King Crimson: 50-летие в идеальном составе
Июнь 27, 2019
Иван Розмаинский (170 статей)
Поделиться

King Crimson: 50-летие в идеальном составе

Европейская серия концертов King Crimson 2019 года охватывает 15 городов, длится чуть более месяца и является частью юбилейного тура в честь 50-летия ансамбля. Два дня, 22 и 23 июня, эта великая без преувеличения группа давала концерты в Неймегене, небольшом городе в юго-восточной части Голландии.

Вот уже пять лет, с 2014 года, King Crimson выступают в составе, включающем трёх барабанщиков. Сейчас это Пэт Мастелотто, Гэвин Харрисон и Джереми Стейси. Последний заменил примерно пару лет назад Билла Рифлина, который сначала перешёл на место «чистого клавишника», а затем, уже в этом году, покинул концертный состав. Теперь основные партии на клавишных исполняет Стейси, но и большинство остальных музыкантов тоже время от времени их задействуют. Это бессменный лидер, гитарист и основной композитор Роберт Фрипп, флейтист и саксофонист Мел Коллинз, басист и стикист Тони Левин, вокалист, гитарист и флейтист Джекко Джекзик.

Концертный зал города Неймеген “De Vereeniging” рассчитан на 1800 человек, предназначен в первую очередь для исполнения классической музыки и, как принято говорить в таких случаях, «забит под завязку»: все билеты давно проданы. При этом подавляющему большинству тех, кто их приобрёл, на вид больше 50 лет, немало людей более чем преклонного возраста, молодёжь почти отсутствует…

«Кримзоны» выступают в два отделения. Первое включает большее количество «позднего» материала, принадлежащего к эпохе 1980 – 2000-х. Новинкой этого тура является исполнение таких произведений как “EleKtriK” (с альбома “The Power to Believe”) и “Frame by Frame” (с альбома “Discipline”). Эти вещи оказываются соответственно в середине и конце первого отделения. “EleKtriK” воспринимается лучше, чем на альбоме, возможно, благодаря использованию трёх барабанных установок, а ”Frame by Frame” начинается так, как будто является ауттейком с “The Power to Believe” – со странного «колокольного» проигрыша. Знаменитый «разговор» двух гитар начинается уже после первой части вокальной партии. Первое отделение начинается барабанным вступлением и такими песнями, как “Neurotica” и “The ConstruKction of Light”, а заканчивается мощной “Indiscipline”, к исполнению которой в расширенном составе слушатели уже привыкли.
Среди всех этих вещей очень привлекательно звучат опусы из раннего или «золотого» периода творчества группы – “Epitaph” и “One More Red Nightmare”. Именно после них звучат самые громогласные аплодисменты. Особенно бурный приём был у “Epitaph” – возможно, самый понятной композиции для широких масс слушателей.

После 20-минутного перерыва начинается второе отделение, в основном состоящее из произведений «золотого» периода (1969–1974 годов): “Cirkus”, “Easy Money”, “Moonchild”, “In The Court of the Crimson King” – шедевры не только рок-музыки, но и музыки вообще. Среди них ещё один сюрприз тура – вещь “Cat Food” с альбома “In The Wake of Poseidon”, не исполнявшаяся группой с 1973 года. Джереми Стейси блестяще справляется с приджазованными фортепианными партиями, равно как и с «меллотроновыми» темами с первого альбома. В итоге «In The Court of…» прозвучал почти целиком.

Завершает второе отделение “Level Five”, самая тяжёлая вещь с “The Power to Believe”. Зрители благодарят музыкантов мощнейшей звуковой волной аплодисментов, и становится ясно, что концерт ещё не окончен. Группа два раза выходит на бис.
Первый – бессмертная “Starless”, во время исполнения которой сцена тонет в красном свете (вспомним, что эта композиция с альбома “Red”). Возможно, лучшее произведение, созданное человечеством в XX веке… При этом каждое исполнение чем-то хоть немного отличается от всех остальных. Не исключение – и версия, прозвучавшая 22 июня в Неймегене. Второй бис – “21st Century Schizoid Man” с уже вошедшим за пять лет в традицию барабанным соло Гэвина Харрисона. Мощнейший финал концерта!

В общем, если ли у вас есть ещё возможность попасть на концерт King Crimson в рамках юбилейного тура, будь то в Европе, США или Латинской Америке, ни в коем случае не упускайте этот шанс! Как ни странно, сейчас King Crimson сильнее, чем когда-либо, и нынешнее «воплощение» Малинового Короля – лучшее за всю историю ансамбля! Это особенно поразительно в то время, когда одни рок-«динозавры» (Yes, Uriah Heep) вызывают сомнения в аутентичности, другие (ELP, Gentle Giant) – уже никогда не соберутся снова. Благодаря трём виртуозным барабанщикам многие вещи «золотого» периода звучат более драйвово и мощно, чем в 1970-е (“Easy Money”, “One More Red Nightmare”, “Starless”). С другой стороны, холодные и «чрезмерно интеллектуальные» произведения поздней эпохи становятся теплее и чувственнее. В первую очередь – благодаря духовым Мела Коллинза (“The ConstruKction of Light”, “Level Five”).

Таким образом, нынешний состав способен практически идеально исполнить вещи почти любого периода истории группы. Одна из причин – уникальность таких музыкантов, как Фрипп, Коллинз и Левин. Композиции Фриппа и его коллег являются настолько многозначными, многосторонними, полифоничными и полиметричными, что их глубина и смысл лучше всего раскрываются в форматах септета или октета, а не более традиционных для рок-музыки квартета или квинтета. То, что творят сейчас музыканты King Crimson на сцене, объединяет лучшее в роке и академической музыке и представляет собой настоящее высокое искусство. Но сколько ещё времени продлится это чудо – неизвестно…

Сетлист. Первое отделение: Hell Hounds of Krim, Neurotica, The ConstruKction of Light, Epitaph, Interlude, EleKtriK, One More Red Nightmare, Discipline, Frame by Frame, Indiscipline. Второе отделение: Drumzilla, Cirkus, Cat Food, Easy Money, Moonchild (с сольными каденциями), The Court of the Crimson King (включая коду), Radical Action II, Level Five. Бис: Starless. Бис 2: 21st Century Schizoid Man (включая барабанное соло Гэвина Харрисона).

Иван РОЗМАИНСКИЙ
В качестве иллюстраций использованы фотографии Тони Левина из его турового блога:
https://tonylevin.com/road-diaries/king-crimson-2019-europe-tour/nijmegen-shows

Общее впечатление

22 июня 2019 г.
"De Vereeniging", Неймеген, Голландия

Иван Розмаинский

Иван Розмаинский