Firewind: Шквал огненного ветра
Май 13, 2017
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Firewind: Шквал огненного ветра

Многие знают гитариста Гаса Джи (Gus G), игравшего в составе группы Оззи Озборна. Популярность же греческого виртуоза шести струн Константиноса Карамитрудиса, судя по тому, сколько людей пришло на концерты его команды Firewind в Москве и Питере, не столь высока. К моменту выхода на сцену второй из групп разогрева, Archontes, зал «Вольты» был заполнен примерно на четверть.

Забегая вперёд, скажу, что к моменту выхода хедлайнеров народу прибавилось ненамного: танцпол стал заполнен на треть, да и то не плотно. Но это был, пожалуй, единственный печальный момент концерта.


Первой на сцену выходила кавер-группа Moscow Rock City, которую застать не удалось. Archontes же повторили сет, отыгранный месяцем ранее в «Stadium Live» перед Running Wild. Только в «Вольте» он звучал гораздо мощнее и увереннее. Понимаю, что музыкантов не должны смущать размеры площадки, на которой приходится играть, но сама по себе атмосфера «Вольты», камерная и даже домашняя, способствовала группе. Вероятно, чем ближе артисты к зрителю, тем душевнее становятся сеты Archontes. Не могу не вспомнить выступление команды Андрея Федоренко в сентябре позапрошлого года, когда они делили сцену с Refuge и Tri State Corner. Правда, и программа в тот вечер отличалась большей лиричностью, и состав был несколько иным: на гитаре играл лидер Arida Vortex Роман Гурьев. Сегодня за шестиструнный инструмент отвечает Евгений Мищенко. Ритм-секция прежняя: басист Александр «Змей» Цветков и барабанщик Евгений Лайков. Уровень той самой душевности вновь был высок, несмотря на то, что новый материал Archontes представляет собой прямолинейный, скоростной и боевой пауэр-метал с минимумом прогрессива и лирики. Возвращение к корням, к тому, с чего начинал Андрей и компания в 90-х.


Когда в этом жанре играет команда умелая, то и сет её пролетает стремительно и, что немаловажно, оставляет послевкусие. Если бы я познакомился с «Архонтами» на концерте в «Стадиуме», то просто сделал где-нибудь «пометку карандашом», а если бы сейчас, на разогреве у Firewind – однозначно влюбился бы в их творения. Но поскольку знакомство случилось значительно раньше и на сегодня переросло в тёплые дружеские отношения, я просто получил удовольствие от новой встречи.

Полчаса до выхода на сцену Firewind прошли в общении с коллегами и знакомыми, которых среди немногочисленной публики оказалось немало. И после выступления «эллинов» никто из них не был разочарован.


21:00. На заднике сцены появляется обложка свежего, вышедшего в январе концептуального альбома «Immortals», на которой изображены объятые огнём врата Спарты и тематика которого, судя по буклету и текстам, навеяна древнегреческими мифами. Звучит интро к композиции «Ode To Leonidas» — монолог царя Леонида. Как и на диске, в исполнении басиста Eden’s Curse Пола Лога. Похоже, единственная фонограмма за весь сет! В это время на сцене появляются барабанщик Йохан «Ио» Нуньес, затем Петрос Христо выходит к дожидающемуся его на стойке басу в компании Боба Катциониса с гитарой наперевес, следующим – основатель группы и её лидер, тот самый Гас Джи (или как его беззлобно называют русские поклонники – Гусь). И последним появляется самый молодой «по сроку службы» и второй (после басиста) по возрастному старшинству участник, вокалист Хеннинг Бассе. Признаюсь честно, выбор нового вокалиста Firewind до выхода «Immortals» несколько озадачивал. Почему – скажу чуть ниже. Первое прослушивание несколько месяцев назад ошеломило. Тогда подумалось: неужели группа превзошла все свои предыдущие творения? Переслушал дискографию; а вдруг в былые годы чего недопонял? При всех достоинствах каждой отдельно взятой работы новая производит самое сильное впечатление. Во многом благодаря этому диску я и решил пойти на концерт — уж больно хотелось услышать живое воплощение песен с него.


Кажется, выбери музыканты «открывашкой» практически любой номер с «Immortals», вышло бы не хуже, чем с «Одой Леониду». На диске она идёт третьим треком и открывает условную трилогию, которую продолжает «Back On The Throne» и завершает «Live аnd Die by the Sword», и которую Firewind в этот вечер выдали не подряд, а по частям, разбавив как старыми хитами, так и новым материалом. Семь номеров из одиннадцати (с учётом бонус-трека) на альбоме и шестнадцати в сете – с «Immortals». Но ведь до него группа выпустила семь альбомов. И пели только на официальных из них три вокалиста. А если за альбом посчитать демо «Nocturnal Symphony», которое вышло в 1998 году, и своими размером и качеством вполне соответствовало полноформатнику, то все четыре. Но с демо ничего не прозвучало, поэтому Бассе пришлось спеть только за троих, так сказать «официальных» предшественников. Надо сказать, что опыт певца в этом плане неоценим. Я выше написал о своём недоумении по поводу выбора фронтмена. Сложно было представить, как его чистый и высокий «хэппи-пауэрный» голос, знакомый нам по Sons Of Seasons, Lingua Mortis Orchestra и уж тем более Metalium, зазвучит в мужественных творениях, с которыми ассоциируются голоса Стивена Фредрика, Чити Сомапалы и Аполло Папатанасио. Но опасения оказались напрасны, и внутренний скептик уложен наповал. Да, была пара моментов, в которых «хэппи-пауэрная» суть прорвалась, но ощущения карикатурности это не вызывало. Исполнительское мастерство Хеннинга на высоте, а в довершение к этому выглядел певец фактурно и убедительно. ФирмА!


Несмотря на то, что первую скрипку в коллективе играет Гас Джи, на сцене, равно как и на альбомах Firewind, не чувствуется не то чтобы диктата, но и доминирования, которое в разумных пределах проявляется в сольных проектах гитариста. Сценическим образом Гас напомнил Андрея Смирнова. Выверенные движения, красивые жесты — только фон к его безупречной и виртуозной игре. Гас-Костас не тянет одеяло зрительского внимания на себя. Он и сам играет легко и в удовольствие, и другим даёт развернуться. В какие-то моменты казалось, что больше всего сценической работы достаётся Бобу Катционису. В основном он клавишник, но гитара, с которой музыкант вышел на сцену в начале сета, оказывалась в его руках не редко, а иногда он левой рукой извлекал звуки на грифе, в то время как правая бегала по клавишам. Кроме того, именно Боб во всём сете сыграл соло как отдельный номер. Началось оно с по-мультяшному коряво сыгранного, да ещё и на пластиковом звуковом регистре синтезатора, вступления к самой знаменитой ре-минорной токкате (BWV 565) Иоганна Себастьяна Баха. После известного мордента над залом повисла «клюква». На не менее смешном саунде зазвучала тема куплета блантеровской «Катюши». Далее музыкант дал понять, что эти пассажи были шуткой, и они закончились. Началась искромётная виртуозная импровизация, во время которой на сцене постепенно появилась и вся группа. Сообща музыканты завершили номер фрагментом композиции Гари Мура «Loner», перешедшим в еще одну жемчужину альбома «Immortals» — балладу «Lady Of The 1000 Sorrows».


Отдельных похвал достойна и ритм-секция. Барабанщик Ио Нуньес, как ему и подобает, создаёт фундамент ярким и горячим композициям. Этот бельгиец с испанскими корнями знает своё дело и делает его убедительно. Играет незаштампованно; если прислушаться, в его партиях множество интересных и сложных рисунков. Для их живого воплощения требуется концентрация, но и артистизм никто не отменял. Менее всего внимания на себя обращал Петрос Христо. В любой группе, ориентированной на песни, мастерство басиста оценивается не количеством извлечённых нот в секунду и особенностями ухающего саунда его инструмента, а тем, как он им окрашивает и украшает ритмику композиций. Визуально Петрос соответствовал своей звуковой сути. Тем не менее, присутствовавшие на концерте басисты не могли не оценить его пальцевой техники игры. Медиатор в правой руке музыканта не был замечен ни разу.


Пять человек во взаимодействии друг с другом создают подлинную магию. До того, как я увидел группу живьём, меня несколько настораживала безупречность их альбомов. Есть такая поговорка: слишком хорошо – уже нехорошо. Не верилось, что эта безупречность возможна живьём. Но я, к счастью, ошибся. На протяжении сета группа не провисла ни в одном моменте. Они жгли и отжигали в полном соответствии со своим названием, будто перед ними не полупустой зал, а как минимум несколько тысяч человек. Шквал «Огненного ветра» снёс крышу всем присутствующим от мала до велика. Как и следовало ожидать, основная масса народа в зале была в возрасте за тридцать, хватало и тех, кому за сорок и даже за пятьдесят. Но затмили всех две пятилетних девы: они пустились в пляс с первыми риффами и колбасились до упора, а потом еще и фотографировались с музыкантами на автограф-сессии.

Резюмируем: те из нас, кто пришли в этот вечер в Вольту, получили настоящий праздник, который запомнится надолго. Этот праздник нам подарила группа, находящаяся на творческом пике и явно заслуживающая как минимум полной «Вольты». Тем металхэдам, которые могли быть, но не пришли, можно посочувствовать. Они пропустили один из лучших концертов года.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Маргарита Стефанкова.
Благодарим Евгения Силина (Alive Concerts) за аккредитацию.

Общее впечатление

6 мая 2017 г.
Москва, клуб "Volta"
Alive Concerts

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев