DEEP PURPLE выступили на юбилее «Газпрома»
Февраль 16, 2008
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

DEEP PURPLE выступили на юбилее «Газпрома»

В понедельник 11 февраля в Кремлевском дворце состоялось значительное мероприятие: праздновалось 15-летие ОАО «Газпром», во время которого председатель правления госкорпорации Дмитрий Медведев покидал свой пост в связи с грядущим повышением в должности. Поздравить компанию прибыли видные артисты эстрады: Алла Пугачева, Максим Галкин, «Чайф», Гарик Сукачев, Олег Газманов, финалисты корпоративного фестиваля самодеятельности «Факел». Во втором отделении выступали зарубежные звезды — Тина Тернер и Deep Purple.

…Deep Purple?!

Продолжаем излагать факты. Участие группы в фестивале стало прекрасным подарком для кандидата в президенты РФ Д. Медведева, который, по его словам, с четырнадцати лет увлекается хард-роком. Deep Purple и Black Sabbath — его любимые группы. Перед исполнением 40-минутной программы из «лучших хитов» музыканты увиделись со своим высокопоставленым поклонником, который назвал концерт «Перпл» в Кремле «сюрреализмом». Безусловно, выступление по приглашению руководящих лиц страны — большая честь для группы, и этот концерт Deep Purple грозит войти в историю рок-музыки наравне с Вудстоком, концертом в пользу Бангладеш, воссоединением Pink Floyd на «Live 8» и постановкой «Стены» Уотерса в Берлине. Телепоказ выступления по центральному каналу принесет группе массу новых (и забытых старых) поклонников. Словом, это полная и окончательная победа хард-рока на самом высоком уровне!

Странно, что праздновать ее никто не спешит. Град насмешек и злословий, обрушившийся на группу, лишь только появились первые новости о мероприятии, мало с чем может сравниться. Поклонники, скрипя зубами, старались делать вид, что ничего не произошло. Даже сама группа не дала никакой информации о концерте на своем официальном сайте — всё обсуждение выплеснулось на thehighwaystar.com и deep-purple.ru. И действительно, зачем давать — ведь со стороны Purple события видятся совсем иначе. Это просто «корпоративка», заказной концерт для избранной публики, совершенно естественная ситуация для музыкантов. Да и для Deep Purple это далеко не «потеря девственности»: они уже играли 12 декабря 2007 года в зале Конгрессхалле в Цюрихе перед банковскими работниками. Повезло и сотрудникам алма-атинского «Казкоммерцбанка»: в ходе прошлого турне группа дала в городе два концерта, открытый и «закрытый». Настоящими завсегдатаями «корпоративок» стали Scorpions, а уж если вспомнить про российские приключения Кена Хенсли, Джо Линн Тернера, Nazareth, Smokie… Про фанерный концерт «звезд рока» в Лужниках… Лучше не вспоминать.

Так или иначе, к подобной форме заработка музыкантов все уже привыкли. Хорошо, что у них есть хоть такая, в свете неминуемой кончины рекорд-бизнеса. Рокеры уходят на пенсию, рок-музыка и музыка вообще отправляется на периферию — и как профессия, и как увлечение. База для ее существования неумолимо тает. Как в ситуации глобального потепления: сначала крошатся мелкие льдины, затем начинают с треском откалываться гигантские айсберги. Deep Purple — один из таких айсбергов, группа, сохранившая громкое имя, отличную репутацию, прекрасную менеджерскую команду… В конце концов, дело даже не в том, что кто-то себя продает: не хипповать же всю жизнь! Жаль, что всё это было сделано так уничтожающе наглядно, да еще с эффектом умножения: и участия в «корпоративке», и, пусть косвенного, — в политических играх.

Участие других популярных артистов не вызвало бы такого эффекта. Скажем, Тина Тёрнер, как и «Перпл», – Артист с большой буквы, но для нее такая форма выступления абсолютно естественна. Она — работник сферы развлечений. Deep Purple же — рокеры, и этим всё сказано. Так уж получилось, что у нас рок приравнялся к нонконформизму — просто потому, что эта музыка запрещалась. Зарубежные рок-музыканты творили себе и играли, то развлекая публику, то заставляя ее задуматься о высшем, но такого жесткого водораздела между роком и «попсой» там просто не существует. Есть другой — между талантами и бездарями, счастливчиками и «лузерами», профессионалами и неумёхами. Увы, сейчас это совершенно здоровое деление опошлилось и извратилось до следующего: удачлив, достоин уважения тот, кто умеет себя дорого продать. Реакция тех, кто принял правила игры, на падение других — смесь брезгливости и восхищения. Если цена хороша.

С другой стороны, сам факт творчества ставит планку гораздо выше. Внутренняя свобода артиста, свобода творчества неизбежно передаются и в музыке. В музыке Deep Purple — в огромнейшей степени. За простыми с виду песнями о быстрых тачках скрываются бездны эмоционального накала и страсти — а иначе бы эту музыку не слушали поколения и поколения. Пойдя на компромиссы с собой, не будут ли музыканты просто симулировать когда-то естественные чувства? Не заскользят ли вниз по дорожке, проторенной Nazareth и Slade?

А, может, мы просто вообразили себе этих кумиров без их на то желания? Выходя с концерта Deep Purple, я смотрю в глаза публике — это горящие глаза счастливых людей, словно побывавших на мессе, словно дождавшихся исполнения самых заветных желаний. Развлекаться, похлопать в ладоши, потанцевать, насладиться уровнем игры? Да, но сила «Перпл» в том, что они смогли стать чем-то большим, чем просто рок-группа. Почему, отчего — другой вопрос…

И главное, что надо всегда помнить: если что-то и изменилось, то это не люди, а наше представление о них. И уж тем более — не музыка.

Владимир Импалер

Владимир Импалер