Джон Маклафлин: Погружаясь в четвертое измерение
Нынешний приезд маэстро Джона Маклафлина – уже второй с джаз-роковой группой 4th Dimension и как минимум четвертый – если считать концерты с «индийским» проектом Remember Shakti. Правда, предыдущее выступление с 4th Dimension, случившееся два года назад в элитном зале «Барвиха Luxury Village», по понятным причинам смогли посетить не многие.
Поэтому нынешний сейшн в Доме Музыки стал поистине «концертом для народа», хотя и здесь совершенно безо всякой охраны можно было заметить и известных поп-звезд, и медийных личностей, и прочих очень важных персон.
«Видео- и фотосъемка запрещена» — сообщали юноши и девушки в униформе всякому входящему в зал. Понятно, что Маклафлин не хочет, чтобы всевозможные «мыльновидео» тут же утекали в «Youtube», ведь сам маэстро к качеству записи относится очень щепетильно, и к тому же недавно выпустил «живой» альбом. Странно только, что запрет коснулся и профессиональных фотографов – может быть, щелканьем своих камер они нарушили бы атмосферу концерта? Как бы то ни было, смотрителям то и дело приходилось пробираться сквозь ряды, чтобы потребовать от того или иного нерадивого посетителя выключить мобильник и стереть получившиеся кадры. Между тем менеджер группы время от времени выходил на сцену и делал снимки музыкантов и зала. Ну и где, скажите мне, справедливость?
Сам мэтр, статный седовласый джентльмен чрезвычайно приятной наружности, горячо приветствовал русскую публику. Дать Маклафлину его 72 года невозможно – одна лишь белозубая улыбка молодит лет на 10! Игра его по-прежнему безукоризненна – каждый пассаж, фраза, гитарный «лик» на своем месте, словно изящный росчерк пера. При этом внешний «сетап» маэстро довольно скромен: одна гитара, ни одного комбика на сцене (а вы припомните гитарного героя, игравшего бы «в линию»?!), довольно лаконичный набор «примочек» и минимальные изменения тембра. Почти весь концерт на одном «гуттаперчево»-зуммерном звуке, характерном для фьюжна и джаз-рока – и никакой от него усталости. Поистине, в этот звук что-то подмешивают – хочется слушать его еще и еще!
Группа 4th Dimension, с которой Маклафлин, к радости многих поклонников, вернулся к джаз-роковой ипостаси, состоит из суперзубров и мегапрофессионалов своего дела: темнокожего франко-камерунского бас-гитариста Этьена М’Баппе, индийского ударника Ранджита Барота и британского клавишника Гэри Хазбэнда. Маклафлин с удовольствием уступал им пальму первенства, в буквальном смысле отходя в тень во время соло своих коллег, чем те беззастенчиво пользовались. Особенно преуспел в этом М’Баппе, который сразу же выдал целый набор фишек от головоломных пробегов по всему грифу до скоростного слэпа, так что уже в начале концерта закрался вопрос: а что же он будет делать дальше? А дальше Этьен продолжал в том же духе, только еще быстрее, громче и нахрапистей, так что создавалось даже ощущение некоторой избыточности. Ну что ж, надел перчатки (а М’Баппе всегда выступает в черных нитяных перчатках, такой вот у него прикол) – полезай в кузов…
Другие тоже от него не отставали – Хазбэнд экспрессивно импровизировал на двух «Нордах» и иногда садился за вторую ударную установку (ведь он еще и прекрасный барабанщик). А Ранджит Барот оказался еще и замечательным певцом – именно его высокий лид-вокал прозвучал в таких песнях, как «Light at the Edge of the World» и «The Creator Has a Master Plan»; обе – медитативные философски-просветленные вещи авторства американского джазмена Фэроу Сандерса. Но, конечно, основу сета составили «навороченные» джаз-фьюжновые композиции из альбомов 4th Dimension, а также более ранние вещи Маклафлина и сольные пьесы участников коллектива, например, тяжелая риффово-психоделическая вещь «Sulley» Гэри Хазбэнда. Несмотря на то, что каждый инструменталист был готов импровизировать бесконечно, вместе они составляли превосходный ансамбль, которым управлял, несмотря на внешнюю скромность, сам маэстро. А о безупречной отточенности этого ансамбля свидетельствовал тот факт, что в одной из пьес эхообразное повторение фраз у гитары и клавишных я приняла за… лупер: настолько четкой и выверенной по времени и фразировке была эта взаимная имитация!
Концовки обоих отделений концерта были построены единообразно: Гэри пересаживался за ударные, давая возможность Ранджиту играть более свободные ритмы, подражая при этом голосом звучанию табла. В общем, без экскурсов в индийскую музыку всё равно не обошлось! Впрочем, во второй раз эти этноджазовые скетчи показались слегка затянутыми. В самом финале публику ждал приятный сюрприз: после некоторых мучений со всеобщим отхлопыванием ритма на 5/4 группа исполнила знаменитую композицию «You Know You Know» из альбома «The Inner Mounting Flame» Mahavishnu Orchestra. И это был полный экстаз, которого ждали! Вещь, которая в оригинале кажется затаенной и тревожной, в живом исполнении прозвучала мощно и призывно. Меломаны наконец-то получили возможность встать со своих мест и вручили каждому участнику группы по огромному букету. А после концерта маэстро совсем демократично раздавал в холле ММДМ автографы, и каждый, получивший заветный росчерк, теперь может хвастаться потомкам: да, эта закорючка – настоящая, а не какая-то там, купленная на выходе у пронырливых девочек с липовыми фотками за баснословные деньги.
Елена САВИЦКАЯ
Благодарим Варвару Трофимову и Ульяну Миронову за аккредитацию. Фото — официальный сайт артиста.
Наш репортаж с концерта Remember Shakti в 2012 году:
http://inrock.ru/live_reports/john_mclaughlin_2012
…и с концерта Fourth Dimension в том же 2012-м:
http://inrock.ru/live_reports/mclaughlin_2012