Джон Мэйолл: Возраст блюза
Есть музыканты из категории «живых легенд», в приезд которых к нам в Россию как-то не особенно веришь. В их числе до недавнего времени оставался англичанин Джон Мэйолл – один из отцов «белого блюза», создатель знаменитого коллектива The Bluesbreakers, ставшего своеобразной кузницей кадров для британского блюз-рока.
Стоит назвать лишь Эрика Клэптона, Питера Грина, Мика Тейлора, Джона Макви, Мика Флитвуда и других известнейших музыкантов, сотрудничавших с The Bluesbreakers и «сольным» Мэйоллом. В дискографии Джона более шестидесяти альбомов, самый свежий из которых, «A Special Life», вышел в 2014 году. Музыкант – нет, Музыкантище! – приехал в Москву и Петербург в рамках своего юбилейного тура: в честь своего 80-летия Мэйолл гастролирует уже почти год.
Надо сразу отметить, что Джон находится в завидной артистической форме, твердом уме и трезвой памяти, несмотря на свой почти 81 год. К сожалению, тут есть с чем сравнивать, вспоминая концерты Чака Берри, которому, правда, уже 88… На сцену поднялся подтянутый седовласый мужчина, хотелось бы сказать – «красиво постаревший», но вовсе не выглядевший старым. С ним — плотный средних лет гитарист Роки Атлас, басист Рон Рзаб, на вид почти мальчик (55 лет), и темнокожий драммер Джей Девенпорт, все из Америки. Сразу стало ясно, что у этого бэнда отличная энергетика, мощь, драйв, и в центре этого драйва — сам Мэйолл. Джон пел своим неярким, чуть глуховатым голосом, поначалу слегка тихо, но потом распелся. Основным его инструментом были клавишные – синтезатор «Roland», на котором он пользовался в основном тембром фортепиано и органа, лишь изредка позволяя отступления к более «фантазийным» звучаниям. А еще Джон отлично играл на губной гармонике, демонстрируя недюжинную дыхалку, и вступал с Роки Атласом в гитарные дуэли, отвечая на его мощные запилы более изысканными фразами на своем полуакустическом «Гибсоне», а иной раз и выдавая длинные прочувствованные соло.
«Я к вам добирался 40 лет!» — поприветствовал публику Джон в самом начале. Естественно, за это время он успел записать огромное множество вещей, своих и чужих. Мэйоллу повезло и не повезло одновременно — у него не было хитов мирового масштаба, которые всегда все ждут «живьем», поэтому он не стал звездой уровня Клэптона, но при этом волен на каждом концерте играть то, что хочется и что актуально для него сейчас. Этот музыкантский кайф можно было и услышать, и увидеть — по улыбкам, взглядам друг на друга, веселому сверканию софитовых зайчиков о мэйолловскую лысину.
Начав концерт со среднетемпового минорного блюза “All Your Love” Отиса Раша, записанного Мэйоллом еще в 1966 году на знаменитой пластинке «Blues Breakers with Eric Clapton», Джон провел нас через все периоды своего творчества вплоть до новейших записей. Попутно маэстро объяснял, с какого альбома какая песня, так что меломанам не пришлось путаться в годах и названиях. Прозвучали разухабистый блюз «The Bear» самого Мэйолла («Blues from Laurel Canyon», 1968), актуальная и сегодня “Nature’s Disappearing” (“USA Union, 1970), «Early In The Morning» Луиса Джордана, известная в дуэтной записи с Крисом Ри… Из современных вещей были исполнены бодрый шаффл “Why Did You Go Last Night” и философская «A Special Life» из одноименного альбома, «The Sum Of Something” (альбом “Tough”, 2009), грустная «Dirty Water» Эда Кобба (из “Stories”, 2002) и др.
Кульминацией концерта стала, пожалуй, «Parchman Farm» олдового блюзмена Букки Уайта, разогнанная почти до трэшевой жесткости, с эффектнейшим гармошечным риффом. А завершением вечера стали “So Many Roads” всё того же Отиса Раша, любимейшего автора Мэйолла (в которой Роки Атлас умудрился просолировать пять квадратов подряд, дойдя от тишайших гитарных стонов до душераздирающих громовых раскатов), и стомповая «Mail Order Mystics» Криса Смитера. После такого ударного заключения публика не захотела отпускать артистов, и они, не долго заставив себя ждать, вышли на бис: веселая «Mama Talk To Your Daughter” превратилась в демонстрацию возможностей каждого из инструменталистов. Особенно преуспел басист, вдруг из скромного сайдмена превратившийся в слэпующего «зубра». Он буквально обвивал руками гриф своей басухи – самого обычного Fender Precision небесно-голубого цвета. Не отставал от него и барабанщик, которому впору дался бы и хэви-метал. А гитарист Роки Атлас недаром заслужил у нас сравнения с Джо Бонамассой – он играл виртуозно, мощно и эмоционально, разве что без понтов.
Про публику хочется сказать отдельно. Ее было не много: 500-600 человек, что в таком большом зале, как «ГлавКлуб», смотрелось сиротливо. Сказался ли «тяжелый день» — понедельник, или просто имя Джона Мэйолла у нас не так популярно, как того же Чака Берри, регулярно собирающего по 2-3 тысячи человек (несмотря на некоторую хаотичность своих концертов)… Но те, кто пришли, были явно в теме – это и прославленные российские блюзмены, и простые слушатели, знавшие многие песни наизусть и откровенно наслаждавшиеся игрой мэйолловского бэнда. Один товарищ в непосредственной близости от нас в экстазе даже упал на пол, да так и провалялся там всю коду, дрыгая ногами и руками, пока другой приятель не вернул его в вертикальное положение. Ради этого стоило ждать 40 лет! Хотелось бы пожелать всем музыкантам и просто людям такого же творческого долголетия, здоровья и сил, как у Джона Мэйолла. Концерт подарил заряд энергии и прекрасное светлое настроение, которое не отпускало еще несколько дней.
Елена САВИЦКАЯ
Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Екатерина Гучок.
Благодарим «ГлавКлуб» за аккредитацию.