Сергей Маврин и Виталий Дубинин: Ностальгия и надежда
Сентябрь 16, 2023
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Сергей Маврин и Виталий Дубинин: Ностальгия и надежда

Как хочется начать репортаж с того, чтобы посетовать на упадок клубной культуры, а не дождётесь! Несмотря на отказ общемировых метал-звёзд от российских площадок, всё не так уж и плохо. Тот промежуток времени, пока наши музыканты «грели» «аморфисов», «найлов» и «хаммерфоллов», пошёл на пользу. «Разогрев» стал играть не хуже хедлайнеров, а многие группы стали достойны выступать на первых ролях.

Уничтожение клубов в угоду реновационному строительству или закрытие площадок в силу их нерентабельности – тоже не помеха развитию рок-культуры. Как показало прошедшее недавно лето, концерты во время речных прогулок – оптимальный формат для концертов в это время года. В прошлом году хватило бы пальцев двух рук, чтобы пересчитать такие выступления. В этом же порой случалось, что концерты шли друг за другом в течение одного дня, и не все из них были в выходные.

Идея проводить лето живым «сплитом» двух «арийцев» оказалась прекрасной и коммерчески выгодной. Интересная полярность получилась. И осознание её пришло отнюдь не в процессе подготовки и организации концерта. Незадолго до мероприятия Сергей Маврин на всех своих информационных ресурсах официально заявил, что распускает коллектив: группа «Маврин» прекращает существование. Последние выступления состоятся в ноябре, а данный сет стал первым из пяти последних, что и объявил Сергей Константинович со сцены.

Перед отплытием корабля в самом начале музыкального путешествия из порталов на громкости, не препятствующей общению со знакомыми, пришедшими в немалом числе даже для скромного количества публики (а его ограничивала вместимость судна), звучали то Элис Купер, то Whitesnake. Символично: незадолго до этого умер гитарист оригинального состава «Белозмея» Берни Марсден. Однако «Here I Go Again» в динамиках была в более поздней версии; периода, когда Дэвид Кавердэйл работал над собственным коммерческим статусом, покоряя Америку (1987–1989 гг.).

Появление группы «Маврин» лично для меня, отнюдь не завсегдатая, а скорее редкого случайного гостя концертов группы, показалось экстравагантным. Выход Сергея сотоварищи предвосхитила фонограмма вальса Иоганна Штрауса. Казалось бы, эка невидаль?.. Будто никто не использовал в качестве интро чужие произведения. Но здесь и сейчас безвременное творение короля вальса зазвучало уместно и своевременно, настроив на нужную волну восприятия зазвучавшей вслед программы. А она оказалась и хитовой, и вдохновенной. Начало уходу положено, и более чем достойно. Пусть в час с небольшим и невозможно воткнуть всё, что хотелось бы услышать публике, принимавшей группу благодарно и тепло.

Лирическое отступление про тепло. За несколько дней до описываемого действа на этом же теплоходе в акустике блистательно отыграла большой концерт «Эпидемия». Едва отзвучала их кода, стало ощутимо прохладно. К чему это я? Те, кто дочитают статью до конца, найдут ответ на этот вопрос.

Первые песни звучали живо и органично в силу того, что были сыграны малым составом. И, как мне показалось, без плэйбэков. Вокалист Евгений Колчин между песнями раскачивал публику. Лидер же группы выступил основным спикером. Немногословно, но ёмко он представлял номера, среди которых были и те, что записаны нынешним (и последним) составом («За Северным Ветром»), и «мавринская» классика – «Стрелы в небо», «Пророк», «Город, стоящий у Солнца». А когда Маврин объявил «Castlevania», публика встретила эту вещь с восторгом, втрое усилившимся после её прекрасного исполнения.

Дабы никого не позабыть, отмечу слаженную и органично сыгранную ритм-секцию. Басист Николай Энс и барабанщик Данила Наумов обеспечивали тыл и вокалисту Евгению Колчину, и мастермайнду Сергею Маврину, который визуально был немного в тени певца. А вот в звуковом пространстве сомнений, кто здесь капитан, не было.

Что касается плэйбэков, то куда ж без них в наши дни?.. Представьте себе «Стрелы в небо», исполненные инструментарием Led Zeppelin. Получается? Вот и у меня пазл выходит недособранный. Одно время напрягали выступления групп, в живой сет которых вплетались оркестровки, или когда на сцене пел один человек, и вдруг внезапно ему начинал подпевать хор, в то время как все остальные музыканты сосредоточенно извлекали звуки, не открывая ртов. Приняв то, что не в силах изменить, стало легче жить и относиться к этому как к данности, обусловленной временем.

Час «с копеечками» пролетел до неприличия стремительно. Финальную вещь, «Город…», Колчин по обыкновению растянул, попросив публику петь припевы и финальные вокализы. Народ требовал: «Ещё!», топал ногами, поднимая волну Москвы-реки, но выхода на бис в силу лимита времени не последовало.

Каюсь: сольная группа экс-гитариста классического состава «Арии», записавшего с ней (ни много ни мало) всенародно любимый лонгплей «Герой Асфальта», никогда не была у меня в числе «настольных». Однако корабельный сет сподвиг переслушать дискографию и расслышать в ней для себя много интересного и ранее скрытого. А кроме этого – пробудил неимоверное желание прийти на самое последнее выступление «Маврина», что состоится в столичном клубе «Урбан» 25 ноября. Уж там, думаю, группа «дембельским» аккордом выдаст мощнейший сет, который станет историческим событием. Впрочем, стоит ли загадывать? Истории, не знающей сослагательного наклонения, известны случаи «уходов» многих мэтров, которые, отыграв последний тур, неоднократно «продолжали его продолжать», а потом и новые альбомы выдавали неоднократно. Вы – как хотите, а я не против продолжения! И особенно, если оно будет достойным. Но позволим истории течь своим бессослагательным чередом, и не будем загадывать.

Сет-лист группы «Маврин»: Интро (tape); Моё время; Дорога В Рай; Поединок; За Северным Ветром; Стрелы В Небо»; Castlevania; Пророк; Город, Стоящий У Солнца; Рождённые Жить; Final (tape).

Пауза между уходом «Маврина» и выходом группы «Виталий Дубинин» заняла минут пятнадцать. До того, как в записи зазвучало зловеще-обличительное интро «первенца» команды, ударник Зак Хемма поиграл на своей кухне, весьма раззадорив уже и без того разогретую до нужного градуса компанию. Во время фонограммы встали с гитарами наперевес и грифами, направленными в разные стороны, Сергей Маврин (да, и снова он; как в шутку позднее заметил Виталий Алексеевич, «сегодня Серёжа работает за двойную зарплату») и Михаил Бугаев, играющий на леворуком инструменте. Последним на сцену вышел фронтмен, всем известный как басист всё той же «Арии». Собственно, выступление группы Виталия Дубинина и стало для меня основным стимулом, чтобы попасть на борт корабля. Признаюсь: читая фонтанирующие восторгом отзывы очевидцев «Метал-Ёлки-2023», завидовал тем, кто засвидетельствовал первое явление пред очи публики этой группы. Да и альбом оказался таким, каким стоит гордиться. Это выступление стало вторым, и все концерты у команды выпадают на интересные даты. «Первый состоялся в первый день года, а второй – в последний день лета», –констатировал Дубинин со сцены.

Если у «Маврина» с плэйбэками примириться было легко, то тут оказалось сложнее. В припеве бомбического «Бала-маскарада» бэк-вокальные хоры немного покоробили. Нет, пелось всё хорошо. А вот выглядело… Если бы к стоящим по бокам микрофонам подошёл хотя бы один из гитаристов и просто пооткрывал рот, сценическое действо воспринялось не столь карикатурно; сама песня к этому не располагает. Но довольно брюзжать, я закрываю глаза и просто следую по волне музыки. Сольная работа Дубинина меня зацепила сразу и наповал. Причём настолько, что в личном топе обогнала не только ранее вышедшие сольники участников «Арии», но и все номерные работы основной команды (это – сугубо личное мнение, которое разделять не обязательно – прим. авт.). То, что Виталий Алексеевич – прекрасный вокалист, известно давно. Ещё в юности у меня была пластинка «Дирижирует ГАИ. Песни Иосифа Тамарина» ВИА «Поющие сердца». Песня «Лето, предназначенное нам» с этой четырёхпесенной семидюймовки мне, уже «отравленному» хард-роковыми «инъекциями» Uriah Heep, Nazareth и Slade, вкусившему «метал-зелья» Judas Priest, нравится до сих пор. Чем – не объясню; сердцу не прикажешь. Вокал Виталия также присутствует и в моей самой любимой «арийской» композиции «Кровь Королей». А если вспомнить совместный с Владимиром Холстининым шуточный проект «АвАрия», то сомневаться в вокальных данных Дубинина не приходится. Да, он не Роб Хэлфорд и не Ральф Шеперс, но его манера артистична, мимо нот он если и мажет, то редко. И, как и подобает настоящему артисту, виду не подаёт. Да, было, киксанул пару раз, так в допустимых пределах во время живого выступления не возбраняется!

Сет-лист порадовал. «Русский сон» и «Бег по кругу» – те песни, что сходу вошли в и без того огромный саундтрек жизни, пополняемый с каждым новым годом реже и реже. Двойным сюрпризом для меня стала «Следуй за мной». Если полноформатный «Бал-маскарад» стал бомбой, шарахнувшей по российской метал-аудитории так, что не услышать этого было нельзя, то ЕР «Бал-маскарад. Постскриптум» пролетел мимо. По признанию Дубинина, песня была сочинена давно, но записана для альбома последней. Моё же знакомство состоялось здесь и сейчас. На песни «Пламя» первый раз за этот вечер вышел спецгость – вокалист «Арии» Михаил Житняков. Живьём композиция до этого не звучала. Один из лучших треков «Бала-маскарада», «Призрак тёмной стороны», прекрасен в любую погоду и в любое время суток, в любой жизненной ситуации, а в живом исполнении просто бесподобен. Ещё одним сюрпризом стало исполнение «Такой вот печали», авторское, «неарийское» произведение «АвАрии». И снова на сцену вышел нынешний фронтмен «Арии», который в куплетах выступил в роли подтанцовки, а в припевах – подпел.

«Добивали» народ любимыми, как оказалось, не только мною, но и всеми присутствовавшими на борту, хитами «Бес в твоих глазах» и «Здесь и сейчас». На закрывавшем сет и живую концертную программу жизнеутверждающем номере, как и в студийной его версии, снова гостил Житняков. Сразу после этого началось фотографирование на фоне восторженной публики, и в качестве «аутро» уже в записи звучала «Здесь и сейчас».

Актуально! Именно здесь и сейчас сошлись первые шаги одной команды из «арийской» семейки и завершающая фаза истории другой. По окончании сета пришло осознание, что играли оба коллектива на равных, никто никого не разогревал. Это был самый настоящий сплит, то есть совместный концерт двух самодостаточных творческих единиц, достаточно мощных и, каждая по-своему, безоговорочно убедительных. Отлично, но всё же мало, как бы кто ни утверждал, что хорошего помаленьку. В случае с «Мавриным», уверен, музыканты с такой внушительной дискографией легко отыграли бы и трёхчасовую программу, и то не все лучшие песни бы в неё вместились. И верю, что Виталий сотоварищи способны сочинить немало прекрасного материала под стать тому, что вошёл в альбом «Бал-Маскарад». Жду и надеюсь на это.

Сет-лист группы Виталия Дубинина: Интро (tape); Бал-Маскарад; Русский Сон; Бег По Кругу; Следуй За Мной»; Пламя; Призрак Тёмной Стороны; Такая Вот Печаль («АвАрия» cover); Бес В Твоих Глазах; Здесь И Сейчас.

Пока корабль приближался к берегу, автор сего многобуквенно восторженного бреда нашёл себе муку, приблизившись к лавке с мерчем. Ассортимент был, в отличие от «эпидемиологического заплыва», в разы богаче. Но при этом и в разы дороже. Имея в своём финансовом активе кризис, пришлось облизнуться на товары по астрономическим ценам и в этот раз расстаться с мыслью о покупке какого-либо сувенира.

Напоследок осталось сказать (в качестве ответа на вышенаписанный, если кто о нём ещё помнит, вопрос), что последний летний вечер 2023 года оказался крайне тёплым. Для сравнения опять же с «Эпидемией» несколькими днями ранее: тогда, едва музыканты отыграли сет и ушли, похолодало стремительно и резко – так, что от причала до метро пришлось идти торопливым согревающим шагом. А вот вечер 31 августа и ночь наступившего 1 сентября, которую волей-неволей пришлось застать по выходе из метро, порадовали прекрасной, по-летнему тёплой погодой. И ещё полнолунием. Красота да и только!

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Владимир Импалер
Редакция благодарит Игоря Полякова и Михаила Шаталина (J.A.M. Production) за аккредитацию.

P.S. Несколько слов вдогонку… Для меня, как ни удивительно, концертное лето и началось, и закончилось на корабле. Открыл сезон удивительный, наверное, первый и последний на московской сцене прогрессив-роковый круиз с участием The Legendary Flower Punk, Aton Five и IWKC, закрыл – этот самый «дуплет» Маврина-Дубинина. Сравнивая, замечу, что металлистам кораблик подогнали посолиднее – с большой палубой, несколькими барами и пуфиками для сидения, а вот масштаб круиза как-то сократили – кажется, дальше Химок мы не заплывали. А когда над палубой и крышей сцены в четвёртый или пятый раз появился один и тот же железнодорожный мост Ленинградского направления, даже самые невнимательные поняли, что это тот самый «бег по кругу» из песни Дубинина… Зато при очередном прохождении под мостом машинист поезда «салютовал» нам паровозным гудком. Металлист, не иначе!

Вовремя не озаботившись фотопассом, я оказался в гуще толпы – с одной стороны, снимать сложнее и выход качественных кадров меньше, с другой, кадры, надеюсь, получились немного другие, чем у остальных, и больше передающие ощущения публики. Что до концерта – вспоминая выступления на Метал-ёлке, где были оба коллектива, отмечу, что на этот раз Маврин и Ко. звучали пободрее, экспрессивнее, с лучшим звуком. Если бы я услышал новость о грядущем роспуске команды тогда, 1 января, то сказал бы «ну, ОК», а теперь было прямо жаль отпускать коллектив, который хоть и много всего натерпелся за свою историю, но и песен отличных записал немало… Особенно «Castlevania»! Хотя верю, это расставание – ненадолго. А вот у Виталия Дубинина сотоварищи как-то прошло всё спокойнее, по накатанной, без адреналина первой попытки, что называется, на мастерстве. Барабанщик Зака Хемму (экс-»Оргия Праведников») было отлично и видно, и слышно, его игра и визуальная экспрессия – то, что надо коллективу метал-ветеранов! Хотя и Дубинина назвать «олд-рокером» язык не поворачивается – глаза горят, улыбка до ушей, голос вполне молодецкий… Пожалуй, эта версия «Арии» мне даже ближе, чем основная – особенно с выходом гостя-Житнякова, который в кои веки на сцене играл, а не выполнял тяжёлую ответственную работу… И то редкое чувство, когда концерт вроде только начался – а уже все кланяются и благодарят за внимание. Мало! Конечно, хотелось бы услышать и эпик про Наполеона, но, наверное, это подарок для следующих выступлений…

Владимир ИМПАЛЕР

Полный фоторепортаж — https://vk.com/album2483887_294962490

или 

Общее впечатление

31 августа 2023 г.
Москва, теплоход «Рио-1»
J.A.M. Management

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев