Глеб Колядин: Рояль на перекрёстке
Февраль 11, 2017
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Глеб Колядин: Рояль на перекрёстке

Всегда интересно открывать музыканта с новой стороны. Мы знаем Глеба Колядина как клавишника и композитора питерской прог-группы Iamthemorning, а вот сообщения о его собственном проекте появились относительно недавно. Ну, и сольный концерт в московском Музее А.Н. Скрябина – это определённый вызов себе и слушателям. Хотя для музыканта уровня Колядина, прошедшего полный курс академического музыкального образования и закончившего Санкт-Петербургскую консерваторию им. Римского-Корсакова по классу фортепиано, публичные выступления, думается, не в новинку.

 

…Ровно в 20.00 в холодном белом зале скрябинского музея погас свет, и в почти полной темноте к чёрному-чёрному роялю вышла одетая в чёрное же фигура и принялась… дёргать рояльные струны! Однако авангардистские штучки продолжались недолго, и вскоре пианист перешёл к более традиционным способам звукоизвлечения. Мягкие и нежные звуки фортепиано заполняли зал – первые композиции носили мечтательно-медитативный характер и чем-то напомнили «Гимнопедии» Эрика Сати. Постепенно освещения становилось чуть больше, и в неярком сине-зелёном мареве всё происходящее на сцене воспринималось как некий сюрреалистический перформанс. Лишь после третьей вещи Глеб как бы очнулся, поздоровался с залом и сообщил… что к концерту особо не готовился, поскольку был занят записью альбома на московской студии «Мосфильм». А потому никакого сет-листа у него нет, и как пойдёт концерт, он сам не знает. И тут же продолжил играть.

Думается, артист немного лукавил – никакой «неподготовленности» в исполнении не чувствовалось. А вот что касается свободы и импровизационности – пожалуй, да. Казалось, автор иногда действительно не подозревал, куда его заведёт творческая мысль. Начиная с явно заготовленных тем, он уносился в потоке вдохновения в совершенно иные сферы, переходил от тихих минималистичных фрагментов к бурным звуковым потокам, иной раз застревая в повторяющихся пассажах. Но вовремя обновлённые гармонические краски не успевали наскучить. Композиции разрастались порой до 15-20 минут. Хотелось бы иной раз услышать и репризу какой-либо особо понравившейся темы, почувствовать законченность формы, но она тут существовала в буквальном смысле как процесс. И, пожалуй, это было наиболее важным, уникальным качеством концерта. Медленные полувоздушные вальсы сменялись материалом более «проговым» – с басовыми риффами, мощной фактурой и виртуозными «пробегами» по всей клавиатуре. Одна из таких вещей, тянувшая на классический прог-роковый «эпик», слушалась абсолютно законченно – видимо, это уже готовый кандидат на место в грядущем альбоме.

Сложность в работе рок-пианиста (если мы принимаем за условную данность, что это рок) в том, чтобы двумя руками передать всё звучание рок-группы – бас, ритмическую сторону, гармоническое заполнение, мелодику. Но при этом не утерять специфику фортепианного исполнения. Тут в ход идут тремоло, повторяющиеся фигурации, арпеджио, пульсирующие аккорды, басовые «подклады». Казалось бы, что сложного для музыканта со стажем, а вот поди, слови драйв! Колядину это удавалось. При этом невозможно не отметить культуру звукоизвлечения: колошматить по роялю он себе не позволяет. Певучее, как принято говорить, туше, округлый звук, лёгкость пассажей, тонкая педализация, импрессионистический флёр. Где надо – острые штрихи, акценты, подчёркнутая артикуляция. Чувствуется школа, опыт, дающий свободу самовыражения.

Но можно иметь за плечами классический бэкграунд и даже победы на международных конкурсах и при этом не знать, что сказать публике. Глебу это явно не грозит. Его собственный материал можно определить и как «классикал-кроссовер», и как «третью музыку», и как «рок для фортепиано», но главное – он заставляет себя слушать. Конечно, в музыке можно найти влияния и минимализма, и импрессионизма, и русской классики, и необарокко, и модного ныне стиля «саундтрек ко всему на свете». Но всё же то, что оживает под пальцами этого молодого человека, самобытно и увлекает за собой. Хотелось бы услышать в его исполнении не только собственные сочинения, но и явно близких ему Рахманинова, Метнера, быть может, даже Скрябина. Впрочем, И.С. Баха в интерпретации Колядина мы услышали – именно его Гавотом из Английской сюиты ре минор завершилась основная часть концерта. Отточенная вещь с изящными трелями и полифоническими перекличками голосов очень органично вписалась в общее «поликультурное» звучание.

 

Публика, собравшаяся на концерте в Музее Скрябина, как показалось, по большей части состояла из поклонников Iamthemorning, чьи интересы, безусловно, тоже лежат на грани классики и рока. И зал на сто мест был практически полон – так что растущая популярность группы работает и на сольный проект Колядина. Не побоявшись неизвестного (а может быть, уже будучи частично знакомыми с музыкой по небольшим фрагментам записей), зрители были явно довольны услышанным. «Спасибо за тепло!» – благодарили Глеба поклонницы, слегка продрогшие в прохладном зале. И добавляли: «А можно тебя обнять?»

 

Мы же будем ждать намеченного на май сольного релиза Глеба Колядина (между прочим, с участием Гэвина Харрисона, Ника Беггса и Джордана Рудесса!), и, что ближе, совместных концертов Iamthemorning и исландской группы Arstidir. 9 марта – Санкт-Петербург, клуб «Аврора», 10 марта – Москва, клуб «Volta». Не пропустите!

Елена САВИЦКАЯ
Фото — Ольга Руденко.

Общее впечатление

9 февраля 2017 г.
Москва, музей Скрябина.

Елена Савицкая

Елена Савицкая