Боб Марголин и Майк Ледбеттер: Всем, кто любит блюз
Август 18, 2018
Яков Каганцов (107 статей)
Поделиться

Боб Марголин и Майк Ледбеттер: Всем, кто любит блюз

5 августа в Санкт-Петербурге состоялся блюзовый фестиваль «Мосты». А через день американские участники мероприятия – Боб Марголин и группа Welch Ledbetter Connection сыграли концерт в Москве.

В семидесятые годы на протяжении семи лет Боб Марголин играл в группе Мадди Уотерса в качестве второго гитариста. Это бесценный опыт и более чем достойная рекомендация для музыканта. Прошедший «университеты Уотерса» Марголин сделал успешную сольную карьеру. Сейчас ему уже под семьдесят, и он является одним из немногих носителей подлинной блюзовой традиции.

На родине у Боба Марголина есть собственное трио, но в Россию он приехал один. Аккомпанирующим составлом для него стали музыканты The Jumping Cats, занимавшиеся организацией и фестиваля в Петербурге, и московского концерта. Это уже далеко не первая встреча музыкантов и их совместные выступления в России.

Свой сет Марголин начал с классики – песни Джимми Роджерса «Rock This House». Правильный выбор — эта заводная вещь позволила моментально установить эмоциональный контакт с аудиторией в клубе. Зал подпевал и хлопал с первых тактов.

На протяжении всего концерта обязанности вокалиста исполнял сам Марголин. И, если называть вещи своими именами, следует признать, что он поющий гитарист, а не настоящий вокалист. Думается, Марголин поёт сам, поскольку рядом нет других, более достойных певцов. Поёт он эмоционально, честно, старательно. Но голоса, как такового, у него всё же нет. Зато он потрясающий гитарист.

С первого номера и до самого финала первое гитарное соло в каждой из песен исполнял Владимир Русинов. Марголин позволял своему более молодому коллеге обстоятельно высказаться, показать и выразить себя. А затем уже он сам брался за исполнение гитарного соло. И его соло сочетали в себе подлинную страсть и глубокую мудрость. «Телекастер» в руках Боба Марголина умеет и петь, и рыдать, а если надо, то «показать зубы и рычать». В своей игре гитарист активно использует каподастр и слайд. Не менее интересен и разнообразен его подход к исполнению партий аккомпанемента. Он может играть вместе с ансамблем, гармонично растворяясь в общей энергетике, однако периодически гитарист играл «поперек» общего ритма, мастерски создавая причудливые ритмические рисунки…

Песню «Rollin’ and Tumblin'» Боб Марголин исполнил дуэтом с барабанщицей The Jumping Cats Ксенией Дубровской. Обмениваясь фразами и солируя по очереди, они создали мощное энергетическое поле. Завершив эту песню, Марголин на время распрощался с барабанщицей, и, оставшись один на сцене, обратился к своей гитаре, то придвигая инструмент к себе, то отодвигая его на расстояние вытянутой руки, приговаривая при этом: «Я люблю тебя. Я ненавижу тебя». Повторив этот театральный монолог дважды, он предельно бережно отложил гитару в сторону и исполнил следующую песню а капелла под ритм, который создавали слушатели, хлопая в ладоши.

The Jumping Cats вернулись на сцену. Марголин взял в руки гитару и нарочито громко прошептал, что любит её… Затем он обратился к слушателям. Боб сказал, что во времена, когда он играл в группе у Мадди, они ни разу не сыграли в России. И это печально. Сделав паузу, он добавил, что любит блюз. «И вы любите блюз, — сказал он, имея в виду слушателей в зале. — Мы вместе любим блюз…»

Гитарист хорошо знает, как заставить публику запомнить свое выступление надолго. Последним номером сета был один из самых знаменитых блюзов – «Got My Mojo Working». Зал пел её вместе с Бобом Марголиным. Отыграв этот номер, Боб Марголин спустился со сцены и, пока шла подготовка ко второму отделению концерта, фотографировался и общался со слушателями…

Welch Ledbetter Connection – проект вокалиста Майка Ледбеттера и гитариста Майка Уэлча. В 2017 году у музыкантов вышел дебютный альбом «Right Place, Right Time». Но вышло так, что гитарист не смог отправиться в Россию, и, по сути, это был сольный концерт Майка Ледбеттера. Он приехал с квартетом, в который вошли также бас-гитарист, барабанщик и клавишник, играющий на электрооргане. Было интересно узнать, как же он будет справляться без гитариста. На этот вопрос у вокалиста нашлось сразу три ответа. Во-первых, основным солистом стал органист, и он справился с поставленной задачей вполне успешно. Во-вторых, сам обладатель легендарной в блюзовом мире фамилии, как, оказалось, вполне прилично владеет ремеслом гитариста, умеет играть и ритм- и соло-партии. (Насчет родства — вопрос туманный, в интервью Майк утверждает, что Ледбелли был его троюродным дедушкой… или как-то в этом духе, — прим. ред.) Конечно, до Боба Марголина ему весьма далеко, но чтобы отыграть концерт на достаточно приличном уровне, навыков оказалось достаточно. Ну и в-третьих, во время концерта на пару песен на сцену поднялся Боб Марголин и помог ансамблю зазвучать в полную мощь.

У Лэдбеттера богатый и пластичный голос с удивительными верхами. Он великолепно чувствует себя, исполняя и блюз, и соул, и фанк. И если сравнивать первое и второе отделение концерта по отклику зала, то выступление квартета Майка Ледбеттера, без сомнения, понравилось публике больше. Особенно прекрасной её половине. Дамы не сдерживали себя и подбадривали вокалиста страстными возгласами… Энергетический пик выступления пришелся на «She Belongs To Me», в которой Майк Лэдбеттер устроил сам с собой перекличку посредством голоса и гитары.

И, конечно, публика просто не могла отпустить музыкантов без номера на бис. В завершении концерта прозвучала еще одна невероятно красивая и бодрая песня «Pretty Girls Everywhere».

Меняется окружающий мир. Меняются музыкальные предпочтения массовой аудитории. Но для блюза всегда найдется место на сцене — небольшое, но принадлежащее ему по праву. Ибо, как говорится, если вы не любите блюз, значит, у вас нет сердца…

Яков КАГАНЦОВ
Фото автора.
Благодарим Араика Акопяна (клуб Алексея Козлова) за аккредитацию.

Общее впечатление

7 августа 2018 г.
Москва, клуб Алексея Козлова

Яков Каганцов

Яков Каганцов