Depressive Fest (Fen, Ahab, October Tide): Печаль светла
Ahab,doom,Fen,Foreign,October Tide,ККЗ Москва,Москва Российским любителям тяжелой музыки знакомо агентство Delta Mekong Concerts, которое уже который год подряд устраивает прелюбопытные мероприятия. Так, праздник «хмельного угара» «Oktobierfest» уже стал традиционным.
А год назад к нему добавился фестиваль, как следует из названия, с диаметрально противоположной концепцией – Depressive Fest. Тем не менее, музыка на нём не менее занимательна.
Обычный формат «Октобирфеста» – три команды, так же в итоге вышло и на «Депрессивфесте», хотя изначально организаторы собирались привезти целых четыре. Но уже после приглашения на фестиваль неожиданно развалилась голландская Devil’s Blood, а затем взятые на замену шведы Witchcraft по неизвестным причинам отказались получать визы. Обидно – ведь их свежий альбом «Legend», наиболее зрелый на сегодняшний день, выполнен в лучших традициях легендарных Pentagram и вместе с тем обладает собственным «печальным» очарованием. Что ж, отсутствие этой достойной команды – просто повод получше настроиться на депрессивный лад перед фестивалем.
Появившихся первыми на сцене англичан Fen никто в зале поначалу даже не поприветствовал аплодисментами. С их творчеством знакомы были немногие. Но трем молодым музыкантам сразу удалось заинтересовать аудиторию! Сильное впечатление произвела уже первая композиция «Epoch», напомнившая своей драматургией флойдовскую «Careful With That Axe Eugene» образца легендарного концерта в Помпеях – красивая задумчиво-печальная тема постепенно переросла в свирепый вихрь с отчаянными воплями, но под конец вернулась в своем изначальном варианте. Да и во всех последующих песнях хватало как оглушительных контрастов, так и изысканных полутонов. Особенно запомнилась масштабная «Hands Of Dust», в которой удивительным образом сочетались пост-рок, атмосферный блэк, влияния The Cure времен «Disintegration» и воинственный риффинг.
Хочется отдельно похвалить мелодичные «кружевные» басовые линии и любопытные барабанные рисунки. Вообще прекрасные юноши уверенно демонстрировали владение разнообразными исполнительскими приемами, каждый из которых выполнял необходимую «художественную функцию». Разве что подвело парней мечтательно-робкое пение гитариста с басистом (микрофон которого долгое время упрямо отказывался работать) – попадать в ноты им решительно не удавалось. Это, пожалуй, единственный минус очень эмоционального и энергетически насыщенного выступления представителей Туманного Альбиона. Безусловно, они завоевали в тот вечер немало меломанских сердец.
Следующую группу – германцев Ahab — многие ждали буквально как «отцов фьюнерал-дума». Не родоначальников жанра, конечно, но как безоговорочно авторитетных, весомых исполнителей. Поклонников было предостаточно, и бурный прием музыкантам был обеспечен – стоило им только выйти на сцену, как фанаты из зала стали выкрикивать названия любимых песен или просто восторженно реветь «Ахаааб!». Чтобы проникнуться благоговейным трепетом, достаточно одного взгляда на «капитана» (к счастью, не одноногого) – фронтмена группы Даниэля Дросте, всем своим видом демонстрирующего, каким должен быть человек, отважившийся бросить вызов морскому чудовищу. Но, похоже, вызов был брошен очень давно, ведь в монотонной музыке группы нет ощущения одержимости яростной схваткой или даже борьбы за собственную жизнь. Бесконечный водный простор подавил в участниках экипажа весь азарт бесстрашных добытчиков, которым осталось лишь покориться величию океана. Такие образы порождают грузные заторможенные композиции, где отрешенное заунывное пение нехотя сменяется утробным рыком. И неоспоримое достоинство группы в том, что этим «опустошением» проникается чуть ли не каждый слушатель, даже охранники – все были в трансе! Правда, когда на последней могучей композиции «The Hunt» (ее особенно настойчиво требовали с самого начала) один зритель выбрался за ограждение к сцене, чтобы по-братски протянуть «капитану» руки, охранники, моментально стряхнув с себя вселенскую печаль, деловито поспешили вернуть зрителя в зал, на что тот ответил им своей дружелюбной покорностью – мол, до чего ничтожна наша вражда перед такой громадой, как безразличный океан. Весь сет Ahab звучал крайне внушительно, но я бы особенно отметил «Deliverance» с гимноподобным гитарным мотивом, пронзительным соло и тревожными барабанными дробями — будто старых пиратов ведут на казнь. Бритый барабанщик, кстати, в отличие от патлатого фронтмена всё выступление светился радостью и ближе к концу программы несколько раз демонстративно поднимал вверх банку с каким-то напитком, показывал большой палец и отпивал. А уже когда группа вышла на поклон под всеобщую овацию, опустошил эту банку и чисто произнес по-русски в микрофон «за вас!». Приятный парень и сильный музыкант явно с основательной джазовой подготовкой.
Завершающие Depressive Fest шведы October Tide оставили двойственное впечатление. Лично для меня, за отсутствием других шведов – Witchcraft, «Октоуберы» в тот вечер представляли наибольший интерес, но они оказались единственными, от чьего выступления остался неприятный осадок. В бытность сайд-проектом участников Katatonia October Tide исполняли очень красивую музыку, пусть мрачную и тяжелую. Вязь акустических гитар, клавишные, проникновенные мелодии. Когда же группа обрела самостоятельность, музыка стала гораздо жестче, грубее и, кажется, потеряла в пресловутой душевности, лишившись клавишных. В первой своей ипостаси коллектив безупречно бы вписался в «депрессивную тематику», но, очевидно, та группа навсегда осталась в прошлом. Да, October Tide сыграли немало песен с первых альбомов, но прозвучали они «будто не родные». К примеру, в «12 Days of Rain» вместо «космических» гармоний мелодичных гитар — словно грозовое небо холодной ночью — я услышал лишь металлический лязг и скрежет. Впрочем, в зале было достаточно фанатов и таких «суровых» October Tide, и впервые за весь вечер люди «отрывались» под звучащую на сцене музыку. Fen и Ahab в основном сосредоточенно слушали, плавно покачиваясь в такт.
***
Несмотря на все перипетии судьбы, ничто не смогло сорвать второй акт торжества музыкальной депрессии! Остается надеяться, что и впредь российские меломаны не будут лишены этого своеобразного печального удовольствия.
Денис БАЮКАНСКИЙ
Фото: Богдан Кириленко.
Благодарим Delta Mekong Concerts за аккредитацию.