Inner/Outer Space Fest’2020: Полёты в замкнутом пространстве
Декабрь 19, 2020
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Inner/Outer Space Fest’2020: Полёты в замкнутом пространстве

Оставшись практических без летних фестивалей, меломаны только к осени начала осторожно выбираться в концертные залы, и в это недолгое окошко между очередным послаблением и ужесточением карантинных мер смог втиснуться небольшой, но интересный московский фестиваль Inner/Outer Space, посвящённый психоделической сцене.

Изначально фестиваль должен был пройти в апреле, а его хедлайнером планировался хэви-психоделик-квартет Olaf Olafsonn and the Big Bad Trip из Праги, а «саппортом» – москвичи Re-Stoned и The Expect. Пандемия сдвинула событие на осень и сделала невозможным гастроли чехов, но взамен состав пополнили сразу три команды – Jet Plane из Брянска, москвичи Reserve de Marche и астраханцы Vespero! Потеряв в «международности», фестиваль, на мой взгляд, приобрёл в весе, ведь Vespero – команда, давно получившая признание и за рубежом, стоит упомянуть хотя бы партнёрство с испанцем Анхелем Онтальвой из October Equus… И фестиваль для нас сразу перешёл из категории «любопытно» в категорию «идти обязательно!».

Клуб «Шаги», судя по «вконтакту», незадолго до фестиваля открылся по новому адресу, недалеко от метро «Семёновская», и представляет собой типично неуютное, наспех облагороженное пространство, отвоёванное концертной культурой от бетонной пустыни бывшего советского индастриала. Сегодня здесь склад, завтра – репточка, послезавтра – ещё что-то. Выйдя за границы обжитой зоны, вы можете навсегда заблудиться в переплетении лестниц, коридоров и лифтов, и говорят, там бродят призраки музыкантов, которые, как в «Spinal Tap», когда-то пошли вместо сцены куда-то не туда… Но если не выходить из «зоны комфорта», там будет всё, что нужно – бар, танцпол, вешалка, столик с мерчем и сцена с пристойной акустикой и зачатками некоей светотехники. А организаторы на входе предложили в подарок сувенирный, красиво напечатанный билет на концерт – в мире, когда все перешли на электронные распечатки, такой подход прямо греет душу.

Фестиваль стартовал аж в 16 часов дня, и из-за дневных дел выступление первой команды, The Expect, пришлось пропустить. «Слишком много вокала», – комментировали те, кто успел их застать. Опубликованные потом записи в сети не вызывают такого уж резкого отторжения. Трио смешивает пост-рок с рутс-роком, блюзом и всяческой «американой», звучат мотивы, похожие на народные или бардовские. Всё это интересно, но на грязном звуке воспринимается не очень, а интригующие «шаманские» басовые ритмы сменяются невыразительным надсадным криком гитариста Дениса Беседина. В длинной инструментальной секции последней вещи подумалось, что без вокала группа звучала бы, может, шаблоннее, но органичнее.

Музыкантов группы Jet Plane из Брянска на сцене уже целых четверо, и играют они более «форматный» пост-рок. С настроением в их музыке всё в порядке, это первоклассный пост-рок, две гитары открывают возможность для красивого «диалога» между ними, есть и определённое разнообразие темпов, ритмов и настроений – от нежных колыбельных до почти думовых пассажей, речитатива и даже пения, которое единственное в этом сете казалось немного лишним. Ближе к концу Jet Plane дали немного агрессии и даже нойза, возможно, это впечатление связано с особенностями зала.

Reserve de Marche – команда, знакомая нам с самого её появления. А было это целых десять лет назад… На счету у неё уже три альбома, самый свежий, «Here Comes The Twilight», вышел в 2019-м. Гитарист Александр Алексеев сотоварищи играют пост-рок/пост-метал, сочетая аккуратностью и почтением к жанру с любовью к традиционному хэви-металу, отчего в живых выступлениях можно не только насладиться «звуковыми пейзажами», но и порубиться под эпические пассажи в духе NWOBHM. При этом у Reserve de Marche именно хэви-металлические, атакующие и летящие вперёд риффы, а не вязкие, тяжеловесные стоунерские… За ударными в команде – ветеран прог-сцены Константин Штирлиц, игравший ещё в InFront на заре двухтысячных, а теперь – участник Human Factor, Lost World и Reserve de Marche. Третий в составе – басист Никита Харитонов, басовые партии порой выходят на первый, мелодический план. Ближе к середине вышла пауза из-за расстроившейся гитары, но в пост-роке даже «колдовство» с колками и тюнерами воспринимается как музыка. Куда торопиться…

The Re-Stoned – ещё одни ветераны сцены. Кажется, ажиотаж вокруг стоунера немного поутих, а гитарист Илья Липкин продолжает нарезать всё, что прописано в канонах жанра, налегая на любимую педаль-«квакушку» и используя всяческие психоделические звуковые эффекты. В октябре у The Re-Stoned вышел новый, десятый по счёту студийный альбом «Thunders of the Deep». Кстати, на басу в группе играет экс-участник «Батисферы», «Элефанта» и «Рады и Терновника» Владимир Кисляков, который обзавёлся роскошной бородой, благодаря которой отлично вписывается в состав и визуально тоже, но при этом совершенно неузнаваем для тех, кто помнит его по прог-фестивалям десятилетней давности. А на концертах что он, что новоиспечённый эндорсер комбиков Orange Илья Липкин выкладываются так, что с лихвой компенсируют некоторую статичность своей музыки.

Судя по притоку публики к сцене во время сета Re-Stoned и отходу – после него, это была самая известная из команд фестиваля. Хотя в моей личной табели о рангах равных Vespero тут просто нет. Группа, которая давно занимает высокие места в чартах ProgArchives, живёт и творит далеко от столиц и находится в правильном балансе с миром, шоу-бизнесом, человеческой цивилизацией и космосом. Их альбомы то склоняются к краут-року, то к арт-фолку и прогрессиву, то к пост-року, но интересны – всегда. Но концертные выступления у них ещё лучше! И каждые полгода-год они выбираются в Москву и (реже) Петербург на гастроли, которые не стоит пропускать.

Этот концерт был презентацией нового, уже 11-го альбома «Four Zoas», в очередной раз давший уклон в прогрессив-рок. С него прозвучала одна вещь — «Tharmas», из относительных новинок была «Flight of the Lieutenant с предыдущего диска «Hollow Moon» (2018), а весперовская классика была представлена «Daphne» и «Percious» с «By the Waters of Tomorrow» (2010) и «Kidish Hail» с «Fitful Slumber until 5 A​​.​​M​​.​​». (2015). И всегда «Весперо» демонстрирует живьем и кое-что из совсем нового. Так, на этот раз прозвучала вещь «Lebedivo», которую группа придумала живьём на «изосессиях» — онлайн-джемах, которые музыканты транслировали в сети во время локдауна этой весной. По ней слышно, как меняется музыка Vespero прямо на наших глазах. Композиция стала пожестче, сохранив ритмический рисунок, вместо женского вокализа (в студии пела Соня Кибрик, нынешняя вокалистка «Лакочи») была синтезаторная партия, вдобавок появилась иная концовка. Если в «карантинной» версии это был такой полуакустический чембер-прог с налётом фолка, живьём получилась более типичная для Vespero композиция. Она должна быть записана на новом альбоме, и думаю, мы услышим что-то третье и неожиданное…

Правда, раз от разу на концертах мы видим одну и ту же проблему. Vespero — уже группа с именем, и зовут её играть, как правило, на сборные фестивали, где астраханцы как хедлайнеры играют под конец программы. Но тогда либо им надо бывает спешить на поезд, либо клуб выдвигает свои ограничения, но с трудом вспоминаю, удавалось ли когда-либо Vespero сыграть всё, что запланировано в сет-листе. Вот и в этот раз концерт был довольно внезапно оборван буквально на половине. Каких-то 45 минут – мало! И ведь это группа из тех, кто не может просто выйти и зарядить «с места в карьер», они понемногу раскачиваются, набирают психоделического драйва… По-хорошему, стоило бы сделать то, что рассказывают об этно-роковой команде Safety Magic – они начинают играть уже за сценой где-то за полчаса до выхода, и когда оказываются на сцене, музыка буквально гудит в их руках! Правда или нет, не знаю, но идея хорошая. А может, эта раскачка происходит только в мозгах слушателей, т.е. моих? Так или иначе, было в очередной раз чувство, что только всё началось – как всё, по домам. Лично мне в этом сете не хватило и вещей с нового альбома, и «нетленок» с самых первых релизов «RAIGовского» периода — скажем, «Lino», «Amarillys» или «Tall Tree». Хотя, признаюсь, на концерты Vespero приходишь не за конкретными вещами, а за этой летяще-воздушной психоделической атмосферой, которая появляется у них во всём, что бы они не играли.

И если не хватило живого впечатления — можно пересмотреть записи в сети. Например, тех же весенних «изоляционных» джемов, или онлайн-концерта, сыгранного в сентябре для американского фестиваля «Virtual Prog Day». В начале декабря его запись была опубликована в соцсетях. И там Vespero – опять другие, узнаваемые, но вечно меняющиеся… За то и любим.

И знакомство с фестивалем вышло исключительно позитивным, так что будем следить за его развитием в будущем и – удачи!

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим Qiasum Music и группу Vespero за аккредитацию.

Все фотографии —


Или https://vk.com/album2483887_275329618

Общее впечатление

19 сентября 2020 г.
Москва, клуб "Шаги"
Qiasum Music

Владимир Импалер

Владимир Импалер