Ива Нова: Подарки на день рождения
Сентябрь 23, 2019
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Ива Нова: Подарки на день рождения

Первое, что в этот вечер бросилось в глаза по выходу из метро «Китай-город» – обилие людей, которым около двадцати или слегка «за». Все они концентрировались у «Китайского лётчика». Невольно подумалось: «Неужели аудитория героинь вечера так изменилась»?

Однако уже в клубе узнал, что «молодняк» собрался на вечеринку цикла «Moscow Music Week», проходившую на веранде клуба. Глянул на афишу. Имена участников — «Бенгальские подонки», «Ритуальные услуги», «Универсамчик», «Хозяйственное мыло» и Merzota — не сказали ни о чём, но заставили задуматься: а вдруг я, старея, пропускаю нечто важное, раз на них собралась такая толпа!? И у каждого из пришедших на челе печать продвинутости, причастности к некоему таинству. Взял вышеупомянутые имена на заметку.

 

Целью же моего появления в клубе было празднование 17-летия группы «Ива Нова». Концерт им зарядили на 21:00. Вовремя, конечно, ничего не началось: макияж, переодевания (группа-то женская), народ подтягивался лениво и как-то не спеша. Зал «Китайского лётчика» делится на два сегмента, тот, где находится бар, отделён от того, где проходят концерты, стеной, и к половине десятого в зале со сценой публика ещё не заняла все места за столиками. Однако к моменту, когда зазвучало интро альбома «Уба Хоба», а случилось это в 21:45, все столики были «обжиты», и ещё человек пять, которым мест не хватило, расположились на полу. Неужели так мало любителей заводного, хотя и немного авангардного фолк-панка «Ива Новы»? Да эти зрители и половины танцпола не заполнят…

 

Такими нервными были мысли, но волнение ушло, едва зазвучало вступление. Сначала — фонограммное, затем продолженное вживую именинницами. Звучало интро тревожно и зловеще. И самое главное – куда забористее, чем на последнем на сегодня студийном альбоме. Под него каждая из участниц группы заняла своё место на сцене. На переднем плане слева (если смотреть из зала) расположилась аккордеонистка Наталия Потапенко, справа Анастасия Постникова, на чём только не играющая и более остальных вместе взятых поющая. Во второй линии (также слева направо) Екатерина Фёдорова, лидер и душа команды, за ударными и Галина Киселёва на басу.

 

Тема «Убы Хобы» была поддержана хитовой «Не хочу». Постникова с барабанной палочкой в левой руке поиграла на томе и ковбелле, не забывая при этом петь. Вторым голосом её поддерживала Киселёва. Песня живьём зазвучала также несколько иначе, чем в альбомной версии. Вероятно, это просто вопрос живого восприятия «здесь и сейчас», о неповторимости которого писал Юкио Мисима. С первых же нот, взятых музыкантами, звук был выстроен как надо. И если даже и были в игре какие-то огрехи, заметить их не позволяла харизма и энергетика именинниц. Видеть квартет — одно удовольствие, и не только мужчинам. Добрую половину публики составляли девы от мала до велика. В последовавшей далее «Луне» Постникова поиграла сначала на хомузе (он же варган), а затем на стиральной доске. Хоть и не было при этом гитары, элемент скиффла налицо!

 

Во вступлении к мечтательной «Неведомо куда» Киселёва сыграла рифф, прозвучавший как привет раннему Pink Floyd. Дальше — стилистика «Ива Новы» в лучшем виде. А эффектную точку композиции Анастасия поставила, бросив цепь на стиральную доску. Полётно-медитативная «Хрустальная электричка» была подобна сценическому облику вечно юной Наталии Потапенко. Перед исполнением «Дуры» Анастасия надела на руки кракебы — арабский перкуссионный инструмент, напоминающий металлические ложки. «При игре в каждой руке держат по паре таких ложек, чтобы при взаимном соударении каждой пары получались быстрые, пульсирующие звуки, создающие колоритный орнамент для ритма», — пишет о них википедия. Алжирско-марокканский инструмент пришёлся группе к лицу…

 

А народу тем временем прибыло. На танцполе находилось уже более десятка человек, да и те, кто за столами, с трудом могли усидеть на местах. Между «Электричкой» и «Убой Хобой» на сцену был приглашён представитель музыкального издательства «Геометрия». Он напомнил, что годовщина не только у группы, но и у предпоследнего студийного альбома «Крутила пила», который выдержал уже два распроданных тиража. 10 сентября диску исполняется пять лет. По такому случаю лейбл вручил символический сувенир: покрытый памятной гравировкой стальной диск от циркулярной пилы, упакованный в рамку. И пожелал продолжения крутейших запилов.

  

Затем была заглавная вещь из… Увы, не «Крутила пила», а «Убы Хобы». За ней – «Весна» с дуэлью стиральной доски (Постникова) и ковбелла (Потапенко). На проникновенной «Самокрутке» появился первый гость-музыкант: Сесиль Тулек из французской группы-побратима «Ива Новы» Anatomie Bousculaire. Она сыграла на трубе, Галя сыграла тему композиции в виде соло на басу, потом — леденящий душу вокализ Насти, и наконец — спэйс-роковая кода. Дальше абсолютный хит — «Самокрутка», медленная, но не печальная, зловещая и в то же время духоподъёмная песня. «Османская» с вокодерным соло Постниковой на аналоговом синтезаторе была подобна разогнавшемуся и равномерно катящемуся поезду, а её внезапный финал – перемещению сего транспортного средства в иное измерение.

 

Психоделичные «Жаворонки» написаны на стихи эгофутуриста Василиска Гнедова. Голос Постниковой благодаря вокальному эффекту превратился в бас, что добавило «шизы» в тему. А в продолжение условно «птичьей» темы пошла «Перепёлка», в которой толпа не только самозабвенно плясала, но и поддерживала ритм, хлопая в ладони. Впечатлил техно-ритм песни «Кричала мать», сыгранный живьём, притом что у Екатерины Фёдоровой не было ушных мониторов. «Непечаль» Настя объявила как «этно-хип-хоп». Во вступительной её части Наталия усилила ритм Екатерины тамбурином, а ещё один (но не последний) спецгость Рамиль Шамсутдинов добавил авангардно-джазовой шизинки партией тромбона.

  

Затем был чувственный, проникновенный, медленный, но абсолютно лишённый снотворности «Сон». Концерт вышел практически на финишную прямую: сначала бодрая плясовая «Фабрика 76», затем ещё один суперхит «Саломея», и, в завершение основной программы — «Ведьма», в которой участвовал ещё один гость, волынщик Евгений Лапекин. Благодаря его инструменту песня получила новое измерение. А в финале отличилась Фёдорова — выйдя к одному из микрофонов, она подула из баллончика, судя по всему, с кислородом, на игрушечного скелетика. Тот поскрипел пластиковыми костями, и этот шум пришёлся в тему.

 

Гримёрка в клубе далеко от сцены, поэтому уходить «Ива Нова» не стала. Анастасия сообщила, что они подумают, играть дальше или нет, и сколько — в зависимости от того, насколько шумно публика будет настаивать. Публика намёк поняла и первым «бонус-треком» получила «Город». А инициативные фэны раздали всем желающим попеть распечатки текста. Пик единения наступил на двух следующих песнях. Под «Птицу» танцевали все, публика — в зале, музыканты – на сцене. Даже Фёдорова будто подпрыгивала за ударными. А точку в концерте поставила «Дальние дали», песня, напоминающая русскую народную. Перед ней Анастасия велела всем сесть. Тех, кому не хватало места на табуретках и за столиками, усадила на пол. Сама Постникова присела в зале перед первыми рядами. Затем песня, что говорится, разошлась и завершилась риффом из «Break On Through» The Doors.

 

И только тут, спустя час и 45 минут концерта, стало ясно, как в зале жарко. Настолько искренни и убедительны были музыканты! В свои семнадцать «Ива Нова» находится в идеальной форме. У группы есть драйв, своего рода тонкий макияж, который только подчёркивает её искреннее лицо. А уж что касается чувственности: ей невозможно не проникнуться. Свидетель множества исторических концертов фотограф Михаил Грушин на выходе из клуба отметил: «Они настоящие»! Он не даст соврать: концерт был потрясающий!

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Михаил Грушин.

Общее впечатление

6 сентября 2019 г.
Москва, клуб "Китайский лётчик Джао Да"
"Ива Нова"

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев