День Святого Патрика, ч.1. (Brian Finnegan, «Аквариум» и др.): Стаканы и коровы
Март 29, 2013
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

День Святого Патрика, ч.1. (Brian Finnegan, «Аквариум» и др.): Стаканы и коровы

Blind Harper,Brian Finnegan,folk,folk rock,Foreign,Lacuna,Slua Si,Stadium Live,Аквариум,Москва День святого Патрика в нашей стране – из числа праздников «импортных», заимствованных, и, как следствие – под неким подозрением. А кто был этот Патрик, из чьих он, уж не иностранные ли агенты эти странные люди в зеленых одеждах, собравшиеся на праздничный парад?

К счастью, Ирландия – страна гордая, но маленькая, и предпочитает завоевывать мир музыкой. Поэтому и праздник не вызывает у нас ни отторжения, ни, к счастью, и повальной моды. В свой кельтский «флешмоб» попадают только те, кому эта культура близка изначально.

А в этом году всё как-то особенно хитро перемешалось – день святого Патрика совпал с родной, еще языческих корней Масленицей, и вдобавок ровно в конце масленичной недели в Москву решила вернуться зима. То ли мокрый снег, то ли холодный дождь в середине дня, лужи и гололед – думаю, число участников традиционного ирландского парада существенно убавилось. Как не выиграла и посещаемость «Большого Патричного Фестиваля», организованного в клубе «Stadium Live» – между прочим, при поддержке посольства Ирландии. Но «Стэдиум» и так огромен, так что лучше скажем, что он был «наполовину полон», чем «наполовину пуст»…

Чем хороши подобные тематические фестивали? Возможностью охватить одним взглядом если не всю сцену своего направления, то хотя бы яркую его выборку. Сцена одна, бегать никуда не надо, под ногами сухо, а сверху не капает – при этом подборка артистов не хуже, чем на ином опен-эйре. За десять с лишним часов, что длился фестиваль, на сцене побывали совсем кельты, почти кельты, совсем не кельты, ирландцы по крови и по призванию, музыканты и танцоры, реконструкторы с мечами и даже один «лепрекон» – мифический персонаж из ирландских же легенд, с мифическим же мешком золота.

Основным притягательным именем для публики был, я думаю, Борис Борисович Гребенщиков. Программа же фестиваля была так хитро анонсирована, что публика могла лишь понять, что сыграет он в первой ее, акустической части, где-то между тремя и семью часами вечера. Поэтому в зале не было пусто уже в четыре часа дня. Шоу было в самом разгаре – к моменту моего появления на уставленной пластмассовыми цветами сцене только что отыграли легенды московской кельтской сцены Slua Si и начинали москвичи Blind Harper. Было жаль пропустить Юрия Андрейчука и команду – его участие всегда задает очень высокую планку качества. Очевидцы рассказали, что за минувшие десять лет Slua Si ничуть не изменились – для традиционной музыки это явный комплимент. Все выступление Андрейчука было как одна большая сказка — он рассказывал про то, какая песня будет исполняться, чем она примечательна, о чём в ней поется и где, так сказать, собака зарыта.

Что касается Blind Harper, этот московский состав был усилен участием Дайре Малхерна (Daire Mulhern), «чемпиона всей Ирландии по гармошке». Аккомпанировали ему ирландский барабан (бойран), акустическая гитара, скрипка и флейта. Мне не довелось слышать Blind Harper самих по себе – подозреваю, в данном случае они просто выступали в роли сопровождения этому и впрямь блестящему гармонисту. Результат – первоклассная «кельтская шарманка» для танцев – в публике и впрямь были танцующие, но на огромной сцене «Стэдиума» такая команда выглядела странно. Их бы в маленький клуб или на открытое пространство…

Дальше на сцену вышли питерцы Lacuna. Вернее, один из музыкантов – перкуссионист Андрей Байрамов – просто на ней остался. (Этого видного артиста я видел еще на позапрошлогодних «Холмах» в нашем музыкантском лагере, распевавшего веселые частушки.) Фолк-сцена обеих столиц всё-таки одна большая деревня, в чём мы не раз еще за концерт убедимся. Также в группе замечены флейта (или, точнее, вистл, на ней играл известный по участию в «Аквариуме» Борис Рубекин), акустическая гитара и аккордеон. При, казалось бы, минимальных отличиях в составе и музыке (те же танцевальные инструментальные номера) Lacuna показались существенно живее и любопытнее на слух. Возможно, потому, что вместо одного героя-солиста в ней участвуют двое – флейта и аккордеон, и темы очень интересно аранжированы для этих двух инструментов, перекликающихся друг с другом. Также у «Лакуны», в отличие от Blind Harper, были заметны попытки как-то общаться с залом. Представив одну из песен, Lacuna шутили: «Она называется слип-рил. Но это не от слова «спать»!» Когда у кого-то некстати запищал в кармане мобильный телефон, музыкант передал залу… привет от Бритни Спирс. «Она поздравляет нас всех с днем святого Патрика. Из психушки!»

После ухода питерцев бессменный ведущий концерта (Федор Воскресенский из Tintal), подзуживая публику на восторги, попросил: «А можете закричать так, чтобы слышно было в Ирландии?» Публика радостно заорала, уже зная, что следом за Lacuna выйдет первый и самый известный из зарубежных участников концерта – североирландский флейтист Брайан Финнеган. Вместе с ним показался акустический гитарист, англичанин Ян Стефенсон, а вот Андрей Байрамов на сцене, казалось, просто поселился. Остался на ней и Борис Рубекин, переквалифицировавшийся в клавишника. И последовал, на первый взгляд, очень похожий, ирландско-шотландский инструментальный репертуар, только класс и аутентичность Финнегана, конечно, заметна сразу. В чём отличие человека, принадлежащего к некоей культуре, от тех, кто ее просто изучает? Чем опытнее артист, тем свободнее и одновременно вернее он интерпретирует фольклор. Финнеган и яркий персонаж, шоумен – стоит только послушать, как он растягивает обращенную к публике фразу: «Let’s see you mo-o-o-ove…» (И публика тотчас бежит плясать!) Музыка словно звучит в нем самом, отражается в мимике лица, в выражении глаз, во всех движениях его гибкого худого тела. Финнеган — и отличный солист. Играя, Брайан словно рассказывает историю, в его исполнении есть динамические контрасты, пресловутая эмоциональность. Он – рассказчик, а не чтец.

После трех инструменталов на сцену вышла Карен Кейси – ирландская певица, тоже вся из себя такая заслуженная, внешне чуть напоминающая Патти Гриффин из нынешней группы Роберта Планта, с таким тонким, чистым, почти детском голоском, очень подходящим для эфемерных кельтских баллад. Хотя и тема с блюзовым ритмом ей отлично удалась. Жаль, после трех вещей Финнегана очень наглядно «попросили» со сцены ради «звезды дня», с которой он, кстати, давно и успешно выступает.

Если предыдущие «пересменки» проходили более-менее оперативно, то выход на сцену Бориса Борисовича сопровождался неким копошением-мельтешением, на сцену высыпало изрядное множество похожих на митьков бородато-седовласых персонажей. Наконец все они ушли вбок, за кулисы, а затем частично вернулись, оказавшись музыкантами «Аквариума». БГ, правда, на «чек» не показывался, выйдя непосредственно к выступлению.
Публика ожидаемо пришла в экстаз, который и продолжался… ровно пять песен: «Стаканы», «Аригато», «Лошадь Белая», «Желтая Луна» и «Марш священных коров». Услышанное оставило странное впечатление. Гребенщиков – легенда, и завсегдатаи его концертов описывают их как некое чуть ли не священнодействие, в ходе которого зрители пропитываются аурой радости и гармонии от любимого гуру. Сейчас «Аквариум» выглядел как группа обычных, заметно усталых музыкантов, играющих очередной короткий фестивальный сет по дороге откуда-то куда-то. На самом деле именно так и было – сейчас у Гребенщикова долгий изнурительный тур, вечером того же дня он выступал в ДК МГУ, да и саму условность причисления «Аквариума» к кельтскому року понимают, наверное, даже его музыканты. Поэтому БГ и позволил себе слегка похулиганить, включив в кельтскую программу… регги. («Желтая Луна»). Об Ирландии напоминал разве что лысый живчик Финнеган с флейтой и две пятых сет-листа – «Стаканы» (про нее чуть позднее) и «Марш священных коров». Последнюю вещь автор предварил длинным и очень мудреным спичем о том, что, дескать, святой Патрик не только изгонял из своего родного города змей, как пишут в книгах, но еще и привел туда коров. «Спасибо, любимые!» – привычно простился Гребенщиков с публикой, а та долго скандировала «Еще!»
«Ваши слова могут быть поняты барменом неправильно! – охладил их пыл ведущий. – Он нальет вам еще!»

Кстати, Воскресенский — отличный конферансье, но постоянные шутки и подзуживания на тему выпивки больше подошли бы «Октоберфесту»… А уж в зале, на входе в который у зрителей отбирали всё съедобное содержимое сумок, это малость раздражало. Так или иначе, наступил немаленький перерыв, во время которого на сцену вышел ансамбль ирландских танцев и показывал мастер-класс благодарной публике.

Вообще, о публике стоит сказать отдельное слово. Пусть день святого Патрика у нас пока не так широко известен, как день святого Валентина, свои ярые поклонники у него есть. Эти люди носят килты клетчатых шотландских цветов или же наряжаются во всё зеленое, иные девушки даже волосы красят в «радикально зеленый цвет» – могу себе представить, какой это героизм и самопожертвование! А уж от красивых – не пёстрых и вычурных, а именно красивых платьев, и, разумеется, лиц было прямо-таки некуда деваться. Вспоминаются давнишней памяти готические концерты, куда публика шла по большей части показать друг другу свои наряды. Тут – что-то похожее. Любой праздник создают люди, его участники – а благодаря им Октоберфест, ой, простите, фестиваль имени святого Патрика, можно считать, уже состоялся. Тем более что предстояла еще бОльшая половина концерта. Но сейчас вы, думаю, уже устали от подробностей, поэтому о том, что было дальше, мы расскажем во второй половине репортажа.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Катерина МЕЖЕКОВА
Благодарим Сабину Ширинову, фонд «Вереск» и «Неделю Ирландии в России» за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер