Djabe: Наследники гуннов
Djabe,ethno fusion,Foreign,Клуб Игоря Бутмана Едва только распался Советский Союз и к нам хлынула вожделенная западная культура, бывшие сожители по соцкоммуналке, словно надоевшие супруги, разбежались и наглухо позапирались в своих суверенных квартирах, оставив бывшего управдома – Россию – в гордом одиночестве. С тех пор мало что изменилось.
Не секрет, что венгерские, чешские, польские музыканты ощущают себя членами общей европейской семьи, поэтому стремятся состояться на Западе, лишь изредка заглядывая на Восток. Визит любого ансамбля из Восточной Европы – это событие, особенно, если это такой профессиональный, самобытный ансамбль, как Djabe.
Исторически у нас с венграми много общего: повествования о гуннах Аттилы, набегах Чингисхана, уральской прародине венгров соприкасаются с российской историей и вызывают фольклорно-этнографический интерес. Все участники ансамбля – яркие индивидуальности, которые, впрочем, лишены диктаторских замашек и беззаветно служат лишь одной богине Сарасвате – покровительнице музыки и других искусств по индийской мифологии. Знакомьтесь: Аттила Эгерхази – основатель, лидер, композитор и гитарист, а также владелец издательской фирмы Gramy Records; Тамаш Барабаш – один из лучших басистов и звукоинженеров Венгрии, в последние годы – основной аранжировщик и композитор группы; Силард Банаи – отличный ударник, призер «Golden Drumstick Award», участник нескольких проектов; Золтан Ковач – клавишные, выпускник Музыкальной академии Ференца Листа, знаток и любитель российской фортепианной школы; Ференц Ковач – человек с множеством талантов: трубач, скрипач с огромным опытом работы и сольными дисками, а также чемпион Европы по кэндо (фехтование на мечах), известный винодел и изготовитель резной мебели. В иллюстрациях к альбомам часто используются репродукции картин известного в Европе художника Имре Эгерхази – отца Аттилы.
Время и место
Концерт начался ровно в 20:30. Московским слушателям повезло: двумя днями раньше, в Питере на фестивале «PetroJazz», музыканты отыграли 50-минутный сет, а в клубе Игоря Бутмана дали полноценный концерт длительностью около двух с половиной часов. Едва ли где-то еще возможно было насладиться музыкой группы в таком количестве. Можно поспорить о том, насколько подходит клуб для репертуара Djabe. Обстановка у Игоря Бутмана достаточно строгая и камерная. Мягкие пастельные тона внутренней отделки настраивают на спокойный вечер за бокалом шампанского в обществе дам в вечерних туалетах под нежное урчание саксофона и мягкую поступь ритм-секции какого-нибудь джазового трио. Зал рассчитан на 80 человек, пришло около пятидесяти – как на закрытой дружеской вечеринке. По сути, так и есть: деньги, вырученные за билеты, пошли на оплату перелетов и аренду аппаратуры. Сцена явно не рассчитана на большие составы из пяти и более человек, поэтому Djabe разместились на ней довольно плотно. Весь вечер меня не покидало чувство, что такой открытой динамичной музыке явно тесно в чопорной обстановке. Ей больше подошла бы вместительная площадка на свежем воздухе.
«Сучья заварка» по-венгерски
Djabe, что означает «свобода» на языке африканской народности ашанти, образовалась в 1995 году из двух музыкантов: Аттилы Эгерхази и покойного ныне Андраша «Шипи» Шипоша. Андраш играл на африканских, индонезийских, арабских ударных инструментах, и, следуя по стопам Майлза Дэвиса, заложил мультикультурный фундамент проекта, ибо все начинается с ритма. Увлечение экзотическими рисунками наиболее ярко запечатлено на дебютном альбоме 1996 года. В дальнейшем, на протяжении двадцати с лишним альбомов, музыка усложнялась, ширилась и дополнялась звуками новых инструментов, оттенками и настроениями. Венгры явились к нам в ярко красочном лоскутном стилистическом «халате» с диковинными лицами и образами с обложек альбомов. Их национальная идентичность оказалась глубоко запрятанной в пестрой смеси из мировой этнической музыки; выставлять же на показ лубочную венгерскость они явно не собирались.
На концерте Аттила заведовал, главным образом, редкой перкуссией, индонезийским инструментом ангклунгом, прочей экзотикой, а также играл на ритм-гитаре. Уже к третьей композиции стало совершенно очевидно, что выступают маститые профессионалы. Мало кому удается так вкусно замесить мультикультурное тесто и испечь его в форме модерн-джаз-рока, фанки-фьюжн, доступного, сочного, яркого и задушевного. Децентрализация партий инструментов приводит к тому, что музыка становится очень легкой, свободной, пластичной, но в то же время очень мускулистой, выразительной, по-западному сбитой. Золтан и Ференц в связке клавишные – труба дополняют друг друга превосходными соло. Такой подход к аранжировке позволяет с легкостью лавировать между импровизациями, народными мелодиями и прогрессив-роком. Здесь надо сказать, что музыканты избегают глубокого погружения в народную музыку и стараются сохранять джаз-роковый формат. Хотя композиции и сочинены по академическим канонам, в них отсутствует драматическое развертывание, характерное для прогрессив-рока. Очень часто фоном звучит релаксирующий синтезатор, характерный для стиля smooth-jazz. Если вам известна продукция американской фирмы GRP Records, то вы с легкостью узнаете мотивы, свойственные исполнителям подобного рода. Единственное исключение – это версия композиции Genesis «Firth Of Fifth», в которой Аттила играет единственное за весь вечер соло в духе Стива Хаккета. Кстати, этот музыкант, наряду с Дэвидом Гилмором, Джоном Маклафлином и Ральфом Таунером, является любимым гитаристом Эгерхази.
Со Стивом и без него
Совместные выступления с экс-гитаристом знаменитой арт-рок-группы Genesis сделали Djabe известнее за рубежом, чем у себя на родине. А знакомство их началось так: Gramy Records под патронажем Аттилы в числе прочего стали заниматься дистрибуцией сольных альбомов Стива, изданных на его прежнем лейбле Camino Records: это «Bay Of Kings», «Momentum» и многие другие. На этой почве музыканты и сошлись. Хаккет заинтересовался принципом игры Djabe, по которому музыканты передают определенное звучание, словно эстафетную палочку, друг дружке, что делает музыку очень текучей, плавной, трудно персонифицируемой. Хаккет – далеко не первый из Genesis, кто идет на контакт с джазом и этнической музыкой. Вспомните Фила Коллинза, участвовавшего в Brand X, Питера Гэбриэла, записывавшегося с армянскими, туркменскими музыкантами…
С начала 2000 годов начались совместные концерты Djabe и Хаккета, которые принесли массу интересных находок и венграм, и Стиву. Djabe гастролировали со Стивом во многих местах, побывав и в России, в Калининграде в 2010 году.
«…Переночевав в доме Аттилы в Будапеште, мы направились в Калининград – так произошел мой первый контакт с Россией. Это очень красивый город. Фестиваль проходил в парке, над местом его проведения возвышается памятник популярному гитаристу Владимиру Высоцкому, который, увы, ушел в мир иной молодым в 1980 году. Битком набитый музыкальный фестиваль стал прорывом, было по-настоящему здорово наконец-то встретиться с российскими фэнами, которые оказались очень приветливы. Странно думать, что когда-то моя музыка там была сочтена идеологически вредной, но, как говорит мой венгерский приятель Петер Паллаи, запреты и гонения лишь подхлестнули интерес к ней…» – рассказывает Стив.
Калининградское выступление тандема и фотографии с него украсили последний, великолепный двойной альбом Djabe «Special Guest Steve Hackett: In The Footsteps Of Attila And Genghis». Послушайте и оцените, как естественно композиция Барабаша «Butterfly» переходит в хаккетовскую «Last Train To Istanbul» и дальше в «In That Quiet Earth» от Genesis с альбома «Wind & Wuthering». Похоже, сотрудничество замечательных музыкантов только набирает обороты, и впереди нас ждут не только концертные, но и студийные альбомы.
Прогулка
Уже на следующий день утром я стоял у знакомых дверей Венгерского культурного центра, что на Поварской улице, в ожидании героев вчерашнего выступления. Дело в том, что я немного говорю по-венгерски. Встретившись с Djabe после концерта, я предложил им мини-экскурсию к стенам Кремля. Надо признаться, венгры порой готовы расцеловать любого, кто знает хотя бы пару слов на их родном языке. Музыканты, самому младшему из которых 39 лет, веселой гурьбой высыпали на улицу. Давешняя сосредоточенность и серьезность куда-то исчезли и передо мной стояли веселые, остроумные Аттила, Золтан, Тамаш и концертный звукорежиссер Габор Зрупко. Мы не спеша зашагали в сторону улицы Воздвиженка, обмениваясь репликами. Пианист Золтан Ковач всё время шутил и признавался в любви к российской фортепианной школе в лице Николая Петрова, Бориса Березовского и многих других. Я старался не уступать ему, и, завидев в Александровском саду группу туристок из Азии в одинаковых нарядах под красным флажком, сказал, что это, наверное, женская сборная по футболу из Северной Кореи.
Отрадно, что связи венгров и русских теперь определяются культурой, а не политиками. Cтав свободными от идеологической опеки, мы можем заново открыть друг друга как части разноликой, но единой мировой культуры. Пройдя вдоль Исторического музея, мы оказались на Красной площади, где уже была смонтирована сцена для выпускного бала. Аттиле, архитектору по образованию и сыну знаменитого художника, не понравились казенные декорации, но мы согласились с тем, что такие размеры сцены больше соответствовали бы масштабу его группы. Я не стал расстраивать их тем, что площадка, в общем-то, предназначена для банальной попсы. Не мог я не задать вопрос насчет Хаккета… Аттила сказал, что сейчас Стив временно занят, но в дальнейшем планируется их совместный студийный альбом. Хорошая новость: совместных «живых» альбомов у них уже предостаточно, и запись в студии была бы логичным шагом.
Перекусив в кафе, мы переключились на более земные темы: сравнили цены, быт, проблемы творческих людей в современном мире. После чего я отдал должное венгерской джаз- и рок-музыке, попутно выяснив, что известный венгерский прогрессив-рок-ансамбль Panta Rhei происходит из родного города Аттилы – Дебрецена. Времени у нас оставалось немного, так как группа вскоре улетала домой. Мы по-дружески распрощались, и я выразил надежду на скорейшее возвращение – всё равно, с Хаккетом или без него.
Сет-лист: Sheafs Are Dancing; Wind And Bell; Tajak; Dark Soup; Szemrehanyas; Clouds Dance; Angklung; City Of Habi; Omachule; Erdo, Erdo/Pasztoros; Butterfly; Firth Of Fifth/Distant Dance/Los Endos; Fatyol Mogott
Андрей ГАЕВСКИЙ
Фото: Наталья Vizardis — http://vizardis.livejournal.com