Crimson ProjeKCt: «Малиновый» секстет — короли и хулиганы
Март 20, 2014
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Crimson ProjeKCt: «Малиновый» секстет — короли и хулиганы

Crimson ProjeKCt,Foreign,Клуб,Москва Казалось бы, не так давно, в 2012 году, Москву посетил сдвоенный «кримзоновский» проект: Adrian Belew Power Trio и Stick Men (а до этого участники этих коллективов неоднократно играли в России в различных составах и программах).

Но интерес к музыке King Crimson во всем мире так высок, что шестеро музыкантов из двух трио решили объединиться и с благословения Роберта Фриппа откатать целый тур под названием Crimson ProjeKCt. Обе команды сохранили свою автономию, но теперь гораздо активнее взаимодействуют на сцене, исполняя и собственные вещи, и материал King Crimson. И делают это, как всегда, весело, радостно, словно посмеиваясь над своим незримо присутствующим «шефом». Нынешний концерт в Москве стал, пожалуй, лучшим из выступлений «малинового братства»: и программа была отличная, и звук хорош, и дружба двух коллективов только окрепла и закалилась.

Не прошло и получаса от заявленного начала (всё это время мы в закулисье отвлекали музыкантов разговорами, интервью и фотосессиями), как Маркус Ройтер своими саундскейпами уже настраивал публику на нужный лад. Не зря же говорят, что в Crimson ProjeKCt Ройтеру отведена роль Фриппа – помнится, маэстро точно так же вил «облака» своих гитарных импровизаций перед началом концертов King Crimson, пока аудитория еще не осознавала, что перед ними сам маэстро… Правда, в данном случае никакого секрета не было, зрители в зале Arena Moscow уже заждались и приветствовали Маркуса бурными аплодисментами. Конечно, публики этой было маловато, или, вернее, зал был слишком большим – огромный черный ангар, в глубинах которого тонула шедшая со сцены энергия. Всё-таки средних по размеру площадок, где можно почувствовать контакт между артистами и слушателями и при этом не давиться в толпе, в Москве не хватает. Поэтому пришлось просто подойти поближе к сцене, где отчаянные фанаты фотографировались, прыгали и распевали громкими голосами все исполнявшиеся песни King Crimson на чистейшем английском языке. Слушать сразу стало веселее — такие нехитрые приемы до сих пор срабатывают. (Ну, за исключением подпевок. Всё-таки послушать самого Белью иногда бывает интереснее. Хотя просто удивительно, сколько песен King Crimson, оказывается, можно спеть!)

На сцене тем временем колошматили в свои установки два барабанщика – Пат Мастелотто (Stick Men) и Тобиас Ральф (Adrian Belew Power Trio). Началась «ударная» композиция «B’Boom», перешедшая в «THRAK» — дисгармоничный хит King Crimson позднего периода. «Двойное трио» — конструкция, которой когда-то грезил Фрипп – было на сцене полным составом. Веселый и подтянутый Адриан Белью, добродушный Тони Левин, серьезный, лишь изредка улыбающийся Маркус Ройтер, пышущая энергией Джулия Слик и за ними – два мастера томов и тарелок. При этом части целого не перемешивались: слева – «стикисты», справа – «пауэристы». Далее прозвучали еще три вещи «Кримзон»: ироничный «Dinosaur», безупречная в своем совершенстве “Frame By Frame” и нервозная «Sleepless». В последней Тони Левин стучал по струнам своими «funky fingers», удлинявшими и без того внушительные пальцы. «Давай, Тони, покажи всё, на что ты способен!» — кричал за спиной какой-то разгоряченный фанат. «Градус ожидания», как говорится, был высок… И Левин попозже показал еще кое-что – игру на стике смычком! Расслушали мы наконец и красивые, прочувствованные соло Маркуса Ройтера на u8 – всё-таки на концерте в Доме музыки его партии почти не прочитывались, а тут пожалуйста – всё с толком, с расстановкой.

Дальше на сцене осталось только «Пауэр трио», исполнившее разудалую вещь «b» из последнего сольника Белью и «кримзоновскую» «Neurotica» (в которой слегка разочаровал тот факт, что «скороговорка» Адриана шла в записи – видимо, произнести весь этот бред про бабуинов и макак, сохраняя ровный ритм на гитаре, очень непросто).
Босоногая и в черном платье Джулия Слик откровенно «отрывалась». Басистке наконец представилась возможность проявить свои таланты – девушка напористо солировала, виртуозно аккомпанировала и создавала мощный ритмический грув. Чувствуется, что за годы пребывания в Power Trio она стала ощущать себя гораздо свободнее и технически очень продвинулась. Затем Stick Men сыграли две собственные вещи и «кримзоновскую» “Larks’…”. По сравнению с Power Trio они казались очень серьезными: их музыка предполагает некую задумчивость, рефлексию. Да и сложна она для исполнения, чего греха таить. Затем в «Three of A Perfect Pair» к троице присоединился Белью, а для чувственной, парящей “Matte Kudasai” Тони и Адриан остались вдвоем. Что-то было в этом очень трогательное: два бывалых, умудренных опытом дядьки поют песню про любовь… пусть и космическую.

Опять рокировка: Power Trio играют песню «Young Lions» (эдакий гимн современной молодежи от маэстро Белью) и инструментальную насмешливо-хроматическую «E»; Stick Men – импровизационную «Open #3», неожиданную «Breathless» из сольника Роберта Фриппа «Exposure», и, как венец творения – переложение сюиты И. Стравинского «Жар-птица». Перед этим Тони Левин вспомнил, как встречался с великим композитором в юности, во время работы в симфоническом оркестре г. Рочестера. Опять же зашкаливающая сложность, полиритмия и переклички инструментов, сумрачно-вязкий колорит первых частей и яркий прорыв к свету в финале. Как торжественно, по-русски звучит последняя тема! После масштабной «Firebird» двум командам ничего не оставалось, как вновь объединиться: сначала прозвучала слезовышибающая «One Time» (правда, в середине, в момент переплетения гитарно-стиково-басовых партий музыканты как-то замешкались, и в звучании образовалась дырка), потом – «Red» (как никогда грязно и безбашенно), и, наконец, главный «убойный» номер – «Indiscipline», в ходе которого две группы устроили настоящее соревнование. Поделив импровизационную секцию на «квадраты», музыканты перебрасывались фразами, риффами, барабанными брейками, басовыми и гитарными соло, всё подстегивая градус эмоционального высказывания. В «забеге» барабанщиков, на наш взгляд, выиграл Пат Мастелотто. У него – чувство момента, каждый удар точен и к месту (хотя может быть и неожиданным), мощная подача и глубокий звук. Да и его ритмические сбивки в «исполнении» какой-то квакающей игрушки были бесподобны! Так что когда наконец грянула кода и Белью прокричал сакраментальное «I like it!», с этим согласились все. И те, кто пел, и те, кто плясал, и просто стоял и слушал. Такого забойного концерта у «кримзоновцев» еще не было!

На бис, для полного счастья, нас ждало еще две композиции – «Elephant Talk» и «Thela Hun Ginjeet», с запланированным экстазом в конце. А вот обозначенную в тайно подсмотренном сет-листе вещь под кодовым названием «Court» (вероятно, «In The Court Of Crimson King») секстет, увы, не исполнил. А было бы любопытно послушать! Надеемся, в следующий раз Crimson Project доберется и до таких глубин «малинового» наследия, если, конечно, маэстро Роберт Фрипп не пресечет все эти безобразия – ведь в сентябре «новый старый» King Crimson отправляется в тур…

Елена САВИЦКАЯ
Фото: Катерина Межекова, Владимир Импалер
Благодарим Владимира Казыханова (Razzle Wolf) за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер