Judas Priest: Прощальная проповедь
Foreign,heavy metal,Judas Priest,Stadium Live,Москва «Эпитафия» – прощальное турне Judas Priest. Год назад ветераны рока заявили, что расстаются со сценой. Заявление это потом обросло, как договор о банковском кредите, множеством примечаний мелким и очень мелким шрифтом.
Одна звездочка – группа «завязывает» только с концертами, в студии же работать по-прежнему будет. Две звездочки – Judas Priest сыграют прощальное турне, одиночные же концерты возможны и в будущем. Три звездочки – это будет прощальное мировое турне, что не отменяет вероятности немировых турне… Хотя что тут говорить – недавно Москву в очередной раз посетили Scorpions, эти непревзойденные мастера прощаться, но не уходить.
Хотя, я думаю, большинство тех, кто пришел на концерт, сделало бы это и без всяких громких заявлений. «Прист» – легенда, они были в России лишь однажды, уже семь лет назад, пора и соскучиться. Словом, в этот раз огромный зал «Stadium», бывший ракетный ангар, наконец-то дождался группы себе по масштабу. К началу выступления он был заполнен почти полностью. И за время, прошедшее с концерта Ингви Мальмстина, зал стал несколько покомфортнее – и в плане звука, и общей организации.
Те, кто пришли в «Stadium» чуть раньше, увидели большой скрывающий сцену черный занавес, слегка отогнутый в левом углу. В прогале виднелись несколько коробок, за которыми вовсю старалась нелепого вида барышня необычной профессии – метал-диджей. Вооруженная парой вертушек, она то и дело доставала из сундучка какой-нибудь винил, показывала его публике – мол, всё по-настоящему, – и ставила очередной рок- или метал-хит. «War Pigs», «Highway Star», «Doctor Doctor», «For Whom the Bell Tolls», «Angel of Death» – под каждую она начинала неистово рубиться и изображала такой экстаз, будто слышала эту «классику рока» впервые в жизни. Изображать получалось прескверно, и зал почти не реагировал. Хотя послушать знакомые вещи на стадионной громкости, безусловно, познавательно.
Этот странный ритуал поклонения очевидностям продолжался до девяти вечера, потом зазвучало интро, и занавес подсветился изнутри, так что на нём отчетливо загорелись красным буквы – «Epitaph». Затем полотнище упало вниз, и началась церемония прощания с рок-легендой. Правда, «ветеранам» слегка «подкузьмил» второй гитарист группы Кей Кей Даунинг, бессменный ее участник, который в прошлом году зачем-то ушел – будто не мог дотерпеть до конца! Сменой ему стал молодой Ричи Фолкнер, на вид – настоящий клон своего коллеги Гленна Типтона, такой же растрепанно-хайрастый блондин в коже и клепках. Под стать им – басист Ян Хилл, на огромном помосте – Скотт Трэвис. А уж про Роба Хэлфорда и его сценический образ можно слагать былины.
Считается, что возраст рока – ранняя юность, а потом артисты стараются просто сохранить получше себя тогдашних. Парадокс, но многие рокеры как раз к старости лет достигают наконец образа, который создавали в своей музыке еще в юности. Седой аристократ Гэри Брукер, изборожденный морщинами волшебник Кен Хенсли, смутьян и неряха Дэн Маккафферти, звездочет Ронни Джеймс Дио, и Роб Хэлфорд – правильно, священник!
Посмотрите, как он важно вышагивает по сцене в расшитой блестками мантии – нет, не бегает, не машет руками, стараясь завести зал – просто стоит, чеканя фразы, резким жестом подносит к себе микрофон, размахивает своим огромным трезубцем-подсвечником. В какой-то момент мне даже показалось, что Роб перекрестился – но это могло быть просто игрой света и тени.
Шоу – всё, что просит душа металлюги: огненные всполохи, дымовые пушки, разноцветные лучи лазеров, брызги фейерверка из того самого трезубца, огромный экран с картинками у Хэлфорда за спиной. И фирменный мотоцикл в финале. Словом, тонна пафоса – но почему-то в исполнении Роба и компании он совсем не отталкивает. Может, потому, что Хэлфорд – отличный актер, он прекрасно отыгрывает все свои роли, при этом оставаясь где-то над ними, не позволяя себе буквальной интерпретации а-ля Manowar.
«Здравствуй, British Steel», – обращался он к обложке альбома «British Steel» на экране у себя за спиной. – «А ведь мы тебя сделали!»
Музыка, сет-лист, звук – мнения по этому поводу могут быть (и будут) очень разными. Да и сама группа Judas Priest словно распадается на два разных коллектива – фэны могут принимать один и быть безразличными к другому. С одной стороны – вещи типа «Metal Gods», из которых потом вылупился «тру-метал»; все попытки группы играть по правилам восьмидесятнического глэм-метала, подражания Kiss на рубеже 80-х. С другой – красота, эпичность, спид-металлический драйв, пронзительная горечь Хэлфорда-лирика… В нынешнем выступлении было порядком и того, и другого.
Звук постепенно выправился, драйв проклюнулся где-то к трети концерта, когда они играли «Victim of Changes». Следующая вещь, «Never Satisfied» с первого (!) альбома, просто вбила в пол – настолько мощно, драйвово, с ощущением медленно накатывающегося танка, они сыграли эту песню. То, что было на альбоме, воспринимается только как бледный ее набросок… А вот идеальная в записи «The Sentinel» «живьем» превратилась в трудноузнаваемую скороговорку…
Венцом концерта стали, ожидаемо, два бессмертных хита, которые разделяет десяток лет – «Breaking The Law» и «Painkiller». В первой Хэлфорд после краткого вступления просто развернул микрофон к публике и далее разговаривал с ней лишь на языке жестов. Народ такого оборота событий не ждал – текст наизусть целиком? да что вы! – и внятно пел только припевы. «Painkiller» же отгрохотала на пределе возможного – и Хэлфорд был, кажется, абсолютно в форме, свободно исполняя самые трудные моменты. Внутренний голос, думаю, шептал то же самое всем, кто был в этот момент в зале: «Ну же, запоминай ощущения! Что ты потом будешь внукам рассказывать! Настоящие Judas Priest и настоящий Хэлфорд играют живьем «Painkiller»!»
Я нажал на спуск воображаемого фотоаппарата – впереди, в центре сцены, скрючившись, в дыме и лучах прожекторов, стоял Хэлфорд, раскрыв руки, словно огромная черная ворона, с кожано-блестящей бахромой оперения, и производил какие-то совершенно уже нечеловеческие визжаще-чихающие звуки. Крик этой гигантской птицы, многократно усиленный, искаженный до хрипа, возносился до потолка и бился о стены…
Потом было уже скучнее – долгий гитарный джем во время «You’ve Got Another Thing Coming», и третьим, финальным бисом – «Living After Midnight». Ритуал прощания состоялся, внукам будет что рассказать – спасибо Архипеснослову Бирмингемскому Роберту Хэлфорду и всем-всем «Пристам».
18 апреля 2012 г.
Москва, клуб «Stadium Live»
Stadium Live
Сет-лист: Battle Hymn (Intro) / Rapid Fire, Metal Gods, Heading Out to the Highway, Judas Rising, Starbreaker, Victim of Changes, Never Satisfied, Diamonds & Rust, Dawn of Creation / Prophecy, Night Crawler, Turbo Lover, Beyond the Realms of Death, The Sentinel, Blood Red Skies, The Green Manalishi (With the Two Pronged Crown), Breaking the Law, Drum solo / Painkiller. Бис 1: The Hellion / Electric Eye. Бис 2: Hell Bent for Leather, You’ve Got Another Thing Comin. Бис 3: Living After Midnight.
Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Екатерина Межекова.
Благодарим Романа Унгуряну (клуб «Stadium Live») за аккредитацию.
Опубликовано в InRock №53.