Михаэль Шенкер: Пунктуальность – вежливость не королей, но классиков
Апрель 24, 2013
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Михаэль Шенкер: Пунктуальность – вежливость не королей, но классиков

Doogie White,Foreign,hard rock,Michael Schenker,MSG,Известия-Холл,Москва Поздняя сольная карьера экс-гитариста Scorpions и UFO Михаэля Шенкера шла как-то зигзагами – удачные концерты чередовались с провальными, музыканты не задерживались в группе, диски мало впечатляли… Но, похоже, в последние лет пять жизнь немецкого рок-ветерана вошла в нормальную колею. И в студии, и живьем он всегда готов представить поклонникам что-то интересное.

В прошлый, первый его московский приезд это был «почти реюнион» классического, первого состава его сольной группы – с певцом Гэри Барденом, басистом Крисом Гленном и звездным гостем, барабанщиком Крисом Слэйдом. Программа тогда ожидаемо дала крен в сторону хитов раннего сольного периода. Нынешний же состав ориентирован на другой яркий отрезок карьеры Шенкера – его сотрудничество со Scorpions. Позвав в состав звездную «экс-скорповскую» ритм-секцию – Фрэнсиса Бухгольца и Германа Раребелла, он сделал упор на материал успешного альбома «Lovedrive» и привлек на свой концерт, наверное, существенно большой процент фэнов Scorpions, чем обычно. Озвучить репертуар Клауса Майне помог титулованный английский певец Дуги Уайт, знакомый фэнам рока прежде всего по Rainbow, успевший посотрудничать с Шенкером на его недавнем сольном альбоме «Temple of Rock».

Не стану расписывать гамму предконцертных внутренних состояний – приберегу их для себя. Уподоблюсь Cеверянину: что увидел, то и спел (в данном случае рассказал)! Любые попытки увидеть в данном отчёте эмоциональный фон – небеспочвенны. Невольно начну с подпиаривания конкурентов. Концерт состоялся благодаря журналу «Classic Rock», решившему отпраздновать свой двенадцатый день рождения. Прибыл на него Ваш покорный за полчаса до начала, объявленного афишами. На пороге танцпола изучил лавку с мерчем. На лотке – понемногу альбомов групп Gaina и «Круиз», ещё меньше – Scorpions, и, суммарно в пару раз пошире – MSG. При этом самого последнего альбома Шенкера «Temple Of Rock» не обнаружилось. Из футболок – только именинниковские.
В зале – порядком людно, за сценой – огромное видеотабло, на котором непрестанно крутился ролик всё тех же именинников с коллажем их же обложек вперемежку с программой вечера.

Не знаю, кому говорить спасибо, но по началу концерта можно было сверять часы. Первой на сцене появилась группа Валерия Гаины. Живой классик отечественного тяжёлого рока решил ударить по нетленкам «Круиза», которые взрывали эфир во времена трансформации культовой группы в трио, то есть во второй половине 80-х. Исключением, не испортившим сет, стала более «молодая» пауэр-баллада «Завтра». Команда Гаины, в последнее время всё чаще выступающая по «камерным» клубам, на большой сцене чувствовала себя уверенно и комфортно. Валерий умело манипулировал аудиторией, заставляя активно подпевать рефрены вроде «Иди же с нами, Пилигрим», «Железный рок» и «Дальний свет». Простые, однострочные… Навязчивые, но милые сердцу любого российского «металлурга», заставшего 80-е. Подстать ему был подвижный басист и бэк-вокалист Дмитрий Пронин. Немало внимания на себя забирал и барабанщик Сергей Серебренников, в жизни – душа-человек, на сцене превращающийся в монстра и мастера своего дела. Звук, если пользоваться десятибалльной шкалой оценок нашего журнала, был на «семёрочку». Чего уж тут таить, и лучше слыхивали. Забегая вперёд, скажу, что и на хедлайнере звук улучшился ненамного.

Второй классик, только уже более глобального масштаба, внимать которому и собралась аудитория, был так же пунктуален, как и саппорт. В 21.00 без каких-либо интродукций, живьём, паучьей походкой появился он на сцене с правого края. Такой же, каким мы его знаем по фотосессиям последних лет: невысокий ростом, периодически вскидывающий вверх свои гитары Flying V, которых в арсенале было несколько, и все – с разными рисунками на них… В неизменной в последние годы вязаной шапочке-«презервативке», из-под которой выглядывают белые локоны, а поверх – солнцезащитные очки, которые Маэстро на глаза ни разу не надел. Визуальный образ сегодняшнего Михаэля Шенкера напоминает героя анимэ – этакого полувиртуального плохиша родом явно не из нашего мира.
В унисон с ним, соблюдая все правила симметрии, на противоположном крае появился басист Франсис Бухгольц. Ну а за ударную установку (скромную, без излишеств, обычную такую кухню) как-то незаметно засел Херман Раребелл. Только ради того, чтобы живьём увидеть ритм-секцию группы, записавшей нетленные «Lovedrive», «Blackout», «Crazy World», уже стоило посетить этот концерт. Тем более выглядели «ветераны» подтянуто и вполне живо; немногочисленные «смазанности» компенсировались артистизмом.

Последним на сцену выбежал Дуги Уайт. Отличный шоумен, поучаствовавший в десятках культовых проектов и продолжающий радовать своими удивительными и порой непредсказуемыми коллаборациями. Фоном выхода сего квартета предсказуемо стала «Lovedrive» (концерт проходил в рамках «Lovedrive & Temple Of Rock Reunion Tour»). Надо отдать должное вокалисту – он не старался копировать оригиналы. Совершенно живой, харизматичный, он проживал каждую песню даже в ее инструментальных частях и практически не уходил за кулисы. За эти полтора часа он показал себя артистом, рождённым для сцены. Кстати, на Дуги футболка с обложкой нового альбома «Temple Of Rock», а вот среди «мерча» ее не было – не привезли. А зря… Желающих заиметь сувенирную майку с видом Шенкера, человека и Храма Рока, было предостаточно. Еще расстроило, что из упомянутого альбома, упомянутого и в названии турне, прозвучала лишь «Before The Devil Knows You’re Dead». То есть единственная, в записи которой поучаствовал (в основной роли) мистер Уайт. Зато приятным сюрпризом стала совершенно новая вещь с еще не вышедшего альбома. И ещё «пробел» концертного сета – отсутствие песен периода Робина Макоули. Материал – достойный, и такой универсал, которым показал себя Дуги, с ним бы справился. Но, впрочем, достаточно о вокальной части… Певец, утянувший много внимания публики на себя, всё же чётко осознавал, кто в группе хозяин. Если инструментальные хиты MSG он не объявлял (а «Attack Of The Mad Axeman» и не мог: эту композицию музыканты вставили в «Rock My Hearts Away»), то «Coast To Coast» без комментариев оставить было нельзя. Ведь ее в этот вечер живьём исполнили те, кто в далёком 1979-м и записали.

Основная часть программы MSG длилась час с четвертью, а на бис Михаэль дал волю разгуляться экс-«Скорпам» (см. сет-лист). После ещё одной нетленки UFO «Rock Bottom» музыканты вновь откланялись и ушли. Однако большинство публики не торопилось к гардеробу: какой концерт Шенкера без «Doctor Doctor» под занавес!? И второй бис не заставил себя ждать. Начался он с «Holiday», текст которого Дуги Вайту помогал петь зал. Певец смотрел на зрителей с неподдельным удивлением. Он как бы говорил: «Это же надо! Вы тут не хуже меня знаете текст»… И тут же переиначил последний, пропев в куплете: «Exchange the cold days for some fun / Wherever I run» (те, кто знает оригинал, поймут шутку).

Весь концерт на левом крае сцены одиноко стояли клавиши. В концерте не принял участие изначально заявленный, но приболевший Уэйн Финдли. И как раз на финальном номере, том самом «Doctor Doctor», они и «выстрелили». Поджемовать вышли Валерий Гаина и… Сергей Манукян, клавишник, более «родной» для джазового сообщества, нежели для хард-рокерского. И пусть никаких откровений в джеме не было, такие совместные выходы дорогого стоят и навсегда остаются в памяти благодарных слушателей. Каковых собрался почти полный зал «Известий», вмещающий две тысячи человек. А ведь изначально организаторы планировали провести концерт на малой арене «Милка», вмещающей всего 500 зрителей. Интересно: как бы уместилась там вся эта публика?
Как ни крути, концерт этот был ожидаемым. А вот чьи ожидания он оправдал? В первую очередь – тех, кто знал, «за что деньги плочены». К счастью, таковых было подавляющее большинство, потому и прошло шоу тепло и празднично; пусть звук и не был безупречен, в принципе был он хорошим. Практически созвучным московской погоде в самом начале апреля.

Группа Валерия Гаины: Творец, Hit for MTV, Пилигрим, Железный Рок, Завтра, Дальний Свет.
Михаэль Шенкер: Lovedrive, Another Piece Of Meat, Assault Attack, Armed & Ready, Into The Arena, Rock My Nights Away, Attack Of The Mad Axeman, Rock My Nights Away (reprise), Coast To Coast, Horizons (новая), Before The Devil Knows You’re Dead, Lights Out, Only You Can Rock Me, Shoot Shoot, Too Hot To Handle. Бис 1: Rock You Like A Hurricane, Blackout, Rock Bottom. Бис 2: Holiday, Doctor Doctor.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Катерина Межекова
Благодарим Дмитрия Сараева (RIFF Ent.) за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер