Magma в Хельсинки: Непредсказуемость повторения
Ноябрь 1, 2017
Иван Розмаинский (170 статей)
Поделиться

Magma в Хельсинки: Непредсказуемость повторения

Легенда прогрессив-рока, создавшая свой стиль и даже свой язык, группа Magma приезжала в Россию только однажды. В 2004-м году. И вероятность, что её визит повторится, невелика. Но есть возможность увидеть французских музыкантов на выступлениях в соседних странах — например, в Хельсинки, и её нельзя было упускать.

По всей видимости, похожим образом рассуждал не я один: за пару недель до начала концерта все билеты в клуб «Tavastia», вмещающий 700 человек, были проданы.

Мероприятие началось чуть раньше 21 часа с выступления финского коллектива Circle. Объединяет его с Magma, пожалуй, только монотонность музыки и то обстоятельство, что классифицировать творчество обоих ансамблей очень трудно. Однако, надо признаться, что музыка Circle – вряд ли моя «чашка чая». Группа причудливо соединяет гипнотический, «репетитивный» психоделик-спэйс-рок (местами даже краут-рок) с откровенной издёвкой над штампами хард-рока и хэви-метала. Иногда мне казалось, что уместнее было бы назвать коллектив не Circle, а Circus.

В группе трое гитаристов, басист, барабанщик и поющий клавишник, причем за ведущий вокал иногда также отвечали басист и один из гитаристов. Впрочем, основной вокальный стиль у всех исполнителей можно обозвать «хриплым фальцетом». Ансамбль то погружал публику в психоделический транс, повторяя одни и те же ритмические формулы и риффы на одном аккорде, то уходил чуть ли не в авант-рок, а то начинал играть нечто панковское. Под конец 45-минутного шоу часть музыкантов стало в «героические» позы, характерные для Scorpions или Manovar. Вряд ли эта музыка способна помочь в размышлениях о «судьбах Вселенной» и причинах «мировой скорби», а вот для того, чтобы расслабиться под пиво и поиронизировать над идеалами «хард-н-хэви», она годится в самый раз.

Однако как только на сцену вышла Magma —  произошло этого около десяти вечера, — разогрев оказался почти полностью забыт. Восемь человек – лидер коллектива и поющий барабанщик Кристиан Вандер, две вокалистки, один вокалист, клавишник (игравший только на электропиано), вибрафонист, басист и гитарист в течение почти полутора часов играли музыку, которая почти не имеет каких-либо аналогов. Сильно упрощая, можно сказать, что творчество Magma — это некая смесь джаз-рока и вокальной полифонии с элементами академической музыки, причём эта смесь звучит одновременно монотонно – «репетитивно» – и непредсказуемо! Собственно, это и есть zeuhl (цойль) – подвид прогрессивного рока, изобретённый Кристианом Вандером. И именно в концертном исполнении эта музыка становится особенно притягательной, тогда как при домашнем прослушивании она может отпугнуть неподготовленного слушателя диссонансами, многочисленными повторами одних и тех же музыкальных рисунков, большой длительностью композиций, необычным звучанием. Живьём же эти многочисленные «острые углы» как будто «сглаживаются», и многие фрагменты, которые кажутся ненужными или непонятными в ходе «комнатного» ознакомления, в концертном зале оказываются на своём месте.

Музыканты отыграли всего три композиции. Первая из них оказалась самой монументальной, длилась около 45 минут. Это была “Ëmëhntëhtt-Ré”, представляющая собой одноимённый полноформатный альбом, выпущенный в 2009 году. В дискографии группы этот релиз на данный момент — предпоследний. Сложное, странно развивающееся, необычное и красивое произведение! Затем последовала “Theusz Hamtaahk”. Эта чуть более резкая и чуть более мрачная, в сравнении с первой, вещь уже давно исполняется на концертах, но пока еще не была представлена слушателям в студийных версиях. По длительности она чуть не дотянула до 40 минут. Отыграв, таким образом, почти полтора часа, музыканты покинули сцену под восторженные аплодисменты, а затем вернулись с «коротким», меньше 10 минут, произведением “Ehn Deiss”. Оно было заимствовано из репертуара ансамбля Offering, ещё одной группы Кристиана Вандера, имеющей, так сказать, более «акустическую» ориентацию.

Впечатления от концерта описать очень трудно. Экстаз, восторг! Нечеловеческая музыка, погружающая слушателя в волшебный и уникальный мир, наполненный позитивными вибрациями и расширяющий сознание. При этом, хотя Вандеру в феврале должно исполниться 70 лет, он находится в отличной форме, как и остальные музыканты. Хочется пожелать доброго здравия всем участникам Magma, а также по возможности быстрого появления нового студийного полноформатного диска; последний пока что номерной альбом “Félicité Thösz” вышел аж пять лет назад. И очень бы хотелось увидеть ансамбль в России, но смогут ли Кристиан Вандер и его коллектив собрать в нашей стране 700 человек на свой концерт?

Иван РОЗМАИНСКИЙ
В качестве иллюстраций использованы промо-фото и скриншоты из видеозаписей концерта в YouTube.

Общее впечатление

26 октября 2017 г.
Финляндия, Хельсинки, клуб "Tavastia"

Иван Розмаинский

Иван Розмаинский