Джон Маклафлин и Remember Shakti: Стремление к бесконечности
Июль 17, 2012
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Джон Маклафлин и Remember Shakti: Стремление к бесконечности

ethno fusion,Foreign,John McLaughlin,Remember Shakti,Крокус-Сити-Холл,Москва Джон Маклафлин приезжает в Москву не первый раз. Предыдущий его концерт состоялся ровно восемь лет назад: 30 июня 2004 года в том же составе. В названии группы Джона Remember Shakti содержится ссылка на оригинальную группу Shakti, которая записала с Маклафлином три альбома в 1970-е годы.

Из старой группы остался лишь один Закир Хуссейн — известный во всем мире мастер игры на индийских барабанах — табле, участник более 150 альбомных записей. Все остальные — относительно новые музыканты: Шанкар Махадеван — вокал, У. Шринивас — мандолина, В. Сельваганеш — канджира, гатам и мридангам.

Однако новизна состава не играет никакой роли: будьте уверены, древняя индийская музыка исполняется совершенными профессионалами. Хочу напомнить, Shakti в свое время стал естественной вехой развития для Маклафлина, после кризиса идей в Mahavishnu Orchestra нашедшего новый источник вдохновения в индийской культуре. Еще с начала 1970-х он периодически наведывался в Индию, был последователем индийского гуру Шри Чинмою, от которого получил прозвище Махавишну. Помимо прочего, мне тандем Маклафлина и «Шакти» напомнил очень похожее по формату сотрудничество недавно выступившей в Москве венгерской фьюжн-группы Djabe и английского гитариста Стива Хаккета.

К началу выступления в 20:00 слушатели заняли примерно половину зала, сконцентрировавшись в середине партера. На основной сцене было размещено возвышение, на котором полукругом и сели музыканты. В свои семьдесят лет Маклафлин выглядит очень красивым: роскошная седовласая шевелюра, традиционный индийский балахон… Умиротворение и радость, сочившиеся из его улыбок, делают Джона более похожим на мудреца-пророка с Востока, чем сами индийцы. Этот образ соответствует и его роли в ансамбле. Основное направление, дух, глубинное формообразование композиций исходит от него — даже тогда, когда это просто аккорд, а не довлеющее над остальными участниками протяженное соло. К слову, великолепный мандолинист Шринивас играет едва ли менее виртуозно, но дело не в этом. В отличие от европейской музыки, построенной на эволюционном развитии композиции: пролог — завязка — развитие действия — кульминация — развязка — эпилог, в индийской главное — стремление к бесконечности, импровизации, нейтральная эмоциональная окраска, отрешенность от земных страстей, расслабление. Мне кажется, такая музыка не то чтобы требует какой-то особой подготовки — скорее, медитативного настроения слушателя. Многие слушатели ему поддались и засыпали в экзотических позах. В индийской музыке много так называемых фальшивых финалов, приостановок, и слушатели, казалось, хлопали не в самый подходящий момент. Тем не менее, к середине выступления они пообвыкли и аплодировали после наиболее ярких и динамичных партий.

Как мы помним, первый, записанный живьем, альбом Shakti 1976 года был акустическим. Не предпочтет ли Маклафлин акустическую гитару и на этот раз? К счастью, я ошибался. Он играл в своем фирменном стиле на электрифицированной гитаре, пропущенной через дисторшн. В том самом стиле, благодаря которому и стал знаменитым на заре 1970-х годов, когда Колтрейн в его исполнении вдруг зазвучал из колонок «Маршалл». На концерте Маклафлин довольно смело вплетал свои характерные рок-пассажи в индийские раги — наводил мосты между роком, джазом и индийской этникой. И это был один из лучших, если не лучший образец мирового фьюжна.
Особенно интересны были кульминационные части, когда Маклафлин демонстрировал свою блестящую технику, аккуратность, отточенность, чистоту извлечения и потрясающую сыгранность с Хуссейном, с его ритмическими скачками. От неожиданных поворотов и прыжков порой дух захватывало. К середине выступления на сцену вышел известный индийский певец Шанкар Махадеван и затянул протяжные ноты, что придало выступлению душевный оттенок. Вокал в индийской музыке вообще играет особую роль, но в нашем случае он чаще использовался в виде скэта. Это такая скороговорка, состоящая из слогов и имеющая скорее ритмическое значение.

Концерт продолжался ровно 2 часа. Публика горячо аплодировала Джону и его друзьям, неистово звала их обратно на сцену. Музыканты вернулись, но лишь затем, чтобы по-дружески попрощаться. Подойдя вплотную к бортику сцены, они поклонились, благодарили за теплый прием, подписали пару дисков и разошлись, сколько ни просила публика сыграть еще.
По дороге назад мы наткнулись на Александра Костарева, которому, кстати, исполнилось в тот день 58 лет. Александру выступление понравилось, но он рассчитывал, что Маклафлин сыграет больше. Конечно, ведь хорошего всегда не хватает.

***
Если бы установки 1948 года существовали и поныне, то обычный горлодер эпохи прокричал бы с трибуны следующее: «Безродный космополит Маклафлин в компании кишиневских цыган, переодетых в индусов, играет бесформенную, чуждую высоким устремлениям строителей коммунизма музыку. Вместо того, чтобы прославлять труд советских колхозников простыми мелодиями, он манерничает, бахвальствует техникой, а помогает ему в этом банда ряженых мантристов…»
Слава Богу, те времена давно прошли, но многие бы хотели их вернуть. Этих многих вы до сих пор часто видите по ТВ. Они даже руководят некоторыми партиями, принимают законы, учат нас жить… Страна же, если верить статистике, сильно озабочена пертурбациями в «Доме-2», поэтому явление Маклафлина не получило слишком большого внимания в крупных СМИ.

Андрей ГАЕВСКИЙ
Фото: Катерина Межекова
Благодарим Тимура Муканова и Greenwave Music за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер