Фестиваль «Путь к себе-2014»: К себе и от себя
Так вышло, что фестивальное лето практически прошло мимо нас. Хотя фестивалей и фестивальчиков в этом сезоне было великое множество – от незыблемых корпоративных гигантов вроде «Нашествия» до модных насквозь «брендированных» новоделов для хипстеров, от объединенной «через колено» Груши до полдюжины постхолмовских междусобойчиков по всем регионам Центральной России.
Да, «Пустых холмов» и в этом году не было – хотя отчасти его смогли заменить уже ставший традиционным «Быть добру» и сделанный частью всё той же «холмовской» команды полусекретный «Фестиваль 17», который, правда, омрачила трагедия – в реке Оке утонул наш друг, прекрасный питерский виолончелист Владимир Белов… Но даже и без этого было чувство, что время больших свободных и беззаботных праздников под открытым небом прошло – какие, к чёрту, хиппи, когда недалеко от нас идет необъявленная война? И речи пропагандистов и провокаторов звучат громче и убедительнее, чем музыка…
И всё же фестивали продолжаются, песни по-прежнему поются, и на одном из таких мероприятий по любезному приглашению организаторов, московского независимого лейбла «Sketis Music», нам удалось побывать.
«Путь к себе» – название новое (хотя, если вдуматься – хорошо знакомое, многие знают московский «эзотерический» магазин с таким названием), но идея стара, как мир, и идет еще со времен первого по-настоящему крупного этнического фестиваля «Этнолайф» в Сорочанах. Бытует мнение, что именно «Этнолайф» когда-то дал импульс «Холмам», а теперь, стало быть, круг замкнулся – те, кто думал изменить мир, ищут гармонию внутри себя. Показательно и место его проведения – этнический культурно-туристический комплекс «Этномир» под Боровском (где, кстати, в прошлом году был еще один отличный этнофест — «Дикая мята»), площадка, идеально подготовленная для массовых гуляний. Электричество, водопровод, асфальтовые дорожки, огромные обустроенные пространства, стабильная связь – многие организаторские проблемы здесь просто исчезают, остается просто собрать сильный состав музыкантов и привлечь публику.
Первое удалось организаторам существенно лучше, чем второе, хотя для события, проходящего только во второй раз, те три-четыре тысячи человек, перемещавшихся между двумя сценами, можно считать удачей. А состав был прекрасен, хоть и несколько предсказуем. Из гигантов – в основном отечественные герои фолка, фолк-рока и просто рока: «Мельница», Ольга Арефьева, «Пикник», Сергей Старостин – вот, пожалуй, основные «центры притяжения» публики. Особняком стояла зарубежная гостья, иранская певица Азам Али, которая в формальном смысле была хедлайнером, но по факту выступала перед изрядно поредевшей публикой. Очень многие предпочли однодневную программу двухдневной и, поглядев на Хелавису сотоварищи, разъехались по домам.
Есть два способа рассказать о событии – просто перечислить всё, что происходило, или же вспомнить то, что было необычного, неожиданного. В форме перечисления можно отметить Mervent, Blind Harper и Telenn Gwad – танцевально-академичные, сдержанные и немного потерявшиеся на большой сцене.
На малой с ними за внимание конкурировали пензенские «Странники» (очень деликатное сочетание аутентичного русского фолк-хора и электроники), бард из Парижа Вероника Булычёва (всё подряд – от французского шансона до детских колыбельных и откровенно кабацких тем), этно-дуэт «Сандал» из Новосибирска (их конёк – интерпретация песен исчезающих народов Севера с переводом на русский) и другие артисты, добежать до которых не успелось, потому что к вечеру на главной начался парад гигантов.
Основным впечатлением дня стал бэнд Ольги Арефьевой – эта певица тысячи образов сейчас ближе всего к року, а помогает ей в этом незаменимый Пётр Акимов за клавишными и полнозвучный рок-состав. Что не всегда слышно на студийных записях, «живьем» совершенно ясно – рок-певица из Арефьевой получилась очень достойная, даже при всём своеобразии ее вокала! Откуда в этой хрупкой фигурке столько сил? Вспомнилось, как однажды в своем блоге Ольга убеждала читателей в том, что можно питаться энергией солнца… чем вызвала серьезные опасения поклонников. Но как-то обошлось.
А вот на «Пути к себе» идея отказаться от еды обсуждалась как нечто само собой разумеющееся. «Семинары по сыроедению и праноедению», — гласил плакатик на дороге. – «Тысячи людей по всему миру уже живут без еды!»
«Так это можно вообще не работать!» – воскликнул, проходя мимо, парень. – «А одежду откуда брать будем?» – засомневалась девушка. – «Ничего, этот вопрос мы как-нибудь решим», — уверенно отвечал ее спутник.
Но вернемся к сцене. Когда Арефьева допевала последнюю песню в сопровождении двух актеров, размахивающих огромными светло-лиловыми флагами, — а были еще и танцоры, и мимы, — подумалось, что всё знаменитое шоу «Пикника» по какой-то причине перекочевало к ней. Но и Эдмунду Шклярскому сотоварищи тоже было что показать – хотя начали они очень скупо, скромно, чуть не потерявшись в углах огромной сцены. Шклярский – из тех, что всегда в одной позе, с одним взглядом (спрятанным за темными очками), с одной меланхолично-мистичной интонацией. Хотя эта интонация – их собственная, за что «Пикник» и любят. А уж фэны помнят наизусть, что в каких случаях петь. Программа была построена по принципу «все хиты подряд» — от «Иероглифа» до «Египтянина» и «Фиолетово-черного», а также включила и новые песни. Запомнилась девочка лет восьми в первых рядах, кричавшая все слова; еще запомнились актеры на ходулях, но не в действии – а за кадром, когда каждый такой гигант взбирался по крутой сценической лестнице, а вела его пара рук с каждой стороны…
«Мельница» впечатлила идеальной вокальной формой Хелависы (она играючи затянула ноту во вступлении к песне «Мора» минуты на две), какой-то нервностью из-за проблем с микрофонами и, наконец, совершенно благоговейным отношением публики, которая нежно и трепетно подпевала во всех песнях. За безупречной командной игрой у «Мельницы», тем не менее, не чувствуется коллектива, той музыкальной и человеческой общности людей, которые вместе идут к единой цели. Это не группа, а Хелависа и ее музыканты, и поклонники говорят, что так было всегда.
Нынешняя «Мельница» – это много-много рока и чуть-чуть фолка, их свежие хиты – «Гори, Москва», «Поезд на Мемфис», — кажутся чуточку сконструированными, но не лишенными приятности, и запоминаются буквально на раз. Отыграв свой фестивальный час, команда как-то резко собралась и ушла со сцены, а ведущий концерта, знаток этно-рока и продюсер Назим Надиров был вынужден отдуваться, объясняя что-то про «условия контракта» и фестивальный регламент. Ему на выручку вышла Ольга Арефьева, спевшая несколько народных куплетов а капелла. И затем фэны уже разбрелись окончательно.
Певица Азам Али c группой Niyaz,пышнокудрая брюнетка, чуть похожая на Шарон ден Адель из Within Temptation, исполняет свои родные талышские песни (талыши – малый народ Азербайджана, имеющий персидские корни). Но живут музыканты в комфортной среде США и Западной Европы, и этника у них осовремененная посредством жестких электронных битов, которые не давали расслушать тонкие перкуссионные рисунки и игру музыкантов на интересных электрифицированных этнических инструментах. Вот такая слегка монотонная этно-дискотека.
Параллельно с ней на малой сцене выступал электронный музыкант Андрей Климковский. Если бывает человек-оркестр, то Андрей – человек-синтезатор. Обложившись целой батареей клавишных инструментов, ритм-боксов и «луперов», человек в шляпе из фольги создавал в одни руки масштабные космически-психоделические полотна в духе Жана-Мишеля Жарра. В музыке его сквозила некоторая очевидность, но само осознание того, что слышишь не мертвую запись, а нечто, рождающееся прямо сейчас, очень оживляло восприятие.
Завершил день на малой сцене стоунер-коллектив из Петербурга «Матушка Гусыня» – забойный, с оттенком психоделики, но при этом крайне монотонный.
Из программы оставался только огненный театр – вернее, целый огненный цирк, со сценой, актерами и эффектными трюками, и вся неспящая публика переместилась туда. В финале циркачи зажгли огромную шипящую огнем надпись «Путь к себе». Она горела, плевалась фейерверками и постепенно угасла, тем самым обозначив и конец первого фестивального дня.
Второй же день в общем и целом получился слабее первого – своего рода «отходняк» для тех, кто не собрался уехать ночью. На большой сцене нон-стопом пели мантры: сперва малоизвестный «Покров этно», затем – внезапно обратившаяся к эзотерике эстрадная певица Сати Казанова, прославившаяся на «Фабрике звезд».
Пока знаменитость задерживалась (медитировала, как было сказано), ее напарник, мультиинструменталист Булат Гафаров, развлекал людей своим, в общем, не менее любопытным «человеко-оркестром». Сет в целом был небезынтересен – но не столько мантрами, сколько рассказами и игрой Гафарова, а также коротким экскурсом Сати в ее родной кабардинский фольклор.