Эпидемия: Тяжёлый щит и лёгкий меч
Май 4, 2022
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Эпидемия: Тяжёлый щит и лёгкий меч

Когда пишешь репортаж спустя два с лишним месяца, очень трудно решить, с чего же начать. Да и просто объяснить всем вам – и себе – почему об этом всё ещё стоит писать. Наверное, потому, что воспоминания о концерте до сих пор остаются в памяти светлым пятном и радуют душу. А ведь музыка и должна нести людям радость и свет – с этим Юрий Мелисов и его команда отлично справлялись всегда. Другое дело, что не всегда этот «позитив» кажется уместным. 

Вернёмся в тот вечер, 13 февраля 2022 года. Пауэр-метал-группа «Эпидемия» представляла в Москве материал своего нового альбома «Призраки и тени». Попытаемся вспомнить переживания тех дней. Диск вышел ещё 29 октября 2021-го, но концерты в его поддержку постоянно откладывались из-за пандемии, которая то вроде бы отступала, то накатывала вновь, и в январе все мы были не на шутку напуганы новым штаммом «омикрон», который оказался не таким страшным, как предыдущие. И к февралю самые суровые ограничения были сняты, и концерт подобающего группе масштаба стал наконец возможным.
Клуб «Стадиум», что у метро «Сокол», номинально вмещает семь тысяч зрителей. Скорее всего, столько и было: концерт был без (практически неосуществимого в таких случаях) дистанцирования, но в формате «ковид-фри», т.е. с проверкой сертификатов о вакцинации на входе. Помните такие? Может, поэтому очередь на вход растянулась на несколько сотен метров… Благодаря охране, которая поверила тому, что я журналист, удалось эту очередь миновать, но большого смысла в том не было – начало концерта попридержали как минимум на полчаса, чтобы побольше фэнов успело войти.

Зал «Стэдиума» был разделён на две части – в дальней находились обладатели обычных билетов, в ближней – фанатских. Проверяя билеты между этими зонами, волонтёры протянули плакатик с силуэтом рыцаря – мол, готовится флэшмоб. Я извинился и не взял: мол, буду в фотопите… По-хорошему, можно было бы и не проситься туда – от нас фотографировала Наталья Бондарева, но у неё была другая точка съёмки, с верхних ярусов, да и жаль было не запечатлеть такую красоту. Наконец, ничто не сравнится с фанатским экспириенсом из фотопита, когда твои кумиры (а зачастую и друзья) корчат рожи и встают в героические позы прямо перед носом…
С чисто технической точки зрения «Стэдиум» отличается великолепным светом, огромной, просторной сценой, где было бы где разбежаться даже Iron Maiden, с верхним ярусом и длинным «языком» для красивых выходов к публике. Единственный минус – этот язык располагался чуть-чуть выше человеческого роста, так что приходилось всё время тянуть камеру на вытянутых руках наугад или обрезать артистам ноги. Но с точки зрения зрителей вдали это однозначный плюс.

Есть в предконцертном ожидании стандартная схема: сначала в колонках включают вчетвертсилы некую соответствующую формату вечера музыку, а когда приходит время артистам выходить, последняя вещь фонограммы уже звучит на почти концертном уровне громкости, так, что на setlist.fm её часто включают в программу выступления. Например, Iron Maiden любили врубать таким образом «Doctor Doctor» UFO, а вот у «Эпидемии» таким «громким интро» стала «I Want Out» Helloween – тоже откровенное указание на свои корни. А следом уже погас свет и под вступление к первой песни вышли музыканты: сперва Юрий Мелисов, за ним – все остальные.

Концерты «Эпидемии» можно назвать этаким шоу-трансформером. Группа может играть (на выезде, в маленьких клубах, unplugged) в своём базовом составе, может приглашать гостей, чтобы сыграть программу «Эльфийской рукописи», количество гостей может варьироваться, бывает, с группой выходят на сцену её экс-участники, наконец, для особо торжественных случаев к перфомансу присоединяются рыцари-реконструкторы и танцоры. Нынешний концерт был из самых масштабных: на сцене были все вышеперечисленные… и не только!
Ядро группы, её основной состав неизменен уже 11 лет: Юрий Мелисов (гитара, бэк-вокал), Евгений Егоров (вокал), Дмитрий Процко (гитара), Илья Мамонтов (бас) и Дмитрий Кривенков (ударные). На концертах команде помогает клавишник Александр Андрюхин.

На таких концертах невольно чувствуешь себя старпёром. Судите сами, мне довелось увидеть группу живьём ещё с Павлом Окуневым у микрофона; увидеть прекрасные презентации «Рукописей» и другие концерты времён, когда там пел Максим Самосват, и казалось, по-другому быть просто не может. И вот – концерт, на котором поёт Евгений Егоров, и он уже не новичок и не чей-то сменщик, а полноправная звезда, и за время, что он в группе, выросло поколение фэнов, для которых он – первый и единственный.
Слушая его живьём, понимаешь, как группе повезло с выбором фронтмена. И ему – тоже. Напомним, что изначально Егоров пришёл в группу как один из персонажей второй части «ЭР», т.е. он вступил в игру раньше, чем команде потребовалась замена, и когда она состоялась, за плечами у него уже был опыт участия и своя «часть легенды». Красивый, с узнаваемым тембром голос и эффектная внешность – это уже, как говорится, бонус. Которым далеко не все фронтмены-сменщики смогли удачно распорядиться.

Главное, что нужно от певца, неважно, первый он по счёту в группе, третий или единственный – быть на своём месте. Вообще, среди певцов метал-групп можно выделить три основные линии поведения. Первые – этакие свойские парни, которые словно на минуточку отошли от бара к микрофону, чтобы поговорить по душам. Вторые – персонажи в образе, рыцари, короли и джедаи, которые не выходят из роли до самого конца представления. Третьи – и это самое грустное – люди, которые тоже в образе, но не том, что обозначен в песнях, а в образе некоего утрированного рокера, рок-звезды со своими поведенческими клише. А часто даже не утрированного, а конкретного – того, кого им в группе посчастливилось заменить.
Третий вариант – совершенно не про Егорова. А вот между двумя предыдущими модусами он переключается на диво естественно и непринуждённо. Только что это был Золотой дракон Гилтиас, певший романтическую песнь своей принцессе, и вот снова простой парень Женя, который обращается к многотысячному залу так, что каждый чувствует – это к нему. «Ну как вам, хорошо?» – первые слова, которые услышала от него публика. «Я вижу, вы в материале. Подготовились? Знаете слова песен?» – «Да-а-а!» – почти как в детском садике Деду Морозу, отвечает ему зал. «Поднимите руки, кто не слышал новый альбом. Ещё, не стесняйтесь… Что ж, мы вам тоже угодим!»

После ударного начала – трёх новых вещей подряд – группа стала чередовать материал разного времени. На песне «Дует ветер ледяной» (альбом «Сокровище Энии», 2014) выбежал харизматичный Ботар-Эль, он же Пётр Елфимов, белорусская поп-звезда, нынешний фронтмен московского «Гран-Куража», по роли – эльф, по сценическому образу – скорее один из Бременских музыкантов (какой именно, решайте сами). Затем новенькая «Паладин» – зал выучил припев на отлично, и те самые плакатики пригодились: Егоров пел перед целой вереницей силуэтов «бессмертных рыцарей». Затем на сцену, овеянная клубами искусственного тумана, вышла неотразимая Елена Минина (театр Александра Градского, мюзикл «Последнее испытание», метал-проект «Джоконда»): её дуэт с Егоровым в «Романсе о слезе» звучал так трогательно, что зал под конец скандировал «Горько!». Номера из первой «Рукописи» – «Час испытания» и «Пройди свой путь» – вызвали на сцену двух «старожилов» «ЭР», Артура Беркута («Автограф», экс-«Ария») и Андрея Лобашева («Харизма», экс-Arida Vortex). Чуть позже к ним присоединился и Дмитрий Борисенков («Чёрный обелиск»). Роли называть не буду – «эпифэны» знают их наизусть, а для тех, кто не в теме, они не так-то и важны, потому что в нынешних постановках «Эльфийской Рукописи» изначальный нарратив давно уже стёрся и потерял обязательность. И даже не скажешь, что сюжет метал-оперы теперь подаётся с долей юмора, скорее весь перфоманс – сплошной юмор, широкая улыбка у всех на лицах, и иногда ещё артисты возвращаются к мысли о том, что это были какие-то роли и персонажи. И вот «злодей» Борисенков строит злые рожи пленнице-принцессе Мининой, отчего ей совсем не страшно, а герои Лобашева и Егорова связываются друг с другом на воображаемом смартфоне и пытаются открыть вход в портал, приподняв барабанный постамент – разумеется, безуспешно. Правда, чем новее материал, тем серьёзнее его подача, и дуэт Егорова и Елфимова в песне «Выбор есть» (с завершающей «эльфийскую эпопею» «Легенды Ксентарона», 2018) воспринимается довольно жизненно и в чём-то созвучно нашим нынешним реалиям…
Как и баллада «Пустошь Смауга» с нового альбома, звёздный час Евгения Егорова – как величественно он, подсвеченный золотом, выходит на авансцену… «Так пусть звучит набат войны / Услышит мир моё дыханье / Сегодня мир увидит огонь!» Эта песня – не столько о толкиновском драконе, охраняющем своё золото, она – о спящих в человеке страстях, об алчности и властолюбии, сила которых помогает обрести плоть дракону – духу огня, уничтожения и смерти… Такая вот получилась сказочка, актуальная на все времена.

Но вернёмся к плавной поступи сет-листа. Сюрпризом звучит необозначенный в сет-листе «Edge of Night» (русскоязычный кавер проекта Pentakill, на этот раз без гостевого женского вокала). Забавная вещь, но на фоне хитов «Эпидемии» она кажется довольно проходной. Даром что в оригинале пел Йорн Ланде… В «Феаноре», старинного хита с «Загадки волшебной страны» (2001), мы слышим вступительные слова Мелисова, а на сцену впервые выходят рыцари – они отыгрывают бой Феанора с балрогами. Это школа исторического боя Virtus Credo под руководством Константина Капустина – давние партнёры «Эпидемии» в таких постановках, а также рыцарская школа Андрея Вистина.
В «Крови эльфов» (ЭР-1) к звёздному кастингу присоединяется менее раскрученный Влад Ясинский – он сменил Кирилла Немоляева в роли дракона Ская. Ещё один малоизвестный гость – Андрей Зиновьев из группы «Биоток», но, признаюсь, я не смог определить, в роли кого он пел. Новенькие вещи «Паладин» и «Тор и Рагнарёк» снова украсили битвы рыцарей: после сражения все они лежат как бездыханные на полу, а главный приз, меч, достаётся Егорову. В паузе он пробует подобрать ещё и брошенный кем-то из бойцов щит. «Да, тяжеленький! – удивляется Евгений. – Я думал, он бутафорский…» Заглавная вещь с нового альбома «Призраки и тени» (из всего альбома она ближе всего к старой «Эпидемии» и к классике пауэр-метала) завершает основной сет-лист под залпы блестящих конфетти из пушек по бокам сцены.

Паузу перед выходом на бис «Эпидемия» тоже провела с толком: на сцену вышла руководитель московского фанклуба и вручила группе подарок. Правда, какой именно, неясно: она тут же забрала его обратно. «Сериал «Простоквашино!» – улыбнулся Мелисов. И он же первый раз за концерт сам обратился к публике, когда отзвучала первая бисовая вещи «Письмо к ведьмаку» (в сет-листе обозначена как «Письмо из Баку»). Которая, к слову, сопровождалась прекрасным танцевальным номером: две ведьмы (Елизавета Назарова и Елизавета Прокопович) боролись за сердце ведьмака (Дениса Баюшкина), как всегда, победила дружба…
«Спасибо, что голосовали за Ведьмака. Третье место! – сказал Юрий. – Завтра праздник. (14 февраля, День святого Валентина, – прим. авт.) Кто-то его отмечает, кто-то нет, по крайней мере, надеюсь, любовь есть у вас у всех, по крайней мере, где-то глубоко внутри в нашем сердце».

Но публика знала, что не все заявленные гости ещё вышли на сцену, а значит, впереди последний бис! Это «Звон монет», хит с самого первого полноформатного альбома группы «На краю времени» (1999), и на сцену вышли участники записи того диска – вокалист Павел Окунев и гитарист Роман Захаров. И те немногие, кто был с группой все эти 20 с лишним лет, смогли снова представить себя в тесном клубе, допустим, «Даймонд».

А потом открыть глаза и увидеть многотысячный стадион, где все подпевают песни Юры и компании, увидеть шоу «айронмэйденовских» масштабов, порадоваться, что мы дожили до момента, когда сбываются чьи-то самые несбыточные мечты… И подумать о том, что концертные залы на глазах начинают жить полноценной жизнью, ещё немного, и коронавирусные запреты окончательно уйдут в прошлое, границы откроются, и что впереди много концертов, фестивалей, гастролей, путешествий…

А потом открыть глаза ещё раз, два месяца спустя. Крепко зажмурить и открыть снова. И ещё раз. И ещё. Не работает.

Сет-лист: Возвращение Корвина, Последние врата, Корум, Дует ветер ледяной (Пётр Елфимов), Паладин, Романс о слезе (Елена Минина), Час Испытания (Артур Беркут), Пройди свой путь (Андрей Лобашев), Феанор, Edge of Night (русскоязычный кавер Pentakill), Кровь Эльфов (Дмитрий Борисенков, Андрей Лобашев, Елена Минина, Андрей Зиновьев), Нити Судьбы (Дмитрий Борисенков, Андрей Лобашев), Тор и Рагнарёк, Пустошь Смауга, Остров Драконов (Елена Минина), Выбор есть (Пётр Елфимов), Всадник из Льда, Чёрный маг, Вечный воитель (Артур Беркут), Тёмный рыцарь, Призраки и тени. Бис: Письмо ведьмаку (в сетлисте — «Письмо из Баку»), Звон монет (Павел Окунев, Роман Захаров).

Владимир ИМПАЛЕР
Фото – Владимир Импалер и Наталья Бондарева.
Благодарим группу «Эпидемия» за аккредитацию.
Все фотографии: https://vk.com/album2483887_282404167 (Владимир Импалер)
и https://vk.com/album-2548741_283108576 (Наталья Бондарева)

Общее впечатление

13 февраля 2022 г.
Москва, клуб "Stadium Live"

Владимир Импалер

Владимир Импалер