Гленн Хьюз (California Breed): Группа против имени
Январь 14, 2015
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Гленн Хьюз (California Breed): Группа против имени

В Москве впервые побывала американская рок-группа California Breed, играющая хард-рок 70-х в формате пауэр-трио. Интересно?.. А если так: экс-басист/вокалист Deep Purple Гленн Хьюз снова выступил в Москве с новым составом… Теплее? Конечно, хотя совсем горячо было бы, если бы промоутеры «осилили» привезти Гленна года три назад, когда еще в полном порядке была его предыдущая супергруппа Black Country Communion.

Странная всё-таки карма у Гленна. С тех пор, как он счастливо возвратился в мир рок-музыки в середине 1990-х, Хьюз погостил в десятке сайд-проектов, записывался с Тони Айомми, играл с инструменталистами из Europe, собрал крепкий сольный состав с шведским гитаристом Джей Джей Маршем, но всё это время мечтал «о чём-то большем» — музыкальном братстве в настоящей супергруппе. Однако сперва один «брат Джо» — Джо Линн Тёрнер, — улизнул из Hughes-Turner Project после двух альбомов, потом другой «брат Джо» — Джо Бонамасса, вдрызг разругался с Гленном по поводу гастрольной деятельности Black Country Communion, и даже попытки Гленна сохранить остатки «супергруппы» c другим гитаристом ни к чему не привели. Барабанщик Джейсон Бонем предпочел холодный обед Foreigner, а клавишник Дерек Шериньян… кажется, Дереку вообще всё равно, где играть. Но Хьюз упорно продолжает нести вперед флаг своей новой группы – California Breed, в составе которой гитарист Эндрю Уотт (с ним Хьюза познакомил Джулиан Леннон), и барабанщик Queens of the Stone Age Джоуи Кастильо.

Есть две правды – артиста и зрителей. Правда Гленна в том, что за долгие годы бытия на сцене он заслужил право просто делать то, что нравится, не оглядываясь на запросы публики. Правда публики в том, что аудитория Гленна едва ли не полностью пересекается с аудиторий Deep Purple. Эти люди, конечно, любят и просто громкую рок-музыку, но на концерты Хьюза ходят, чтобы услышать те несколько вещей, которые ему случилось спеть в группе. Видно, что и в Hughes-Turner Project, и в BCC Хьюз пробовал сочинить «новую классику», которая составила бы не менее весомый и притягательный кусок его репертуара, но…

А в California Breed, похоже, Гленн и от этой идеи отказался. Как выразился один из фэнов в последующем обсуждении, «кажется, что Хьюз просто забыл сочинить для этого диска песни». А у Эндрю Уотта навыков не хватило. А может, так и было задумано, и California Breed вполне ложится в современный тренд минималистически-гаражного ретро-рока под 70-е, c максимумом «мочилова» и минимумом мелодизма. Иногда во время концерта казалось, что я смотрю картинку от одного выступления и звук от другого – настолько воодушевленно и зажигательно вели себя Гленн сотоварищи, настолько однообразной, шумно-бездрайвовой была их музыка. Когда от «калифорниевского» сетлиста Хьюз наконец переключился к старому хиту Trapeze «Meduza» (а ведь, казалось бы, тот же формат пауэр-трио) и к недавней “Black Country”, эта разница стала еще более отчетливой. А неожиданная акустическая версия «Mistreated» и утешительный «Burn» под конец подсластили пилюлю вконец заскучавшим пёрпломанам.

Что еще запомнилось: книжка с текстами песен, в которой после каждой песни выбегал перевернуть странички хьюзовский менеджер. Видавшая виды бас-гитара Хьюза с облезлой краской – чувствовалось, это настоящая «боевая подруга» музыканта. И «голос рока», узнаваемый, по-прежнему сильный, но, когда Хьюз брал высокие ноты, скажем, в “Burn”, то обрывал их практически сразу же, едва обозначив – а ведь когда-то он любил вдоволь поголосить на верхах…

И то, как треплет Гленн по голове своего кудрявого гитариста — словно сыночка. И студенческие усики Уотта, его малый рост, его рок-геройские позы…
Да, Хьюз везде и неоднократно говорил о том, что относится к Эндрю как к сыну, и что ему как раз очень давно и не хватало такого музыкального потомка, как Эндрю. Помнится, Бонамассу он тоже воспринимал как сына – вплоть до советов, какую рубашку лучше надевать по тому или иному случаю. Но персона Джо явно не удовлетворала отцовским чаяниям Хьюза…
Почему мы это обсуждаем, имеет ли это отношение к музыке? Еще как имеет! Возродившись для рок-сцены в 90-х, Хьюз старается донести свою музыку, свой голос до как можно большего числа людей. Это касается не только слушателей – Гленну нужен был ученик, музыкальный наследник, тот, кому бы он смог передать накопленный опыт. Таким и стал Эндрю. Он его нашел и абсолютно счастлив в том , что делает. Бывает, и рок-иконы устают исполнять хиты, иногда им хочется просто поиграть с «сыновьями»…

И пару слов про разогрев — московскую группу Prana, альтерно-метал с женским вокалом в духе Guano Apes. Поначалу казалсь, что организаторы явно ошиблись с выбором открывающей команды. Когда начал играть Хьюз, подумалось, что не так уж и ошиблись… Во всяком случае, и голос Натальи Варламовой, и ее игра на гитаре, и басист с гитаристом, и сценическая подача, и бойкий песенный материал – всё у москвичей на хорошем уровне, и стилистические симпатии/антипатии тут не при чём. Вспомнилось, что Prana были одними из участников «Беломор-буги’2012», правда, тогда их видеть не довелось, но сам факт отбора на фестиваль уже говорит о многом. А сейчас Prana в турне по Европе с альтерно-металлистами Seether – думаю, там она в идеальной компании.
А если коротко – гранж в традициях Nirvana, скорее восхищающийся «классиками жанра», чем переосмысляющий их наследие. Судя по «тэгам», конечно, такая группа не могла оказаться на разогреве к Глену Хьюзу, но по сути, разогрев оказался близким по энергетике к основному артисту, в одной струе с ним, но действовал чуть более настойчиво и напористо. Так и надо – иначе не раскачать публику. Было бы интересно посмотреть на Наташу Варламову с Эндрю Уоттом на одной сцене, на гитарный диалог между ними…

Возвращаясь к Гленну и его группе: есть, наконец, и третья правда — правда самой музыки. То, что лучше всего «срабатывает», подходит к голосу и характеру данного артиста. На мой взгляд, это в первую очередь соул/фанк, во вторую – хард-рок, далее – всё остальное (блюз, AOR, хэви, что только Хьюз не пел!) Стилистика California Breed достоинства голоса Хьюза нивелирует. Интересно, как долго продержится проект, будет ли у альбома продолжение и какое. Известно, что Хьюза сейчас участвует еще в одном проекте – Kings of Chaos, звездном бэнде, созданном экс-участниками Guns’n’Roses. «Голос рока» там -один из многих звездных «гостей», наряду с Билли Гиббонсом и Нуно Беттенкуртом, кто исполняет каверы своих хитов. Может, именно поэтому он не стремится это делать с California Breed. Впрочем, участия «тяжеловесов» вроде Слэша и Стивена Тайлера делает приезд этой команды в Россию маловероятной. А «в рукаве» у Гленна обещание собрать в следующем году «такой состав… нет, ну такой состав… вы все ахнете…» — говорит Хьюз и оставляет загадочную паузу. Ждем и надеемся.

Сетлист: The Grey, Chemical Rain, Sweet Tea, Scars, Strong, Spit You Out, Medusa (Trapeze), Solo, All Falls Down, Days They Come, Black Country (BCC), Midnight Oil, The Way. Бис: Mistreated (Deep Purple), Burn (Deep Purple).

Владимир ИМПАЛЕР
Катерина МЕЖЕКОВА

Фото: Катерина Межекова
Благодарим Веру Дмитриеву (Spika Concerts) за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер