Фестиваль «Rock the Beach»: Звезды, джинсы и кока-кола
Enter Shikari,Foreign,Newsted,Rammstein,обычный,Хельсинки Только финны могли устроить возле главного мемориального кладбища столицы пляж, сделать там рок-фестиваль и позвать на него «Раммштайн». («Ну а что, пусть все послушают», – написал мне в соцсети один коллега.)
Трехдневное событие организовал крупнейший промотер Финляндии, «LiveNation», стараниями которых в столице страны c 26 по 29 июля сыграл ряд коллективов первой величины.
Немного об обстановке. Оправдывая название, фестиваль в самом деле располагался на пляже, причем занимал его целиком – а это почти полкилометра в длину, со сценами на разных концах. Преодолевать немаленькое расстояние приходилось либо непосредственно по пляжу (солнце щедро поджаривает, а в обувь непременно набивается песок), либо на редкость извилистыми и неудобными переходами по периферийным тропинкам. Обширные зоны под сенью деревьев были отведены для релаксации (спонсоры завезли лежанки, диванчики и гамаки), присутствовал довольно разнообразный общепит, а также рекламные стенды сотового оператора и «Кока-колы».
Обе основные сцены были выстроены непосредственно на песке, а ограждение между фанзоной и бекстейджем за неимением физической границы заканчивалось прямо в воде. Возможно, организаторы рассчитывали на обилие девушек, зажигающих на пляжу в купально-полураздетом виде. Девушки, привлеченные программой фестиваля, действительно были в большинстве, однако «градус» всеобщей раздетости достиг какого-то заметной величины лишь в первый день, когда ударила мощная жара. В остальные дни погода была существенно прохладнее, что не давало шансов купальщикам, зато позволяло по-человечески себя чувствовать всем остальным.
Хронологически первыми удалось увидеть американских поп-панков All Time Low, чье название прекрасно передает уровень подачи себя на сцене. К концу положенных трех песен уже немного чувствовалась усталость от «заводных возгласов» типа «сегодня нам покажут сиськи» и «я точно собираюсь сделать кого-то беременной вечером». Грустно констатировать, но по реакции слушателей похоже, что именно это жаждут услышать от музыканта девушки-тинейджеры. Из толпы на сцену летели расписанные приветствиями лифчики, и в целом толпа принимала панков донельзя тепло. Задник группы представлял собой огромное слово «FUCK» — эдакий социальный протест для юных подростков. Музыка – полностью коммерческий рок, нацеленный на молодежь лет пятнадцати, когда лирика вида «она засунула мне в ухо язык и я чуть не пролил пиво» еще кажется чем-то супероригинальным, и главное в музыке – мотивчик подвижушнее, рефрен покачовее и образы посексуальнее. В общем, американская инкарнация того рецепта, которым пользуется отечественный коллектив Lumen.
Сильным было выступление канадцев Billy Talent. Вокалист по поведению на сцене напомнил Горшка из «КиШ». Крайне эмоциональная панковская подача и бешеная энергия. Чисто роковые тексты, красивые композиции, и, слава богу, без очевидно коммерческих «костылей», чтобы «получше продаваться».
Queens of the Stone Age, если верить их рангу на фестивале, группа достаточно знаменитая, однако их стонер-репертуар вкупе с полным отсутствием клубной атмосферы на открытом и освещенном пляже, приправленный «болезнью» многих американских групп в виде сравнительно монотонной мелодики – смотрелись бледновато.
Коэффициент полезного действия светотехники возведенных сцен был стабильно низким. Фестиваль проходил практически в середине лета, что в Финляндии означает заход солнца где-то в 11 вечера. В итоге 90% групп выступали на дневном свете с достаточно небольшой поддержкой сценического освещения – стемнело только посередине выступления хедлайнера. Cвет мог бы быть более заметен при использовании дыма, но существенная часть команд (причем как раз громкие имена) им пренебрегала.
В итоге, подразочаровавшись в репертуаре двух крупных сцен, я решил дать шанс сцене маленькой, профинансированной местным магазином джинсов «Carlings». И, признаться, эта сцена смотрелась ярче всего. Там выступали команды, которые тоже можно увидеть по MTV, но менее раскрученные и более искренние при контакте с публикой (на основной площадке этому контакту немного препятствовала четырехметровой высоты сцена).
Английские рокеры Palma Violets выпустили дебютный диск только в этом году. Они играли отличный рок и здорово держались на сцене – что еще, собственно, надо для качественного концерта? В конце сета группа разгромила барабанную установку, но продолжила стучать по оставшейся стоять «бочке», что добавило к общему впечатлению искреннего угара.
Закрывали первый день небезызвестные Green Day – закрывали, по своему обыкновению, весело и радостно, с полной самоотдачей. Рассказывать о них лишний раз смысла нет. Фанатская база у них весьма обширная, а недавно они, прокатившись по Европе, заглянули и в Россию. У музыканта на сцене есть выбор – сурово стоять за микрофонной стойкой, отрабатывая концерт, или же спуститься к зрителям в пит, позвать кого-то из них на сцену и дать возможность спеть припев. Радует, что столь нашумевшая группа выбрала второй вариант.
По загадочной причине фестиваль перекрывался другим крупным событием – металфестом «Tuska». Из-за наложенных ограничений на фотосъемку подавляющего числа хедлайнеров я решил пропустить второй день «Rock the Beach», где выступила популярная среди совсем юных тинейджеров 30 Seconds To Mars.
Зато третий день довелось честно отбыть от начала до конца. В прошлом году на местной сцене часто стало светиться название Huoratron. На поверку Хуоратрон оказался колоритным бородачом, играющим с помощью диджей-инструментария некую танцевальную электронику. Басовым колонкам на сцене удалось показать, на что они способны – но ничего выдающегося в данной музыке для меломана не обнаружено.
А вот кого хочется отметить и расхвалить – коллектив Newstead. Лидер, Джейсон Кёртис Ньюстед, отдал 14 лет Metallica. У него вы услышите узнаваемый звук классической «Металики», так что если вам нравится тот самый черный диск со змеёй на обложке – смело рекомендую. На фестивале с мягкой и тинейжерско-ориентированной тематикой эта группа стала приятным положительным явлением. Особенно забавно было наблюдать первый ряд: там сгрудились молоденькие фанатки поп-группы Paramore, занявшие места заранее. Классический американский трешер, звучащий на два порядка тяжелее авторов саундтрека «Twilight», вызвал совершенно непередаваемые эмоции среди «парамородевочек». Знаменитый басист не забыл «попиарить» свой выходящий альбом, озаглавленный «Heavy Metal Music».
Интересным оказалось выступление англичан Enter Shikari – очень боевая группа, играющая рок (вики обозначает стиль как «пост-хардкор») с примесью электронных жанров. Как часто бывает, в музыке очень эффектно смотрится не только чистый «стиль», но амальгама нескольких направлений – и данная команда знает толк в сбалансированном применении действительно красивых, полифоничных рок-мелодий, техногенных вставок и общем грамотном выстраивании музыкальных композиций. Еще одна из тех команд, которые можно только рекомендовать как в записи, так и на концерте. Особенно если вы и в самом деле понимаете словосочетание «пост-хардкор».
Наступило время Земфиры – её русский рок собрал у сцены порядочную толпу, в основном состоявшую из наших соотечественников. Послушав знакомый репертуар и понаблюдав за анекдотичными посетителями – девушка требовала сфотографировать ее так, чтобы она получилась вместе с Земфирой, играющей в 50 метрах сзади, – я направился на маленькую сцену, где ждало еще одно приятное открытие дня, Royal Republic. Почти что местная группа, шведы из Мальмё, выдавали забойнейший гаражный рок, который слушался на пляжном фестивале гораздо лучше, чем философские песни скрывавшейся за солнечными очками звезды российского рока.
Лидер Danko Jones запомнился в основном тем, что честно озвучил то, что витало в воздухе – он поначалу расслышал название фестиваля как «Rock the Bitch». Однако нужный градус драйва он так и не продемонстрировал. Впрочем, публика немало повеселилась над играми вроде «Вот там за сценой сидит Рамштайн, давайте сейчас вы их поприветствуете, чтобы они подумали, что это нас так круто принимают».
Хедлайнера последнего дня, Rammstein, я очень ждал – шоу 2010 года в Стамбуле стало для меня большим впечатлением. Правда, в этот раз столь сильных эмоций не было. Причина — сравнительно короткое выступление (меньше заявленных в программе двух часов) и акцент на вещи погрубее. В программе недоставало целого набора по-настоящему красивых номеров, которые в других местах исполняются на второй бис. В том месте, где я находился, звук был отчасти убитым: все высокие частоты тонули в басах. Закончилось всё внезапно: не успела толпа помахать ручкой поклонившимся музыкантам, как на сцену спустя несколько секунд выбежали рабочие и принялись разбирать технику. Хотелось немного постоять под звуки закрывающего трека, поймать ощущение завершенности действа – но нет, срочно убираем рабочее место и уходим домой.
Допускаю, что фэны знаменитостей получили свою дозу кайфа, но событие оставило двоякие чувства. Позитивное ощущение от новых открытий (Royal Republic, Newsted, Enter Shikari, Billy Talent), с одной стороны. Некая искусственность, даже фальшь в поведении самых знаменитых групп — с другой. Благодаря участию звезд на «Rock the Beach» приехали не только финны, но и фанаты из-за рубежа; бизнесмены успешно отрекламировали свои бренды… Но большинство музыкантов как были, так и остались «далеки от народа».
Запреты артистов на фотосъемку приобрели повальный характер: на третий день камеру можно было смело паковать прямо посредине дня, а из хедлайнеров только Green Day не имел проблем с фотографами. Единственные автограф-сессии были организованы джинсовым магазином, спонсором самой маленькой сцены – музыканты сидели в этом же магазине, и пока одни фэны брали подписи, другие ковырялись в кипах одежды.
«Rock the Beach» оказался местом, куда можно приехать, чтобы разок увидеть заезжих звезд, но не стоит ожидать единения фэнов и исполнителей. Как заметила коллега из России, это просто череда традиционных концертов. Фестивалю стоит позаботиться не только о «звездах» в программе, но и о поклонниках — устроить для них хотя бы полноценные автограф-сессии. А рекламу газировки или сотового оператора можно увидеть и за пределами фестивальных границ.
Аскар ИБРАГИМОВ
Фото автора.
Благодарим «Live Nation» за аккредитацию на фестиваль.