такую возможность. «Мои друзья спросили меня: «Ты опять будешь играть свою нудятину?» – с такой реплики начал своё выступление Александр. Нет, это была вовсе не нудятина, это была интеллигентнейшая музыка, это был диалог двух искушённых экспертов. Белаква и Стародубцев рассказывали собравшимся о дóбро и его возможностях, и их рассказ выходил далеко за рамки традиционного использования инструмента. Порадовал дуэт и прекрасным исполнением классической «House of the Rising Sun» в образцовой (как сказал сам Александр) аранжировке для дóбро.

В ребятах из «Весёлого Дилижанса» чисто подростковая непосредственность и энергия удивительным образом сочетались с обыкновенно несвойственной этому возрасту музыкантской искушённостью. Они просто светились от счастья, что выступают, и готовы были, казалось, играть до утра. Однако фестиваль есть фестиваль, поэтому пришлось ограничиться несколькими номерами – в том числе традиционными «He Taught Me How to Yodel» (ну как же без фирменных йодлей Ксюши Фёдоровой!) и «Не беда».

Но наибольшее впечатление произвел «Чёрный ворон». Протяжные пассажи добриста Егора Меликаева были полны неподдельной грусти, тоски и даже отчаяния. Зал притих, понимая, насколько созвучна (к сожалению) эта песня нынешним временам… И волей-неволей возникла мысль – откуда? Откуда у такого юного музыканта эта убедительность человека, прожившего долгую нелёгкую жизнь? Генетическая память, или это действительно что-то в воздухе?…

Но не будем о грустном. Юных пионеров кантри на сцене сменил многоопытный мэтр – Дмитрий Дибров. Он восседал за своей блестевшей сталью lap steel гитарой тоже весь блестящий – от лакированных ботинок до больших затемнённых очков. Словно некий техно-волшебник, он делал над струнами магические пассы, вызывая к жизни мощнейшие волны самых невероятных звуков. Начиная от самых низких, он забирался чуть ли не в ультразвук, от чего просто заходилось сердце и напрочь «сносило крышу». Это была какая-то совершенно космическая психоделия, если хотите…

Александр Новосёлов, коллега Диброва по группе «Антропология», был одним из немногих в тот вечер, кто играл на гитаре, не располагая её горизонтально. «Если у цыгана украсть жену, он рассмеётся; если у цыгана украсть коня, он заплачет; если у цыгана отнять песню – он не сможет жить»… Эту песню я украл у одного цыгана». Не знаю, украл ли Новосёлов у цыгана вместе с его песней и его страсть, или он, как говорится, «по жизни» такой, но играл он яростно – казалось, что надетая на палец металлическая трубка просто раскалится. Гитара выла и стонала, разбрызгивая во все стороны горячие капли звуков…

После экспрессивного Новосёлова а сцену вышел спокойный и неторопливый Андрей Шепелёв. Он сел на стул, положил гитару на колени и просто стал перебирать струны. Внешне неброско, но так, что оторваться было решительно невозможно. Вот перед тобой человек, который не играет, а скорее просто размышляет при помощи гитары. А ты внимаешь этим размышлениям…

Это же в полной мере относится и к двум другим хедлайнерам фестиваля – Тимуру Ведерникову и Энверу Измайлову. Сочетание знаменитого тэппинга и слэпа Измайлова с «плывущим» слайдом Ведерникова просто завораживало. В какой-то момент исполнителям перестало хватать звука струн, и, постукивая по корпусам своих гитар, они превратили их в разновидность перкуссии.

Во время выступлений этих троих собравшиеся действительно позабыли кто они и где находятся… Звуки уносили нас куда-то в неведомые края, мы путешествовали «из Анкары в Измир» вместе с Ведерниковым и Шепелёвым, а потом вместе с Ведерниковым и Измайловым угощались «Халвой», с головой погрузились в «Море»… И уже нельзя было сказать, что это – джаз, рок, прогрессив, этника, психоделия… Это была та точка, в которой все стили и жанры сливаются воедино, становясь просто Музыкой.

Завершился фестиваль сольным выступлением Измайлова – парадоксально? Это с какой стороны посмотреть. «Слайд – это когда на гитаре играют «неправильно», – пояснил Ведерников. – И Энвер тоже играет на гитаре «неправильно» – и делает это гениально». Измайлов сыграл поппури из разных музыкальных тем; захваченные музыкой, люди вставали из-за столиков, выходили в проходы, танцевали. Последние звуки потонули в овации и криках «браво!»…

Фестивальный вечер подходил к концу. Зрители нехотя потянулись к выходу, на ходу обмениваясь впечатлениями. За столиком, где сидели музыканты, дружно затянули «When the Saints Go Marching In»…

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

На вопросы «InRock»’а согласились ответить трое из числа главных действующих лиц фестиваля – Филипп Ткачик, Егор Меликаев («Весёлый дилижанс») и Тимур Ведерников.

Для начала вопрос в самом общем виде – каковы ваши впечатления от фестиваля. Чего вы ожидали от этого события и оправдались ли ваши ожидания?
Филипп Ткачик: Впечатления самые приятные. Мы готовили программу специально для феста, и у нас всё получилось. Хотя Эрон сомневался, что мы вообще успеем сыграться. Как мне потом сказали слушатели, у нас и у дуэта Измайлов-Ведерникова были самые «замороченные» аранжировки. В целом мы сами остались довольны своим выступлением, зрители надеюсь тоже!
Егор Меликаев: Я получил очень много положительных эмоций. Было интересно посмотреть на начинающих, и не только, добристов. Я играю уже пятый год и постоянно нахожу что-то новое в этом прекрасном инструменте. И фестиваль тоже был полон для меня новых открытий.
Тимур Ведерников: Мне понравилась идея фестиваля. Благодаря ему я увидел, что добристов и слайд-гитаристов гораздо больше, чем я думал ранее (смеётся).

Кто из игравших на фестивале музыкантов произвёл на вас наибольшее впечатление?
Ф.Т.: Особо хотелось бы отметить дуэт из Питера, и конкретно Сашу Белакву. Очень классный звук!
Е.М.: Конечно было интересно посмотреть на всех, но особенно на Андрея Шепёлева, Тимура Ведерникова и Александра Белакву. Одну пьесу из репертуара Ведерникова я начал недавно делать и она очень нравится мне. Может быть мы будем исполнять её на концертах.
Т.В.: Особенно я хотел бы выделить выступление Евгения Немова. Очень драйвово и со знанием дела!

Филипп, зрители оценили вашу попытку сыграть банкой сгущёнки…
Ф.Т.: По мне неважно чем играть, главное результат, если звук есть, то это отлично! А фантазия у людей может зайти очень далеко… Пошло всё с бутылочного горлышка, и даже на концертах им и играли. Сгущёнка, к сожалению, немного подвела (Смеётся.) Уж больно большая кромка оказалась.

Егор, на всех собравшихся очень большое впечатление произвела ваша версия песни «Чёрный ворон». Кто предложил сыграть её на фестивале?
Е.М.: Сделать эту песню предложил наш руководитель; вообще-то её уже играли ребята из предыдущего состава «Весёлого дилижанса». Эта идея нам понравилась, так как она подходила по всем параметрам: была актуальна в наше время и в ней большую роль играло дóбро.

Тимур, а как возникла идея сыграть дуэтом с Энвером Измайловым?
Т.В.: Честно говоря, очень долго не знал, что буду играть. К сожалению, последние годы я очень редко играю на дóбро, и чаще всего это студийные записи.
На удачу, ко мне в гости приехал Энвер Измайлов – мы должны были поработать над записью его альбома. И возникла идея сыграть что-нибудь вместе. Тем более, что я не хотел играть кантри или блюз, поскольку это традиционно, понятно и ожидаемо от исполнителя на дóбро. И буквально за два дня мы сделали два номера. Один очень лиричный – «Море», а второй зажигательный, на восточную тему – «Халва». Мне показалось интересным сыграть на дóбро нетрадиционную для него музыку.

И последний вопрос блица. Фестиваль показал, насколько разной может быть слайд-гитара. А какой характер у вашего инструмента?
Ф.Т.: Ну в идеале – резкий и драйвовый (Смеётся). А вот как это получилось на сцене – судить слушателям.
Е.М.: Я играю на трёх слайдовых инструментах: дóбро, lap steel guitar и pedal steel guitar. На каждом из них можно сделать всё, на что только хватит фантазии, и я не останавливаюсь лишь на одном звучании.
Т.В.: Такой же, как и у меня (Смеётся) – нежный, мелодичный и взрывной.

***
Кроме выступавших, хочу отметить ещё троих людей, сделавших этот вечер незабываемым. Прежде всего, удивительного мастера из Будённовска, Евгения Шпака, который, кажется, способен сделать гитару из чего угодно – например, из канистры или скейтборда. Некоторые из его инструментов демонстрировались на фестивале. Затем Георгия Пальмова (из группы «Кукуруза»), неизменная клетчатая рубашка которого мелькала на сцене в течение всего вечера. Нет, сам он не играл, но делал всё, чтобы это могли делать другие – подключал кабели, подкручивал стойки микрофонов и тому подобное. Ну и конечно, саму устроительницу фестиваля, Ларису Григорьеву. Как радушная и заботливая хозяйка, она сделала всё, чтобы каждому пришедшему было хорошо и комфортно. В тот вечер в Glastonberry Pub была по-настоящему тёплая, дружеская атмосфера полного взаимопонимания между зрителями и музыкантами.

Итак, первый российский слайд-фест несомненно удался – никакого «первого блина комом» не было и в помине. Что же он показал?
Ну, во-первых, что в нашей стране есть музыканты, в совершенстве владеющие слайдовой техникой игры. Это люди самых разных возрастов, исповедующие самые разные подходы к музыке. И совсем не обязательно играющие кантри или блюграсс на резонаторных гитарах.
Во-вторых – насколько разной может быть сама слайд-гитара – нежной и яростной, задумчивой и легкомысленной, будоражащей и успокаивающей, гипнотической и отрезвляющей, «близкой к земле» и «космической».

Вместе с тем, фестивалю определённо есть куда развиваться дальше. Всё-таки большинство участников этого первого концерта играло именно на резонаторных гитарах – что, наверное, естественно для мероприятия, проходившего под эгидой «Кантри-моста». На следующих концертах хотелось бы видеть другие ипостаси слайд-гитары – исполнителей гавайской музыки, «электрических» блюзовиков и рокеров.
И, может быть – чём чёрт не шутит – Джерри Дугласа, Робби Кригера или Джона Пола Джонса в роли хедлайнеров!

Пётр КУЛЕШ
Фото: Анатолий Сергеев
Благодарим Ларису Григорьеву за аккредитацию.

ВИДЕО:


Андрей Шепёлев и Тимур Ведерников – «Из Анкары в Измир»


Тимур Ведерников и Энвер Измайлов – «Халва»


Тимур Ведерников и Энвер Измайлов – «Море»


Тимур Ведерников и Энвер Измайлов – «Come Together»

Пётр Кулеш

Пётр Кулеш