Deep Purple: В поисках контакта
Ноябрь 6, 2013
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Deep Purple: В поисках контакта

В 2013 году, спустя 17 лет после первого приезда Deep Purple в Россию, концерты этой команды перешли из разряда откровений в категорию любимого сезонного развлечения определенной, и весьма обширной категории меломанов. Ее нельзя разграничить ни по возрасту, ни по другим параметрам — взглянув в толпу, можно увидеть совершенно всех представителей современного социума.

Практически всегда это осень, неизменно — Олимпийский, и за редким исключением — SAV Entertainment. Перемена, по большому счету, одна, но и с ней мы давно уже свыклись — нет уже с нами величественного Джона Лорда, на его месте уже десять лет играет улыбающийся и проворный Дон Эйри.

Хотя нет, есть еще кое-что новое. Впервые за восемь лет Deep Purple выпустили новый альбом. Следствие — заметно посвежевший сет-лист, ради которого стоило сходить даже тем, кто уже наслушался «Дыма над водой». Второе следствие — заметно посвежевшие музыканты. Правда, публика энтузиазм их едва ли разделяет, но всё-таки вежливо хлопает и открывающей сет «Apres Vous», и сингловой «Hell to Pay», и, тем более, посвященной Джону Лорду «Above and Beyond». На мой взгляд, именно она была смысловой вершиной концерта. Еще из новых вещей прозвучали «Uncommon Man» и «Vincent Price» — пожалуй, живьем она воспринимается не так неестественно, как на альбоме, хотя Ян Гиллан в каком-то колпаке, изображавший походку зомби на краю сцены — это уже, как сейчас пишут, «через чюр».

К слову о Гиллане — был он, как водится, малоразговорчив, поначалу вообще вещи шли нон-стопом, да и потом конферанс сводился к знакомым возгласам-воплям. Это с лихвой компенсировали очень удачные вокальные кондиции певца — он не только нацеливался на высокие ноты, но и успешно в них попадал. Сердце замерло, когда он взялся петь «Into the Fire» в самом начале концерта — такими воплями можно тут же посадить голос, но Гиллан выдержал и продолжал отменно вопить весь оставшийся сет. На радостях он даже Стива Морса представил публике в режиме скриминга. Что это, второе дыхание? Или, может, просто везение, удачный день, который пришелся как раз на Москву.
И о Стиве Морсе. Мог ли я подумать в тот самый первый перпловский приезд, что пойду слушать «Перпл» специально ради игры Морса? А вот, однако, факт. И особенно его сольных номеров — таких, как «Contact Lost», казалось бы, вообще без всяких выкрутас, одна игра звуком и тембром, но этот звук и тембр — узнаваемо-морсовские и проникнутые ярким ощущением настоящего момента.

Запомнилось и весьма содержательное, мелодически насыщенное соло Роджера Гловера, Ян Пэйс звучал как-то устало, а вот Дон Эйри на этот раз в своих партиях показался более фокусником, чем артистом, хотя свою долю оваций за комбинацию классики, «Калинки» и «Подмосковных вечеров» всё-таки получил.
Интересен выбор классического репертуара — понятно, без «Smoke on the Water», «Lazy» и «Perfect Strangers» и концерт не концерт, а вот отсутствие «Highway Star» массовых протестов в зале не вызвало. Зато команда побаловала фэнов классического периода двумя не столь «заигранными» треками — «The Mule» и «Hard Loving Man», в которых есть место и для расширенных джемов с интересным инструментальным взаимодействием.
Парадокс, правда, в том, что именно в этих вещах, где и положено было бы как следует раскрыться Морсу и Эйри, острее всего чувствовалось несоответствие нынешней группы и тогдашнего репертуара. Ведь «Smoke on the Water» мы уже привыкли слышать в тысяче разных интерпретаций, она как бы обобществлена, а ее исполнение скорее имеет вид некоего коллективного рок-ритуала, где персоны «жрецов» не важнее самой песни. (Не случайно вертикальные экраны сценического задника порой напоминали колонны в некоем храме…) «The Mule» — композиция со своим звуком, логикой и магией, которая еще не стерлась от повторов, и ожидаешь, что живьем эта вещь будет лететь и дышать, подобно оригиналу, но с поправкой на персоны нынешних ее исполнителей. Чего почему-то не происходит.

Скажу банальность — когда «Перпл» играют классический репертуар, для них это работа. Да, работа в радость себе и публике, с улыбкой на лице, но во всей этой ситуации концерта нынешних Deep Purple есть определенный элемент условности. Как будто они себя выдают чу-уточку за других людей, а мы без особых усилий убеждаем себя, что так оно и есть. И все-таки мне очень хотелось бы услышать на концерте побольше современного Гиллана — мудрого философа с фигой в кармане, побольше пронзительной лирики Морса, может быть, что-то из песен Гловера — ведь прекрасный же диск он записал! Ведь есть у этих прекрасных артистов много большее, чем просто «работа быть Deep Purple».

Сет-лист: Густав Холст «Марс» (интро), Après Vous, Into the Fire, Hard Lovin’ Man, Vincent Price, Strange Kind of Woman, Contact Lost/Guitar Solo/Uncommon Man/The Well-Dressed Guitar, The Mule/Drum solo, Above and Beyond, Lazy, Hell to Pay, Keyboard Solo, Perfect Strangers, Space Truckin’, Smoke on the Water. Бис: Green Onions/Hush, Bass Solo/Black Night.

P.S. Разогрев, москвичи Rock Machine, минут 40 развлекали публику преимущественно блюз-роковым каверами, сыгранными добротно и несколько безлико. С таким же успехом это время можно было бы занять проигрыванием рок-классики в записи… а лучше – выпустить какую-нибудь молодую команду со своим репертуаром, такую, как The Toobes или TOTR в прошлые их приезды. Судя по информации на сайте, в составе Rock Machine играет экс-гитарист «Легиона» Алексей Чернышев. (Альбом архивных записей Чернышева-Булгакова мы совсем недавно рецензировали).

P.P.S. Оформление сцены и свет – аккуратно и с умом. На вертикальных экранах-задниках показывались изображения в тему песен – огонь в «Into the Fire», черепа в «Vincent Price», портрет Лорда в «Above And Beyond», тему подчеркивал и свет – красно-желтый, зеленый, синий соответственно.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Катерина Межекова
Благодарим Милу Соловьеву (SAV Entertainment) за аккредитацию.

Читайте также:
Фрагменты интервью с Гилланом — http://inrock.ru/interviews/ian_gillan_2013
Рецензии: http://inrock.ru/reviews/deep_purple_2013
http://inrock.ru/reviews/deep_purple_2013_2

Владимир Импалер

Владимир Импалер