Lizzy Borden: Машина времени
Дикая смесь глэм-рока и металла старой школы, с нотками Хэлфорда и Дикинсона в голосе вокалиста и со сценическими образами в лучших традициях глэм-рокеров… Всё это – культовая американская хэви-группа Lizzy Borden, отметившая в прошлом году 30-летие.
Их московский концерт стал настоящей машиной времени, которая помогла, пусть на один вечер, перенестись в невероятную эпоху господства рок-музыки.
Сложно сказать, беда ли это российского промоушена, но очень уж любят у нас, что называется, «помариновать» зрителя. Концерт никогда не начинается в заявленное в билете время, и, какой бы любимой ни была команда, длительное ожидание раздражает. А когда на сцену выходит команда разогрева, не имеющая ничего общего с Lizzy Borden, это задевает чувства истинных поклонников. Во всяком случае, надеяться на жаркий прием «разогревающим» не приходится.
Хотя московская команда «Gunshot Bride», открывавшая воскресный концерт, если абстрагироваться от личных предпочтений, справилась со своей задачей на «отлично». Драйвово, задорно, рок-н-ролльно. И, что немаловажно, при полном внешнем равнодушии присутствующих, «Gunshot Bride» так «перлись» от музыки и своего выступления, что в итоге «заслужили» и аплодисменты, и одобрительные возгласы, цитировать которые здесь не позволяет цензура. Кому-то такой «разогрев» показался неподходящим, но в материале московских музыкантов всё же чувствуется влияние западных рок-групп 80-х. Особенно ярко это проявляется в соло-партиях гитариста Антона Соколова. Ну, а то, что фронтвумен коллектива Саманта Рокуэлл позволяет себе «порычать» в духе Сандры Назич, лишь придает общей картине колорита. Отдельный респект за песню «Cowboy (That’s My Kind Of Man)». Музыка действительно качает. А не это ли требуется от «разогрева»?
Переходим к самому интересному. Привезти группу такого формата, как Lizzy Borden — это целое событие, даже несмотря на тот факт, что и Kiss, и Элис Купер, с которыми так часто в один ряд ставят Грегори «Лиззи» Харджеса и его команду, уже радовали российских поклонников своими концертами.
Итак, после томительного ожидания и «разогрева» на сцену вынесли две ширмы с логотипом группы. Засветились и задымились кресты, установленные по краю сцены. А ещё через несколько минут, в темноте появились ударник Джоуи Харджес и гитарист Айра Блэк, не так давно вновь присоединившийся к коллективу и заменивший молодое дарование по имени Дарио Лорина.
Lizzy Borden начали свое представление с песни «Master Of Disguise» с одноименного альбома 1989 года. Следует отметить, что в целом ставка была сделана на материал с пластинок 80-х годов, с которым когда-то калифорнийские музыканты и заявили о себе миру. С тех пор много воды утекло. И состав, и музыкальная направленность группы претерпели ряд изменений. Но братья Харджесы снова в строю, и вместе с бас-гитаристом Мартином Андерсоном и гитаристом Айра Блэком «дают металл» по всему миру.
Следующим номером программы стала «Notorious» с пластинки «Menace of Society». А затем Лиззи и Ко снова вернулись к «Master of Disguise», чтобы «зарубить» «Roll Over and Play Dead». Невозможно не отметить, что Грегори Харджес находится в отличнейшей вокальной форме, беспрестанно играет с публикой и обменивается своей бешеной энергетикой с каждым присутствующим. Он прекрасно видит, кто поёт, кто показывает ему виниловые пластинки Lizzy Borden, как российские любители тяжелой музыки реагируют на его действия. По уровню вовлеченности в процесс фронтмену не уступают ни Мартен Андерсон, ни Айра Блэк. Последний способен покорить вас не только непревзойденным исполнительским мастерством и бешено вращающимися глазами, но и великолепным хайром. А каждое соло Блэка – отточенное, техничное, яркое и очень эмоциональное. У этого музыканта горят глаза, и как он не пытается наводить вселенский ужас внешним видом и поведением, Айру «выдает» очаровательная улыбка…
Задав ритм металлической вечеринке, Lizzy Borden переходят к «Eyes of a Stranger» – песне с альбома «Visual Lies», благодаря которому американских рокеров причисляют отчасти к глэму. С этой пластинки в сет-лист также имеется и композиция «Me Against The World». Мелодичные, в каком-то смысле даже хитовые, эти песни в большей степени возвращают нас в ностальгическую эпоху «начёсов», лосин и секса.
Где-то в середине сета Лиззи уступил сцену Мартину, чтобы тот исполнил басовое соло. И сделал Андерсон это просто виртуозно. Гитарное соло – обычная «тема» во время рок-концертов. А вот когда бас-гитарист берётся за дело – тут есть чему подивиться. Чуть позже на сцену выскочил Блэк и тоже добавил огонька, провоцируя публику активнее и громче поддержать Андерсона.
Далее последовал блок из материала 2000-х, разбавленный драйвовым исполнением кавера Rainbow «Long Live Rock’n’Roll». Тут уж никого нельзя было удержать на месте. И руки всех присутствующих дружно устремились вверх, показывая «козу».
Самым зрелищным стало действо, сопровождавшее песню «There Will Be Blood Tonight». Лиззи и его таинственная спутница в маске спустились со сцены и позволили всем желающим приобщиться к кровавому ритуалу: можно было омыть руки в ведерке с кровью или же стать обладателем кровавого отпечатка на собственной щеке. Сколько радости и искреннего восторга было в глазах взрослых мужчин и женщин, перемазавшихся в «крови» – не передать никакими словами!
Закончив свои «темные» дела, Лиззи и остальные музыканты исполнили два металлических гимна: «Me Against The World» и «American Metal». Все было хорошо, но безусловно, мало. Не самая густая, но очень благодарная публика требовала от своих кумиров ещё песен. И, наконец, на сцену вышел Джоуи Харджес и выдал барабанное соло. Вдоволь наигравшись с публикой, хэтами, тарелками, «томами» и бас-бочкой, Джоуи и присоединившиеся к нему коллеги «зарядили» «Red Rum», заставив своих поклонников в очередной раз неистово трясти головой, прыгать и активно подпевать.
Пару слов хочется сказать о звуке: он приятно порадовал. Хорошо прослушивался бас, глубокий, низкий и очень внятный. Гитарные соло и риффы Блэка стремительно неслись со сцены, каждая маленькая нотка и скоростной пассаж выгодно выделялись на фоне густого баса и ударных. Кроме того, Айра Блэк подпевал низким рычащим вокалом, который также можно было различить на общем фоне. Что касается Лиззи, то он активно играл с голосом, показывая все богатство своего вокального аппарата: высокие частоты не резали слух, а низкие также отлично прослушивались.
Несмотря на камерность самого действа, шоу было отлично поставлено, и «Lizzy Borden» были, что называется, в своем репертуаре. Конечно, девушки в нижнем белье из ящика не вылезали, и корсета Грегори Харджес ни с кого не снимал. Однако, это не сделало представление менее зрелищным: бита, топор, окровавленные лохмотья, маски и грим – всё как положено. Чего стоила маска с тремя лицами, в которой эпатажный вокалист явился публике в самом начале шоу. Не ленился Лиззи и переодеваться – то в черный балахон с капюшоном, то в дырявую бордовую мантию а-ля «только что из гроба».
Lizzy Borden примечательны тем, что, выбрав в качестве названия группы имя реально существовавшего и весьма странного персонажа, на протяжении всего своего творческого пути остаются этому образу верны. Да, глэм-роковая направленность сменилась солидным полновесным металлом, но соответствие текстов песен, антуража и сценического действа – это ещё одна из причин, по которой Lizzy Borden так любимы своими поклонниками.
Историческую важность прошедшего мероприятия и свое уважение ко всем пришедшим, музыканты «Lizzy Borden» дополнительно подчеркнули и тем, что сразу после выступления остались раздавать автографы и фотографироваться со своими поклонниками. И даже немногочисленность аудитории не расстроила их – напротив, в Москве они даже сыграли на одну песню («Give’em the Axe») больше, чем, скажем, в Италии.
А ещё Грегори Харджес показал, что настоящая музыка не имеет ничего общего с политическими играми, когда вышел «на бис», облачившись в американский и российский флаги. Хочется верить, что металл-бэнд из Калифорнии ещё вернётся в Россию с новым альбомом, а пока будем наслаждаться приятными воспоминаниями об их воскресном перфомансе.
Олеся ПЕТРОЧЕНКОВА
Фото: Екатерина Гучок
Благодарим Олега Коленду и всех Delta Meking Concerts за аккредитацию.