Евгений Маргулис: Проводы «чёртова года», или «как в кайф иногда…»
Февраль 3, 2017
Пётр Кулеш (48 статей)
Поделиться

Евгений Маргулис: Проводы «чёртова года», или «как в кайф иногда…»

«Давайте криками проводим этот чёртов год!» – призвал Евгений Маргулис, и собравшиеся на его концерт в ЦДХ не подвели. Крики были знатные. Произошло это во время исполнения последнего номера программы – конечно же, песни «Мой друг лучше всех играет блюз».

А началось всё с шутливого недоумения артиста: «Сегодня 30 декабря, скоро Новый год, а вы что, пришли блюз слушать? Вот странные люди, я бы на вашем месте точно не пришёл». Хотя прийти определённо стоило – хотя бы потому, что в последнее время Евгений и его команда редко играют полномасштабные «электрические» концерты.

Маргулис, Дитковский, Плотников.

Но раз Маргулис – значит, квартирник, пусть и на большой площадке. «Квартирные» декорации на сцене, родственники и друзья (среди которых вокалист «Аракса» Анатолий Алёшин и гитарист Тимур Ведерников) в зале – всё это создавало атмосферу по-домашнему тёплую и непринуждённую. Вроде как последняя возможность расслабиться перед новогодним марафоном. Ну музыканты и воспользовались ею на все сто.

«Михал Михалыч» Клягин устроил целое шоу из вступления к песне «Сакура, катана, саке». Показывал, что и так-то он на гитаре играть умеет, и этак – вот тебе романс, вот тебе и фламенко, и блюз, и рок, и ноктюрн Шопена, и гремящие переборы, и хрустальные флажолеты. Каждый виртуозный пассаж публика встречала бурными аплодисментами. И каждый раз Клягин подходил к краю сцены, отвешивал поясной поклон в духе ранних «битлов» и только после этого продолжал.

Используя целый арсенал электронных «примочек», виртуозный Борис Плотников показал все возможности губной гармоники. Какой только она не была в тот вечер! И по-блюзовому горестно стенающей, и потусторонне-гипнотической (так играл Эл Уилсон из Canned Heat), и тарахтящей и «стучащей на стыках», словно поезд. В песне «О себе» она вообще зазвучала как скрипка! А чего стоила «перекличка» между гармоникой и трубой – такого я раньше точно не слышал.

Клягин, Маргулис, Лепендин.

Фактурный трубач (а также бэк-вокалист) Александр Дитковский держался несколько в тени, но только для того, чтобы в решительный момент совершить по-фехтовальному точный выпад. То чистый, то хрипловатый звук его трубы буквально пронзал насквозь. Ну а «Шанхай-блюз» вообще начался с его звонкого соло.

От души посолировал и барабанщик Евгений Лепендин – в песне «Земляничные поляны». На этот раз в его распоряжении был не кахон, а целая ударная установка – и Лепендин то чётко обозначал ритмический рисунок, то вдруг ускорялся и взрывался буйными барабанными раскатами.

«Меня зовут Женя Маргулис, я у них пою», – скромно пояснил гостеприимный хозяин «квартирника». Пел он, обходясь без высоких нот и разных там вокальных изысков – просто по-блюзовому убедительно и доходчиво. И, конечно же, не только пел. Воркующий бас Евгения был отчётливо слышен в каждой песне; он даже сыграл короткое соло – дескать, «остальные выпендривались», а ему что, нельзя что ли?

Ну и, конечно, Маргулис «делал шоу» не хуже Клягина. Принимал «героические» рóковые позы, дирижировал подпевающим залом, в перерывах между песнями балагурил и рассказывал разные байки. Его артистизма и обаяния с избытком хватало на каждого из присутствовавших в зале.

Сет-лист строился по принципу «hits and rarities». Какой же концерт Маргулиса без «Дороги наши разошлись» или «Старых песен»? А с другой стороны, что-то неожиданное сыграть тоже хочется. Например, первую песню, которую юный Женя пел в «Машине времени». Вспомнили? «Я раскрасил свой дом / В самый праздничный цвет…»? Правильно – «В круге чистой воды». И «Телегу», и «Сколько было звёзд» из репертуара «Воскресения». На бис музыканты исполнили песню «О.К.», в которой есть слова «просто мне сегодня хорошо». Так мог сказать любой из пришедших на концерт в ЦДХ в тот предновогодний вечер.

Клягин, Маргулис, Лепендин, Дитковский, Плотников.

И я подумал вот о чём. Блюз традиционно воспринимается как музыка трагичная. Но вот чего у Маргулиса практически нет, так это вот трагизма. Разве что в песне «40 лет» чувствуется горечь, но кто может похвастаться тем, что неумолимый бег времени его не тревожит? В остальном – да, не без проблем в этой жизни… да и ладно! В этом смысле, при всей квадратности формы, музыка Маргулиса не совсем блюз, а, может быть, даже и совсем не блюз. Но, как мне кажется, именно такой подход к жизни и такая музыка как раз сегодня очень нужны.

Сет-лист: Соль мажор/Курить/Дороги наши разошлись/Я дам тебе знать/Сакура, катана, саке/Старые песни/40 лет/О себе/R.le.Kino/Я рядом с тобой/Земляничные поляны/Шанхай-буги/Телега/В круге чистой воды/Сколько было звёзд/Когда ты уйдешь/Подруга номер пять/Шанхай-блюз/Рок-н-ролл (Памяти Сергея Кавагоэ)/Мой друг лучше всех играет блюз/(на бис) O.K.

Пётр КУЛЕШ
Фото – Екатерина Головина.
Благодарим Михаила Клягина за приглашение.

 

Пётр Кулеш

Пётр Кулеш