Faith No More: Белый, Черный, Разноцветный
alterno metal,Faith No More,Foreign,Stadium Live,Москва В реюнионе Faith No More есть явная странность. С одной стороны, эта группа была самым успешным из коллективов Майка Паттона, записала уйму хитов и повлияла на половину артистов своего поколения. С другой — со времени ее распада Майк, может, и потерял в коммерческом успехе, но как артист двигался только вперед.
Все его стилистические выкрутасы в разнообразных проектах долго перечислять, вспомним только, что он приезжал в прошлый раз в Москву в проекте Mondo Cane, где исполнял итальянскую эстраду, а на разогреве чуть было не выступил Эдуард Хиль, в позапрошлый — с Fantomas, и был это жосский авангард. Паттон всю жизнь занимается сочетанием несочетаемого.
Так вот, что за радость артисту, у которого всё получается «здесь и сейчас», возрождать прежнюю группу? На первый взгляд — чисто ностальгический реюнион. Нового альбома в планах не значится. Фэны альтерно-метала 90-х подросли, вошли в платежеспособный возраст и охотно заполнят даже огромный клуб «Stadium Live», точно так же как заполнили три года назад «Б1″… Хотя все обвинения в «жажде наживы» отпали на входе в клуб, где висело объявление — мол, VIP-партер отменен по требованию артиста, господа «випы», меняйте ваши билеты на обычные с возвратом денег.
У посетителей был еще один повод для задумчивости: уже из гардероба были слышны звуки, совершенно не похожие на Faith No More и, прямо скажем, неуместные. «Радио Чача, я вас люблю, закончитесь, пожалуйста!» — возопил кто-то в районе мужского туалета. «Радио Чача» — это новый проект музыкантов панк-группы «Наив», которую когда-то продюсировал басист Faith No More Билл Гулд. Что объясняет, откуда они взялись в этот вечер в «Stadium Live», вопрос только в уместности такого разогрева. Лично я через пару песен понял, что, как сказано в одной детской книжке, «тигры не едят чертополоха». Русский панк, бессмысленный и беспощадный.
Где-то в 21-15 они наконец-то отшумели, и начались таинственные приготовления к выходу на сцену Faith No More. Если представить себе абстрактного любителя альтернативы, который, допустим, побывал на давних, еще до распада, концертах FNM в 1993-м и 1997-м годах, а затем перенесся прямо сюда, в «Stadium Live», он бы впал в культурный шок. По залу, среди задрапированных белым комбиков и мониторов, ходили техники и расставляли… букеты цветов. Розы, гладиолусы, лилии… особо выделялись подсолнухи. Делали люди это как-то вдумчиво и не торопясь, словно сверяясь с карманным справочником по феншую, а потом, когда дело было сделано, на сцену вышел какой-то седобородый дед с внешностью 80-летнего Джона Леннона и, скривившись, убрал пару корзин с цветами и что-то еще переставил. Видимо, в гастрольной компании с музыкантами путешествует еще и флорист.
Следующие минут 40 прошли под фоновый аккомпанемент — если бы между песнями их еще бы объявляли, такое времяпровождение было бы очень интересным и познавательным. А так хотелось всё-таки услышать наших героев, и желательно до полуночи.
Рекорды Эксла Роуза они побивать всё же не собирались и где-то в 22-15 вышли. Сперва — все в белом — инструменталисты с симфонически-героическим интро. Затем — тоже в белом (только черная майка порой выскакивала) вечно молодой красавчик Паттон, затянувший… хит Тома Джонса «Delilah». Правда, только куплет. Дальше — вполне ожидаемые публикой хиты Faith No More, во время которых Майк всё равно давал волю своим сценическим выкрутасам. То пародировал Эдуарда Хиля (с такой же совершенно безумной улыбочкой), то обращался к балканскому фолку (кусочек сербской песни «Айде яно»), то показывал свои способности к горловому пению, рыку, фальцету, всему на свете. Мы знаем, что Паттон — вокалист-уникум, чьи способности со времен FNM развились до космического уровня. Но, к его чести, он не стал превращать музыку своей прежней группы в парад вокальных умений. Всё-таки фэны пришли, чтобы услышать старые вещи, как они им знакомы, и Паттон вполне уважал это их желание. Тем более что и в FNM было достаточно и музыкальной сложности, и неожиданных поворотов сюжета, и смысловой насыщенности.
Вообще странно сейчас воспринимать эту группу как «отцов альтернативы». Альтернативы чему? Мелодике и героическому пафосу традиционного хэви-метала? Да у Майка и Ко. мелодичности хватает, а уж пафоса вообще выше крыши — хотя он скрадывается тем, что группа постоянно играет на контрастах. Oт возвышенности — к истерике, от красивых гитарных партий — к шквалу звукового раздрая и агрессии, от красивого эстрадного голоса Паттона — к рыку, хрипу, рэпу и искаженным зашкаливающим воплям. Вот он истерично скандирует в мегафон, дискутирует сам с собой, создает атмосферу эдакого злого судилища а-ля «Пинк Флойд» — а следом уже умиротворенно тянет мелодичнейшую из баллад, а публика вслед за ним делает плавные жесты руками. Майк словно выворачивает наизнанку каноны стилей, за которые берется — и эстрада у него получается какая-то злая, и альтерно-метал — жизнерадостный. Плюс — его фирменная мефистофелевская улыбочка. Которая вполне может быть усмешкой и над самим собой, и над канонами жанра.
Хороша была финальная (в основном сете) сцена, где Майк, видимо, в порыве момента, выхватил из вазы один из подсолнухов и… начал его пожирать. При этом он, как Алиса в Стране Чудес, откусывая от большого черно-оранжевого круга то с той, то с другой стороны, переходил то на утробный рык, то на высочайший фальцет. Не зря флористы старались!
Основная часть концерта длилась едва час, но при такой эмоциональной насыщенности он не показался коротким. Тем более что потом был еще «обычный» бис из пары вещей и… кое-какой сюрприз для большинства зрителей. Хотя у меня в начале концерта была мысль, что Майк приехал в Россию не только затем, чтобы развлекать почтенную публику и исполнять ностальгические хиты Faith No More. Но почему-то казалось, что дело ограничится одним Паттоном с чулком на голове. Однако на бис на сцену высыпали ни много ни мало как шесть, кажется, девиц в фирменном облачении Pussy Riot. С зажженными факелами в руках они проскандировали несколько антипутинских лозунгов. По правде говоря, могли бы скандировать четче — почти ничего нельзя было расслышать. Но музыкальности от них никто и не требует. Главное — жест, а он был показан.
Публика слегка оторопела — многие аплодировали, пара человек кинула какие-то предметы на сцену, иные восприняли сей акт как неприятную задержку перед следующим бисом своих кумиров.
Но когда кумиры вышли, чтобы сыграть свой последний и окончательный суперхит, оказалось, что и они тоже — часть «пуссирайотовского» перфоманса. По крайней мере, Майк Паттон был прекрасен в зелено-оранжевой маске с прорезью для глаз и рта, исполняя древний хит «We Care a Lot».
«Well, its a dirty job but someone’s gotta do it», — строчка из песни, как нельзя лучше подходящая к акциям Pussy Riot… Для полного концептуализма не хватало только омона, вяжущего артистов прямо на сцене, и Чаплина с кадилом, но, видимо, у них в этот вечер были какие-то другие дела. Или они просто не фанаты Faith No More. Так или иначе, респект Майку и устроителям концерта за содеянное, и — свободу Pussy Riot!
Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Екатерина Межекова
Благодарим Романа Унгуряну (Stadium Live) за аккредитацию.