Мерит Хеммингсон: Красота по-скандинавски
Май 28, 2015
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Мерит Хеммингсон: Красота по-скандинавски


Вечер понедельника, час небывало жаркого майского заката, народ массово прогуливается по бульварам и не спешит в клубы. Поначалу казалось, что в China-Town-Cafe публики будет немного – концерт особо не анонсировался, и до определенного момента существенную часть аудитории составляли сотрудники Посольства Швеции (которое и организовало мероприятие).

Но постепенно зал вполне прилично заполнился: по крайней мере, все места за столиками были заняты, несмотря на пресловутую депозитную систему. А на сцену вышла виновница торжества – гранд-дама шведской музыки, органистка и композитор Мерит Хеммингсон.

То, что Мерит 75 лет, особо не подчеркивается, однако и не скрывается. Но при взгляде на артистку поверить в эту цифру совершенно невозможно! И как-то вне времени оказывается ее музыка, чьи корни лежат и в старом шведском фолке, и в джазе, и в психоделии 60-х, и даже в хард-роке, с которым в сознании массового слушателя прежде всего и связывается звучание хаммонд-органа.

Впрочем, в Москве Мерит играла не на настоящем хаммонде, а на электроогране Nord C20 c двумя клавиатурами, укомплектованном также фирменными ножными педалями. Говорят, достать всё это в столице нашей родины было довольно сложно, хотя сама фирма Nord (тоже, кстати, шведская) у нас уже достаточно известна и некоторые знакомые лично мне музыканты пользуются синтезаторами Nord Lead и Nord Electro. Что касается Nord C20, то он настолько реалистично воспроизводил звук хаммонда, что оставалось только закрыть глаза и плыть по волнам этого саунда. Казалось, что гулкий вибрирующий звук «играет» сам: соединишь два аккорда – и вот уже готов и драйв, и «кач». И чудится Джон Лорд за инструментом… Но закрывать глаза как раз и не следовало: ведь тогда не увидишь и изящные движения Мерит, и ее загадочную улыбку, и наконец, всю вдохновенную красоту этой необыкновенной женщины, которая и выглядит, и чувствует себя так, как будто навек осталась во временах своей юности. (Чего уж тут таить: стройная фигура, моложавое лицо, лукавый взгляд, ухоженные руки со множеством украшений и копна белых – не хочется говорить седых – волос стали предметом восхищения зрителей обоего пола. «Нам бы так выглядеть в 75!» — «Нам бы дожить до этих лет». Вот такие разговоры приходилось слышать в зале).

Мерит Хеммингсон приехала в Москву не одна – в паре с ней выступал ударник Ула Хультгрен, которого представили как «лучшего барабанщика Швеции». Теперь понятно, почему The Flower Kings не нашли ударника на родине, ведь он занят с Мерит Хеммингсон! Ула играл с неизменной джазовой свободой и восхитил публику парочкой замысловатых соло. Вместе с Мерит они создавали настоящий грув, подчеркивая ритмическую основу ее музыки. А больше Хеммингсон никто и не был нужен: басовую основу она создавала сама, грациозно переставляя ноги по напольным педалям; аккордовая фактура и мелодическая линия распределялись по двум клавиатурам, а еще Мерит подпевала себе через вокодер, подчеркивая особо выразительные фрагменты мелодий. Любопытно, что ее инструментальный состав (в 60-е годы она сотрудничала с известными скандинавскими джаз-роковыми ансамблями) редуцировался сквозь годы до дуэта. А сама музыка звучала неторопливо и величественно, неся в себе отголоски и народных мелодий, и даже, возможно, католических песнопений (почему-то вспоминалась легенда о «трех королях», хотя она и не шведская). Из этого источника черпали и многие шведские исполнители – от Samla Mammas Manna, Kebnekaise и Kaipa до Anekdoten и тех же The Flower Kings; какие-то куски казались смутно знакомыми, как будто слышал их где-то и когда-то… А приджазованные гармонии и уже упомянутый «урчащий» саунд придавали музыке своеобычности и какой-то нездешней красоты.

При этом далеко не все композиции Мерит – обработки скандинавских фолковых тем (хотя именно этим она увлекалась в первой половине 70-х, выпустив четыре альбома с аранжировками для различных составов). Много у Мерит и авторских вещей. Концерт был условно поделен на две части – в первой прозвучали композиции из нового альбома Мерит «Hommage till Jan» (2014), посвященного пианисту Яну Йоханссену. Сама по себе фигура этого классика шведского джаза весьма интересна: погибнув в расцвете лет (разбился на машине по дороге на собственный концерт) в 1968 году, Ян, тем не менее, оставил обширное творческое наследие, а его сыновья барабанщик Андерс и клавишник Йенс известны по участию в группах HammerFall и Stratovarius соответственно. В 1967 году Ян Йоханссен со своим квинтетом выпустил альбом «Jazz På Ryska», откуда Мерит и позаимствовала певучую мелодию «Bandura», которую также исполнила на концерте. Конечно, происхождение этой темы, скажем так, не совсем русское, но оставим этот тонкий национально-политический вопрос на усмотрение исполнителя, тем более что в аранжировке Хеммингсон песня приобрела скандинавский колорит.

Мы не случайно говорим «песня», хотя композиции Хеммингсон инструментальные, и голос играет здесь роль одного из тембров. Очень многие вещи построены по куплетно-припевной схеме, а их выразительные мелодии так и требуют слов. В этом пришлось убедиться во второй части концерта (следовавшей, впрочем, без перерыва), где прозвучала, как было сказано, «сборная солянка» из сочинений разных лет. Мерит общалась со зрителями на шведском (переводили сотрудники посольства), рассказывая истории из своей жизни: вот она сочинила свадебный марш, под который всем советует жениться, чтобы жить долго и счастливо; вот композиция, посвященная ее родному месту в Швеции – острову Готланд (одна из самых задумчивых и проникновенных вещей), а вот еще как забавно вышло – одним прекрасным днем она сочинила мелодию, а вечером услышала по телевизору гимн Голландии (дело было после победы голландской сборной в футбольном матче с Германией), и оказалось, что эта та самая мелодия – бывает же такое! В общем, разговор с публикой был непринужденным и очень милым. И даже те, кто не понимал ни слова на шведском, прониклись духом страны и ее культурой. А сама артистка после концерта продолжала общение с поклонниками на международном английском, подписывала диски и не подавала признаков звездности. Хотя по всем параметрам была настоящей звездой, чей блеск не меркнет с годами.

Елена САВИЦКАЯ
Фото автора.

Елена Савицкая

Елена Савицкая