Hasse Fröberg & Musical Companion: Когда цветут сады
Май 18, 2015
Елена Савицкая (259 статей)
Поделиться

Hasse Fröberg & Musical Companion: Когда цветут сады

Майские праздники уже по традиции отмечаются нашей редакцией поездками на европейские концерты The Flower Kings (так было в 2013 и 2014 годах). Вот и сейчас один из красных дней календаря манил – но не выступлением TFK, а большим концертом сольной группы их солиста, Hasse Fröberg & Musical Companion.

Шоу проходило на родине музыкантов, в шведском городе Упсала. 1 час 20 минут лёту от Риги, куда судьба забросила автора сих строк, до аэропорта Стокгольм-Арланда, и еще 15 минут на скоростной электричке… Сомнений не было, тем более что новый альбом коллектива уже получил нашу (и не только) высокую оценку. Поворот в сторону большей «прогрессивности», разнообразное и глубокое звучание, новый уровень композиторского и исполнительского мастерства – всё это позволяет уже сейчас назвать «HFMC» (диск носит одноименное с группой название) одним из сильнейших прог-релизов года. Конечно, хотелось услышать, как всё это прозвучит «вживую»…

И вот я в Упсале, старинном университетском городе, о котором мы уже писали в большой статье о «Цветочных королях». Но если первый визит в Упсалу случился у нас холодным январем 2010 года, когда на улице было –20, то теперь стоял цветущий май, и погода была удивительно теплой и солнечной. Поэтому с большим удовольствием я посетила знакомые места: зеленые холмы Старой Упсалы (по которым, несмотря на ограждения, все гуляют вдоль и поперек), Ботанический сад, где находится памятник Карлу Линнею и даже растут апельсиновые деревья, набережную быстрой речки Фюрисон, и, конечно, Кафедральный собор, чьи высоченные шпили видны из любой точки города. В общем, понятно, что в такой красоте может рождаться только прекрасная музыка.

А вечером ноги привели меня к железнодорожной станции: рядом с ней, в одноэтажном кирпичном здании бывшего склада находится клуб «Katalin And All That Jazz». Здесь выступают не только джазовые, но и рок-артисты, местные и заезжие. Вместительный концертный зал со стоячим партером и баром соседствует с помещением ресторана. Есть и столики на улице. Словом, всё для удобства почтеннейшей публики. Неудивительно, что презентации всех трех альбомов HFMC проходили в «Каталине». И, несмотря на то, что в городе я видела всего лишь одну афишу (на двери легендарного рекорд-шопа «Musikorat»), зал был практически полон! Здесь собрались друзья, родственники, знакомые, коллеги-музыканты, просто любители хорошей музыки, которых в Упсале, видимо, немало… Присутствовал и настоящий международный фан-клуб, включая поклонников из Японии, Ирландии, Голландии и… причислим сюда и Россию. Вот она, объединяющая сила музыки!

Преимущество «домашних» концертов и в том, что можно с толком и расстановкой подготовиться к шоу. В этом – отличие от двух предыдущих виденных мной фестивальных выходов HFMC (на немецком NOTP-2012 и стокгольмском Sweden Prog-2014), весьма ограниченных по времени и саундчека, и самого выступления. Здесь же всё было заранее отстроено, отлажено и проверено. Никакой нервотрепки! Хассе учел опыт Sweden Prog, когда у него отказала единственная гитара – теперь на стойке красовалось несколько инструментов, в том числе запасной бас (на котором так никто и не сыграл). Клавишная стойка с красными «Нордами», белая двухбочечная установка «Pearl» на подиуме, басовый комбик шведской фирмы EBS («стоит как небольшой самолет» — почему-то вспомнились слова российского дистрибьютера)… Свет погас, послышалось тиканье часов, как в открывающей новый диск композиции «Seconds»… Шоу началось!

Под эти звуки в полутьме свои места на сцене заняли Кьелл Харалдссон (чья внушительная фигура совершенно скрылась за многоярусными клавишами), барабанщик Ула Страндберг, спортивного вида басист Томссон (просто Томссон) со своим черным «Фендером», элегантный Хассе Фрёберг с очередным шарфиком на шее и юный соло-гитарист Антон Линдсьё. Публику не пришлось долго уговаривать подойти поближе – ее как магнитом притянуло вперед! Жаль, что стоя в первых рядах, слышишь в основном звук со сцены, а не из порталов. И, конечно, негоже ставить стаканы с пивом прямо на рампу, но что поделаешь – это так удобно! Фактически, тебя и артиста разделяет лишь полметра… Но можно пройтись по залу, послушать звук из разных точек – он везде хорош… и спокойно вернуться обратно к сцене.

Поскольку концерт представлял собой презентацию нового альбома, то и песни исполнялись целиком и полностью в том же порядке, что и на диске. Но не только! Например, за вступительной программной «Can’t Stop The Clock», где группа сразу же «выложила» весь свой набор влияний и пристрастий от прог-метала и глэма до “стадионного рока” и даже ретро-прога, команда безо всякой паузы перешла к “Venice CA” – не особо замысловатому «боевичку» из предыдущего альбома «Powerplay» (2012). Еще одна «просто баллада» — искрящаяся радостью «Song For July» из дебютного альбома «FuturePast» (2010), прозвучала после развернутого эпика «Pages». Такие моменты разрядки, переключений, конечно, были необходимы публике, хотя не сказать, чтобы кто-то уставал от «всего этого прога». Наоборот, народ заряжался энергией, шедшей со сцены, благо музыканты были отнюдь не статичны и в буквальном смысле гнали в зал электричество.

Важнейшим пунктом программы стала упомянутая 15-минутная «Pages», в которой нашлось место и «напыщенным» вступительным риффам, и эффектному двухгитарному солированию, и психоделической импровизации Антона Линдсьё на фоне клавишных Кьелла Харалдссона (остальные музыканты покинули сцену), и триумфальному возвращению артистов – причем в акустическом бридже «набренчал» аккорды на гитаре и спел бэк-вокал, выйдя на авансцену, барабанщик Ула Страндберг. Вообще, эта монументальная, со множеством переходов, композиция требовала от артистов большой сосредоточенности и мастерства, но HFMC со всем справились. Мясистый звук баса, объемные аккорды и квазихаммондовые «проходы» клавишных, виртуозная соло-гитара и стройные вокальные гармонии (на самом деле поют все пятеро участников группы), раскованность и блеск в исполнении – группа показала прекрасную концертную форму!

Далее – связка двух медленных композиций, печально-трогательной «Genius» со слайдовым соло Хассе (вещь посвящена, как мы узнали из интервью, аж самому Фредди Меркьюри), и совершенно «улетной» «In The Warmth Of The Evening» с ее тонкой мерцающей фактурой. Вместо паузы были долгие представления (и, я бы сказала, «прославления») участников группы ее лидером. Затем – ожидаемый «сюрприз»: драматичная «Life Will Kill You» (из репертуара TFK), та самая, на которой у Фрёберга на Sweden Prog’e сломался золотистый Gibson. Видимо, пережив момент и почувствовав радость быть «свободным» вокалистом, Хассе вообще решил отказаться в этой песне от использования ритм-гитары. В результате – экстатическое исполнение с фирменными взмахами хайером, перемещениями по сцене и дивными вокальными руладами. Завершили основной сет динамичная металлизированная «Something Worth Dying For» (из нового альбома) и торжественная «Fallen Empire» из дебютника. Но, конечно, все понимали, что это еще не финал…

И действительно, выйдя вновь на сцену, «компаньоны» исполнили последнюю композицию из своего нового релиза – «Someone Else’s Fault». Ее совершенно упоительный мажорный припев – своего рода «отпущение грехов» от имени бывалого рокера («Some say everybody can fly / Spread your wings and touch the sky / Leave all you failures behind / It’s someone else’s fault not mine…”) – подхватила вся аудитория. Пересматривая карманное видео этой вещи, отчетливо ощущаю морскую болезнь – камера раскачивается в такт музыке, мелькают лица, инструменты, огни, смешиваются в кучу сцена и зал… Впрочем, не этой радостно-волнительной песней, а назидательно-мрачноватой «Godsong» («Powerplay») завершился концерт. А потом, на поклонах, уже в записи прозвучала «старенькая» «Only My Blood» — своеобразная «песня о тревожной молодости». Так что благостное настроение, если оно и было, быстро улетучилось. Зато осталось ощущение магии и правильности момента, свидетельствующее о том, что всё было не зря.

Потом еще была раздача автографов у стойки с мерчандайзингом (где продавались диски и новые майки с логотипом альбома, честно говоря, не очень мне понравившиеся), общение, фотографирование, знакомства… Словом, всё, что нужно для приятного завершения вечера. Остается пожелать группе выхода в высшую лигу прогрессива, ведь всё необходимое для этого у нее есть. Если раньше команда находилась как бы «меж двух огней» — хард/глэм-роком и прогом, то сегодня, благодаря новому релизу, безоговорочно примкнула к последнему лагерю. Наступило время ковать железо — но не то «железо», которое гремит и стучит, а мягкое и благородное «золото» прога. Жаль, что Hasse Fröberg & Musical Companion пока еще мало известны у нас на родине – российским поклонникам The Flower Kings следовало бы уделить побольше внимания этой группе. Тогда, глядишь, и не пришлось бы летать за рубеж…

Сет-лист: Can’t Stop The Clock / Venice CA / Everything Can Change / Pages / Song For July / Genius / In The Warmth Of The Evening / Life Will Kill You / Something Worth Dying For / Fallen Empire // Бис: Someone Else’s Fault / Godsong

Елена САВИЦКАЯ
Фото автора.

Официальный сайт группы: http://www.hfmcband.com/
Купить релизы HFMC можно на сайте Reingold Records: http://shop.textalk.se/en

Интервью с Хассе Фрёбергом: http://inrock.ru/interviews/hasse_froberg_2012
Рецензия на HFMC’2015: http://inrock.ru/reviews/hfmc_2015

Елена Савицкая

Елена Савицкая