Night of the Prog: Прогрессив-боги и их поклонники
Сентябрь 14, 2016
Александр Вольперт (1 статья)
Поделиться

Night of the Prog: Прогрессив-боги и их поклонники

«Night of the Prog» – крупнейший фестиваль прогрессивного рока, который проводится вот уже десять лет в удивительно прекрасном месте. Открытая эстрада Лорелей в старинном амфитеатре на живописных холмах Рейна славится выступлениями многих знаменитых групп, и, безусловно, известна любителям рок-музыки, и не только. Звук там всегда отличный, а с обзорной площадки открываются живописные виды.

Сначала «Night of the Prog» был небольшим однодневным слетом несколько коллективов, с годами фестиваль набрал обороты и теперь проводится в трехдневном формате с участием звезд как современных, так и ветеранов — от Jethro Tull и Magma до Haken и Anathema.

В этом году состав был достаточно многообещающим для того, чтобы вновь посетить праздник прогрессива, и я недолго раздумывал перед тем, как приобрести билет на фестиваль, зарезервировать полёт и жилье. Все три дня погода был максимально благоприятной – 25 градусов тепла, легкий ветерок и небольшая облачность без палящего солнца сделали пребывание на открытой площадке очень комфортным. Прог-боги были благосклонны к своим поклонникам!

День первый. 15 июля. Осенний анекдот и борода Люцифера

Уже с самого утра можно было слышать, как группы проводят саундчек. Когда я прибыл, как раз настраивались Spock’s Beard, а перед воротами выстроилась огромная очередь жаждущих попасть внутрь. Увидев это столпотворение, я отправился устраиваться в гостиницу, а когда вернулся, концерт уже начался.

Первыми выступали Lion Shepherd из Польши. Их стиль я бы охарактеризовал как современный прог-метал с обильным использованием нетрадиционных для жанра инструментов, таких как таблас и мандола, а также ближневосточных мотивов. Не могу сказать, что их музыка вдохновила, но выступление было качественным, и публика встретила поляков с большим энтузиазмом.

Subsignal – детище экс-участников Sieges Even, вокалиста Арно Менсеса и гитариста Маркуса Штеффена. Играют они смесь творчества Sieges Even, IQ и, почему-то, рэгги. Довольно странная комбинация, и в целом малоинтересное и не слишком приятное для моих ушей выступление благодаря сильно вылетающему из тональности певцу. Под конец была исполнена композиция из репертуара Sieges Even. Впрочем, было заметно, что в родной Германии Subsignal пользуется любовью слушателей, но для меня это была первая, и, кажется, последняя встреча с группой.

Mostly Autumn – английский поп-прог-фолк с эффектной блондинкой-вокалисткой Оливией Спарненн. Надо сказать, что от их выступления я не ждал многого, но вживую группа воспринимается значительно лучше, чем на записи, благодаря энергичному и полному энтузиазма исполнению и безупречному пению как основной певицы, так и бэк-вокалисток. Кроме всего прочего, бэк-вокалистка играла на флейте, клавишных и весело плясала босиком по сцене. Единственное, что омрачало выступление — не очень чистая игра на гитаре и пение основателя группы Брайана Джоша, но это искупалось его искренностью и преданностью делу. Количество людей, желавших сделать селфи с красоткой Оливией, было просто запредельным!

Anekdoten – я видел эту группу 20 лет назад, и за эти годы шведы набрали звуковой массы и опыта, что, впрочем, не удивительно. Их выступление напоминало постепенно разгоняющийся поезд, и под конец эта мощь была физически ощутима. Композиция «Shooting Star» просто сотрясала воздух фестиваля. В этом туре группа обзавелась еще одним гитаристом, что уплотнило и без того мощный и густой звук Anekdoten, а постоянное использование меллотрона Анной-Софи Далберг создавало ностальгическую атмосферу.

Исполнители живут на сцене музыкой, и слушатели мгновенно ощутили это, отвечая им взаимностью и осыпая градом аплодисментов после каждой композиции. Полнокровный мощнейший звук, безукоризненное исполнение и прекрасный контакт с публикой оставили незабываемое впечатление. Anekdoten сыграли материал из всех альбомов, от дебютника «Vemod» до последнего «Until All The Ghosts Are Gone», и особенно неожиданно было услышать бонус-трек «Sad Rain»! Концерт Anekdoten стал для меня одним из наиболее радостных событий фестиваля.

Lucifer’s Friend – появление на сцене забытых ветеранов немецкого рока стало для многих сюрпризом. Приятно было видеть отлично держащегося на сцене и поющего Джона Лотона (в начале июля ему исполнилось 70 лет!). Без него и его умения общаться с публикой концерт мог бы обернуться фиаско. Посетители без восторга воспринимали музыку Lucifer’s Friend, так как группа выбрала для исполнения песни, по большей части не слишком соответствующие духу фестиваля. В какой-то момент ветераны сумели приковать внимание зрителей хорошим исполнением вполне проговой «Keep Goin’», но затем акцент был сделан на хардово-АОРовую составляющую творчества, и слушатели стали просто… уходить. Неважная игра на гитаре Петера Хессляйна все время вынуждала Лотона шутить о преклонных годах музыкантов, а под конец он пытался смягчить ситуацию, попросив принести гитару, которая строит. В целом выступление осталось непонятым. И то, что до и после Lucifer’s Friend играли группы с плотнейшим и мощным звуком, наложило свой отпечаток на восприятие, но я рад, что мне довелось увидеть их в живую. Жаль, что музыканты не сдали программу по мотивам дисков «Where The Groupies Killed The Blues» и «Banquet» — тогда всё могло быть иначе.

Spock’s Beard – для многих слушателей это выступление, построенное на полном исполнении концептуального диска «Snow», стало самым выдающимся событием фестиваля. Не для меня. Дело в том, что этот альбом всегда казался мне инородным телом в творчестве американцев. Spock’s Beard позвали всех музыкантов, когда-либо игравших в группе!

Семь человек на сцене, включая двух барабанщиков — это не шутка, причём звучало всё действительно великолепно и технически близко к совершенству. Четырехголосные гармонии, три прекрасных вокалиста (Ник Д’Вирджилио поет просто отлично!), неожиданная и приятная вокальная реприза барабанщика Джимми Кигана, забавное барабанное шоу, перешедшее в игру со зрителями… и, конечно, умение Нила Морса контактировать с публикой, которую он в который раз завел просто мгновенно. Своя вокальная часть досталась и нынешнему певцу Spock’s Beard Тэду Леонарду, который заодно играл весь концерт на гитаре.

Под конец была сыграна новая 20-минутная вещь с «The First Twenty Years» — «Falling for Forever». Идеальное исполнение одного из наименее любимых мной дисков группы и солидное завершение первого дня.

День второй. 16 июля. Земные фокусы и космическое бульканье

В полдень на сцену вышла любопытная немецкая группа Seven Steps To The Green Door. Признаюсь, их студийное творчество не слишком увлекло, но в живую группа оказалась гораздо бодрее, чем я думал. Музыка варьировалась от чуть-ли не колтрейновского джаза до практически прог-метала, а работа певца и певицы заслуживает уважения. Очень достойное выступление, надо дать их дискам второй шанс.

Frequency Drift – еще один коллектив из Германии. Опять же достаточно разнообразно, от амбиентных звуковых полотнищ до довольно агрессивных риффов. Самой интересной чертой группы является электрифицированная арфа, пропущенная через обработку – это придает Frequency Drift характерное и необычное звучание, я ничего подобного не слышал нигде раньше. Кроме того, арфистка Нерисса Шварц иногда помогает основателю группы, клавишнику Андреасу Хаку, играя на меллотроне. Единственным, что омрачило выступление, было пение юной вокалистки, которая просто потерялась на сцене и с тоской смотрела на коллег при каждой неудаче. На сцене стоял также терменвокс, и я все ждал, когда он будет пущен в дело, но певица издала на нём за все время лишь несколько звуков. Несмотря на это, публика одобрительно восприняла выступление, всё-таки оно было достаточно оригинально.

Французы Gens De La Lune мгновенно очаровали Лорелей своим экспрессивным шоу. Впрочем, это неудивительно, так как группу основал клавишник легендарных Ange Франсис Декамп. Сам мэтр выглядел совершенно демонически — обрамлённая седыми локонами лысина, выкрашенная красными полукружьями вплоть до глаз, и щегольский черный кожаный плащ до пят.

Группа интересно использовала не самые стандартные инструменты, включая ленточный контроллер, еще один терменвокс (в этот раз много и по делу), гармонь, валторну, таблас и кахон. Замечательное исполнение и мастерство музыкантов, а также спектакль из жизни поэта Леона Дэбюэля, разыгранный на сцене, оставили в моей душе неизгладимое впечатление. Любопытно, что была исполнена версия «Aujourd’hui c’est la fête chez l’apprenti-sorcier» со второго альбома Ange, и публика ее действительно сразу узнала! Вив ля Франс!

RPWL – извините, не люблю и никогда не полюблю этот кружок любителей творчества «Пинк Флойд» из Германии. Конечно, они исполняли каверы своих идолов, а также аж целое попурри из разных проговых нетленок, завершившееся «In the Court of the Crimson King». После концерта один из слушателей спросил меня: «А они играли свои песни вообще»? Ответ – да, играли, но, по-моему, это прекрасно характеризует то, как воспринимается выступление RPWL. Что касается профессионализма, то эту черту у группы не отнять, играют и держатся на сцене они превосходно, а публика их просто готова носить на руках.

Focus – одна из причин моей поездки. Увидеть и услышать Тейса Ван Леера мне хотелось давным-давно, ведь время бежит, и ему уже скоро 70 лет. Конечно, голландец постарел и сильно растолстел, он почти не может петь, но, чёрт побери, он по-прежнему горит на сцене и по-прежнему любим слушателями!

Тeйс все также играет на стареньком, покрытом шрамами «Хаммонде» с соответствующим древним «Лесли», и все также самозабвенно рассекает звуковое пространство звуками флейты, и все также прекрасно звучат «Eruption», «Sylvia», «Focus III», «Hocus Pocus» и «House Of The King». Новые композиции оставили хорошее впечатление, а нынешний гитарист Менно Гутьес вряд ли оставил кого-то равнодушным – истинный мастер! Пьер ван дер Линден в свои 70 всё также убедителен и хорош, и по-прежнему изобретателен. Народ воспринимал Focus просто с восторгом.

Peter Panka’s Jane – признаюсь сразу, я не самый большой ценитель краут-рока, а Jane я слышал давно и ничего не помню из их творчества. Увы, барабанщик Петер Панкас покинул нас, и лишь басист Чарли Маухер остался из оригинального состава, назвав группу в честь своего коллеги. Признаюсь, выступление немцев меня просто очаровало. Настолько замечательного муга вживую я не слышал никогда в жизни, а общий звук спэйс-симфо-прога был удивительно тёплым и по-хорошему винтажным. Также хочется отметить вокал и филигранную игру гитариста Никласа Турманна. Теперь я просто обязан переслушать диски Jane!

Hawkwind – как поют сами британцы, assault and battery on the human anatomy, по крайней мере, на ту часть анатомии, которая отвечает за восприятие звуковых колебаний. Это было громко, грубо, агрессивно, с бульканьем, скрежетом, свистом и воем, как внутри космического корабля, встретившегося с астероидом. Неизменный капитан этого корабля гитарист Дэвид Брок и его штурман, вокалист Мистер Диббс, вряд ли оставили кого-то равнодушным – слабые трусливо бежали от сцены, а любители «Хоквинда», наоборот, сплотили ряды! Я отношусь ко вторым, и это выступление англичанам явно удалось. Были исполнены примерно 2/3 нового диска «The Machine Stops» и старые хиты, включая «Assault And Battery»/»Golden Void», «Spirit Of The Age» и одну из моих самых любимых композиций группы «Hassan-i Sabbah». Третий за день терменвокс атаковал слушателей бескомпромиссными подвываниями, а для создания соответствующей атмосферы на экран проецировались дирижабли, листья конопли, обнаженные пляшущие красотки, детальные фотографии человеческой кожи и прочее, прочее… в общем, трип удался на славу!

День третий. 17 июля. Наследие, своё и чужое

Knifeworld – признаюсь, выступление англичан я предвкушал, ведь нечасто удается в живую услышать если на авант-проговую, то близкую к этому жанру группу, состоящую из участников Cardiacs, Chrome Hoof и Guapo. Увы, меня ждало разочарование – невзирая на участие духовой секции из фагота, баритон- и альт-саксофонов, невзирая на всю оригинальность смеси авант- и поп-музыки, невзирая на несомненный шарм фронтмена Кавуса Тораби, выступление не удалось. Группа смотрелась неуверенно, а голос Кавуса, мягко говоря, вживую не звучал совершенно. Надеюсь, что увижу их еще раз при более благоприятных обстоятельствах и в полном составе – возможно с восьмым участником, вокалисткой, группа воспринималась бы лучше.

Anima Mundi – совершенно замечательное выступление кубинского (да, кубинского!) коллектива скрасило мое огорчение. В последний день тура музыканты выложились до последнего, исполняя свой мрачный и насыщенный симфо-прог. Программа в основном состояла из материала последнего диска «I, Me, Myself» и была принята слушателями просто на ура. Барабанщик исполнял ряд партий на саксофоне, а вокалист, кроме своих прямых обязанностей, подыгрывал на гитаре и синтезаторе. Под конец был исполнен «Cosmic Man» с «The Way», и кубинцы покинули сцену, сопровождаемые овациями.

Lifesigns – группа английских ветеранов, исполняющая достаточно обыкновенный нео-прог. Особенно сказать про это выступление нечего, кроме того, что это было очень профессионально, матёро, местами даже небезынтересно, но всё-таки довольно банально. Музыканты — несомненные мастера своего дела, удачи им!

Magic Pie – мегапафосный, суперпрофессионально исполненный симфо-прог из Норвегии, сдобренный мастерскими вокальными партиям на четыре голоса и почти металлическими виртуозными гитарными соло. Центральной композицией выступления стала почти получасовая «King For The Day» с последнего диска. Все это смотрелось и слушалось несомненно круто, мощно и убедительно, но, к моему удивлению, происходившее на сцене меня не тронуло ни на йоту. Видимо, сказался избыток впечатлений.

Carl Palmer’s ELP Legacy – если бы нужно было определить главное выступление фестиваля, то я бы совершенно однозначно назвал бы выступление группы Карла Палмера. Это был грандиозная по своей сути дань уважения покойному коллеге! Поначалу я не понял, почему в группе не было клавишника, но к середине концерта всё встало на свои места – для Палмера никто не сможет заменить Кита Эмерсона. Молодые гитарист Пол Белатович и басист Саймон Фитцпатрик являются просто гениями своих инструментов — они сумели полностью заменить клавишные. Настолько виртуозную игру редко доводится услышать, а такое убедительную замену клавишных струнными я вообще вижу впервые и не уверен, что увижу еще когда-нибудь. Барабаны стояли не в глубине сцены, как обычно, а на уровне остальных музыкантов, и после каждой композиции Карл выходил к микрофону и рассказывал историю или анекдот о покойном.

Как оказалось, Эмерсон должен был участвовать в этом концерте, и полностью инструментальная программа была составлена и утверждена в соответствии с его пожеланиями. Были исполнены «Karn Evil 9 (First Impression)», «Bitches Crystal», «Fanfares For Common Man», «Hoedown» и многие другие вещи. Особенно хочется отметить сыгранные от начала до конца «Картинки с выставки» Мусоргского и «21st Century Schizoid Man», который ELP играли в начале своего творчества (Саймон исполнил вокальную мелодию на стике). В качестве соло гитарист исполнил композицию Дебюсси, а басист — «Bohemian Rhapsody», причём умудрялся вести три-четыре голоса одновременно. Сам Карл Палмер в свои 66 в великолепной форме. Это настоящий герой прог-рока, если такие существуют. Выступление ELP Legacy было подлинным триумфом и могло бы стать потрясающим завершением вечера, но организаторы решили иначе.

В прошлом году фестиваль закрывал Стив Хаккет с Genesis Revisited. Это было во всех отношениях прекрасно, и, возможно, по этой причине организаторы решили повторить успешный ход. В качестве хедлайнеров была приглашена канадская группа, специализирующаяся на детальном воссоздании старинных шоу Genesis – Musical Box. Сразу скажу, что мне непонятен этот выбор, неужели невозможно было пригласить кого-нибудь из ныне действующих легенд? Я уверен, что слушатели с удовольствием заплатили бы за билет немного дороже, если бы могли увидеть King Crimson, Magma или Yes, и это было бы куда более достойным завершением праздника. Увы, Musical Box сделали многое, чтобы подтвердить мой скепсис. Судите сами – во-первых, звук был одновременно слишком громким и резким. Во-вторых, у музыкантов отсутствует культура выступлений: ничем другим не объяснить постоянный шум в паузах и громкую настройку инструментов во время того как вокалист общался с публикой и извинялся за своих коллег. В-третьих, группа повторяет световые шоу Genesis начала 70-х, и они ожидаемо СКУДНЫ! К началу концерта уже порядочно стемнело, а в течение выступления на амфитеатр опустилась тьма, и разглядеть что-либо на сцене, безусловно, было можно, но не так хорошо, как к этому привыкли современные слушатели. Musical Box сыграли ряд знаменитых вещей, включая «Supper’s Ready», «Return of The Giant Hogweed», «Get Them Out By Friday», «Watcher of The Skies», «The Knife», «Musical Box» (как же без нее с таким названием), а также ряд более редких песен: «Seven Stones», «Harold The Barrel» и даже такие диковины как «Dusk», «Time Table» и «Twilight Alehouse». Единственный, кого хочется отметить в однозначно положительном ключе, так это вокалист Денис Гагье. Он, несомненно, прекрасный артист и глубоко вжился в роль Питера Гэбриела; танец цветка был исполнен идеально. Увы, в тот вечер фестиваль завершился не на самой высокой ноте. Праздник тихо растворился во мраке под звуки «Can Utility And Coastliners», песни, которая как никогда кстати, рассказывает о разочаровании…

Александр ВОЛЬПЕРТ
Фото автора.

Репортажи с предыдущих фестивалей «Night of the Prog»:
http://inrock.ru/live_reports/loreley_2012 (Владимир Импалер, Елена Савицкая)
http://inrock.ru/live_reports/loreley_2014 (Иван Розмаинский)

Общее впечатление

15-07-2016
Loreley Amphitheater
Санкт-Горхаузен (Германия)

Александр Вольперт

Александр Вольперт