Апрель 16, 2014
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Jelonek: Танец с саблями

Jelonek,ККЗ Москва,Москва Единственный концерт польского скрипача-виртуоза Михала Йелонека и его группы Jelonek прошёл в клубе «Москва Hall» 11 апреля. Выступление было потрясающим – те, кто пропустил концерт, теперь кусают локти.

Программу открывала московская группа Arida Vortex, которую одобрил лично маэстро. Ребята из Arida Vortex отыграли свой 40-минутный сет на одном дыхании. Зал пел вместе с земляками.

Сразу после Arida Vortex начал своё выступление Йелонек. На сцене из клубов дыма появился таинственный человек в чёрном плаще и капюшоне. Незнакомец сказал: «Дорогие дамы и господа, добрый вечер! Мы рады приветствовать вас на концерте магистра неоклассики. Встречаем – Йелонек!». Зал одобряюще заулюлюкал. Таинственный незнакомец так же неожиданно исчез в клубах дыма, а на большом экране появилась рогатая эмблема Йелонека и зазвучала грустная и прекрасная мелодия из «Old Sorrow», которая неожиданно перешла в мощные аккорды «ViolMachine». Дым рассеялся, голубой свет на сцене стал кроваво-красным, и перед зрителями появился сам мастер скрипки в своей знаменитой рогатой каске и его команда.

Arida Vortex

«Здравствуйте, Москва!» — крикнул Михал… и понеслось. Живописный гитарист Лешек «Jebik» Ковалик и не менее живописный басист Мариуш «Maniek» Андрашек вместе с маэстро зажигали публику весь концерт. Клавишник Кшиштоф «Krzysiu» Осияк тоже не отставал. В общем, музыканты на полную выложились перед искушённой московской публикой. Они не только безукоризненно отыграли свои партии, но по-настоящему «зажгли», показали шоу-программу. Сыграв первую композицию, Йелонек снял свой шлем и поклонился. Дальше зазвучал знаменитый концерт «Времена года» Антонио Вивальди, точнее, его первая часть — «Зима». Естественно, в обработке Йелонека. Михал не стоял на месте, он танцевал, притоптывал, общался с залом, впрочем, как и остальные музыканты его группы.

Закончив с Вивальди, Йелонек заговорил со зрителями на русском языке. Он искренне сказал: «Извините меня, пожалуйста! К сожалению, мой русский очень плохой, мой русский язык». Но весь концерт Михал, хоть и путая слова и спрашивая у публики подсказки, говорил на «великом и могучем». Это было так трогательно и так понятно! Уверена, что Москва это оценила и запомнила. Хотя и по-польски было бы тоже всё понятно, о чём, к его радости, не преминули тут же сообщить из зала. «Я учу русский язык», — добавил Михал. И ребята погнали «Mosquito Flight», или как было написано в сет-листе музыкантов — «Komar». Неожиданно полёт комара оборвался, и зазвучали наши незабвенные «Подмосковные вечера» Соловьёва-Седого. Играла одна скрипка. Зал взорвался аплодисментами и дружно запел. Потом маэстро сымпровизировал и умело вернулся к «Полёту комара». Следом зазвучала чудесная изумительная «Romantic Revenge». Одинокая скрипка плакала, звучали Баховские гармонии, настоящая классика пронизывала душу. А потом вступила группа и внесла в жизнь одинокой скрипки свою пульсацию. Но грусть и красота никуда не делись, а стали ещё пронзительнее и острее. А потом скрипка снова осталась одна со своим эхом. Было волшебно. «Здесь, для вас, для Пушкина!», — сказал Михал и трогательно прижал руку к сердцу.

Потом Йелонек немного запутался в русском и добавил пару английских слов. Но все было к месту, так как зазвучал хит Джими Хендрикса «Voodoo Child». Здесь запел басист Манек. На втором куплете сцену снова окутал дым, в котором растворился маэстро Йелонек. Столь же неожиданно скрипач появился из туманного облака уже с плюшевым оленёнком в руках, которого, кстати, подарила перед концертом я. Он посадил оленёнка на монитор, и Бэмби (так как это был именно Бэмби из мультика) так и оставался там до конца. Но, думаю, оленёнок был совсем не против компании и игр.
«Москва, это был Джими Хендрикс! Джими, это Москва! Хелло, Джими!»,- сказал после композиции Михал и помахал смычком в небо, приветствуя Хендрикса. Затем он продолжил: «У вас есть Гоголь, который написал про Вия с такими глазами. Это песенка про него». И заиграл «A Funeral of a Provincial Vampire». Начало композиции было похоже на похоронное шествие, но дальше маэстро кокетливо подпрыгнул в одну сторону, затем в другую, потом ещё и еще раз, и стало как-то веселее. Ведь похороны — вампира, а вампиры живут вечно. Можно и пококетничать.

Дальше Йелонек переквалифицировался из просто скрипача-виртуоза в скрипача-массовика-затейника или тамаду (как вам будет угодно). Он решил завладеть вниманием зала и ни в коем случае не дать никому заскучать. Для этого он разделил публику на две части и заиграл 24-й Каприс Паганини. «Вы готовы?», — закричал Михал. И тут началось — стенка на стенку, начался настоящий цивилизованный «слэм». Это ещё больше завело уже и без того разгоряченную публику. Плюшевый Бэмби тоже поучаствовал в этом цивилизованном «безобразии».) «Всё хорошо?», — поинтересовался маэстро после «побоища». «Да, хорошо!», — дружно ответил зал. «А теперь мы отдыхаем», — провозгласил Йелонек и заиграл «Akka». Лирическая волшебная композиция уносила далеко, звёздный экран снова опутывал цветной дым.

«А теперь будет песенка о зубах вампира!» — неожиданно после такой сказочно красивой композиции заявил весельчак Михал и пошёл по сцене, осторожно опираясь на смычок как на палку. Зазвучал «B.east». Музыканты снова были в ударе, басист — пел и дирижировал подпевающим ему залом.
«У меня к вам вопрос», — снова озадачил зал скрипач-затейник. И заиграл «Песенку крокодила Гены» («Пусть бегут неуклюже») В. Шаинского. Вот это был сюрприз! Зал сначала молчал от неожиданности, а потом дружно запел. Затем запел и сам маэстро! И как жахнул дальше всей мощью инструментов своей группы. Было весело! Песни и пляски сводного хора на тему крокодила Гены. «А дальше будет тоже песенка о зверятах. О тараканах», — сказал Михал. «Cockroaches Empire» была очень удалой.

«А теперь будет вечеринка!», — заявил Михал и заиграл «Fight For Your Right (To Party)» Beastie Boys. Маэстро отложил скрипку, клавишник вышел из-за «Корга». В руках у них были большие хлопушки, которые обсыпали весь зал цветными листочками. Веселье было в разгаре. Все пели.
Дальше была «MachineHat» авторства Михала Йелонека. Неповторимый почерк маэстро, своеобразные, только ему присущие краски и интонации. Потом снова появился скрипач-затейник, который разделил зал на мальчиков и девочек и заставил их кричать по очереди — кто громче. «А теперь диско», — сказал маэстро и заиграл знаменитый кавер Boney M «Daddy Cool». Клавишник надел чёрный парик с фонариками и периодически выбегал из-за клавиш к своим коллегам позажигать. Гитарист и басист пели.

«Москва, а это вот порадок», — сказал Михал и взял в руки плюшевого оленёнка. «Подарок!», — поправили из публики. «Да, подарок от Юлии», — нажал на оленёнка Михал, и тот выдал ему считалочку по-русски и выбрал Михала водой. «Я не знаю, что он сказал, но это Демон», — признался Йелонек и изобразил, как должен рычать Оленёнок-Демон. Но, конечно, пришлось Михалу водить опять. А как же – теперь уже не обойтись без скрипача-затейника. Маэстро снова заставил зал включиться в работу — на этот раз размахивать саблями. Вместо сабель были руки, но это всё равно, что сабли. «Как князь Игорь!», — вынес вердикт Йелонек. И понеслось! Знаменитый «Танец с саблями» Арама Хачатуряна окончательно влюбил московскую публику в польских музыкантов. Зал махал саблями и пел. После мощного Хачатуряна не выдержал конский волос на смычке. Йелонек откусил оборвавшиеся волосы, на что ему тут же пожелали «приятного аппетита». Он вежливо поблагодарил и продолжил «марлезонский балет» — «Elephant’s Ballet» («Балет слона»). Гитарист с басистом были танцорами. У них даже очень хорошо получалось. Почти «Лебединое озеро»!
«А теперь мы работаем змеёй!», — продолжал свою развлекательную программу наш весёлый скрипач-затейник. «Мы будем играть, а вы будете…», — музыканты построились паровозиком за Михалом и проскакали по сцене, изображая змею. Зрители охотно построились друг за другом, и змея дружно поползла, а вернее побежала внизу у сцены под звуки увертюры Россини из Вильгельма Телля. Темп был просто потрясающий! Затем змея села (так ей велел сделать скрипач-затейник), а потом снова пошла гулять по залу.

«Москва, спасибо! Большая честь играть для вас!» — сказал Йелонек. И заиграл свой изумительный классический «BaRock». В конце на зрителей полетел серебристый дождик.
Музыканты поклонились и ушли. Но зал скандировал: «Ещё, ещё, ещё!» И они вернулись. Басист Мариуш запел: «Спасибо, спасибо, спасибо!», и группа подхватила его слова звуками. Йелонек снова вышел в рогатом шлеме. «Так как мы недавно вернулись из Мексики, то вот вам «Tequlia» (кавер группы «The Champs»)». А потом сразу «Vendome 1212». Это был бис. Зал и музыканты были на одной волне. Жаль, что всё когда-то заканчивается.

Но и в третий раз вышел Йелонек на сцену — уже вместе с организаторами и промоутерами концерта. Фотографии на память на фоне зала — и снова незабвенная «Песенка крокодила Гены».
А в четвёртый раз Йелонека и Ко можно было встретить на раздаче автографов и фотосессии с поклонниками тут же после концерта. Кажется, все остались довольны и счастливы. С надеждой на новые встречи в Москве с весёлым маэстро и его красивой и заставляющей думать музыкой.

Юлия КАЛАШНИКОВА
Фото – Катерина Гучок.
Благодарим Евгения Виноградова за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер