Max & Iggor Cavalera: Возвращение к корням с «Конспираторами»
Начну с собственного отношения к творчеству героев вечера: я не люблю Sepultura и её ответвления, связанные с именем Макса Кавалеры. Не потому, что это плохая музыка, напротив! Просто, как говорится, не моё. Тем не менее есть в дискографии группы-вестника бразильского тяжеляка один альбом, который покорил с первого прослушивания. И когда пронеслась весть о том, что «Roots» в честь его 20-летия будет исполнен целиком, пусть и не аутентичным составом, а лишь его половиной, было решено пойти и увидеть-услышать это живьём.
Едва попал во входной вестибюль клуба «YotaSpace», поневоле вздрогнул. Подумалось: неужели время начала не как обычно, в 20:00? Неужели опоздал? Из зала доносились сочные, полные мощного грува риффы… Оказалось, что это финал саундчека. Более того – вот ведь обознался – саундчека спецгостей вечера, воронежской группы Magnetic Storm.
Сквозь дверь показалось, что это будет клон Sepultura времён «Chaos A.D.» и «Roots». Как минимум – по саунду. К счастью, предположение оказалось неверным. Парни вышли в начале девятого часа и дали хорошего грув-дэт-метала. Magnetic Storm — ядерная смесь модернового музыкального американского экстрима, сдобренная духом старого доброго дэта скандинавского розлива. Народу в зале почти не было. От силы – человек сто, что на танцполе клуба Yota Space смотрелось удручающе. По счастью, гостей со Среднерусской возвышенности это нисколько не огорчало. Они рубились страстно и самозабвенно, как и подобает молодым музыкантам, но при этом демонстрировали прекрасную сыгранность. Тот случай, когда огонь творческой молодости поддерживает драйв, а профессионализм помогает донести музыкальную мысль чётко и по существу. Хотелось бы отметить ещё один момент: выглядели Magnetic Storm похожими на метал-группу, а не манекенов с инструментами, прикованных к своим комбикам и мониторным линиям. Всё чаще наблюдаю на разогреве коллективы, которые всерьёз задумываются не только об исполнительской технике, но и о сценическом поведении. А сценические истуканы среди российских групп стали уже экзотикой.
Через полчаса после завершения сета воронежских музыкантов на танцполе публики ощутимо прибыло. В 21:00 в зале погас свет, а на сцене – был приглушен ровно настолько, чтобы различить четыре вышедшие фигуры. Первым сел за ударную установку барабанщик Иггор (на афишах его имя было начертано именно так, через «gg»). К микрофону, расположенному посередине сцены бодрым шагом вышел его брат Макс. По краям – басист Джонни Чоу и гитарист Марк Риццо. Оба участвовали в совместном проекте братьев Cavalera Conspiracy и в группе Макса Кавалера Soulfly (здесь Чоу выступал концертным басистом – прим. авт.), в котором он после «развода» с Sepultura некоторое время продолжал развивать идеи альбома «Roots», в то время как группа Андреаса Киссера взяла творческий курс в другую сторону. Но долой исторические подробности! Внимание на сцену. Освещение стало концертным, и зазвучал первый номер программы – заглавная вещь обожаемого мной альбома. На припевах голосовые связки Максу напрягать особо не пришлось: со скандированием повторяющейся фразы «Roots Bloody Roots» публика справилась более чем на отлично. Не уверен, что кто-либо из создателей этой пластинки предполагал её живое исполнение «от корки до корки». Тем более спустя двадцать лет. Но «открывашка» была выбрана верно. Благодаря её качёвости возник контакт и достигнуто полное взаимопонимание с аудиторией. Публика отлично подпевала и в следующих, прямо по трек-листу альбома, номерах «Attitude» и «Control». Радиус сёркл-пита, закружившегося с самого начала шоу, впечатлял. Брутальный хоровод был отлично виден из любой точки зала.
Надо ли говорить, что одним из ключевых моментов в драматургии «Roots» является «Ratamahatta»? Увы, хор коренных представителей индейского племени шаванте, записанный на альбоме, группа братьев-«конспираторов» не привезла. Поэтому он звучал в плейбэке, равно как и ряд других этнических инструментов. Однако на одном из них, беримбау, Макс Кавалера сыграл живьём. Это ударно-струнный инструмент с одной струной, делающей его похожим на стрелковый лук, к рукояти которого привязан предмет, издалека походивший на чайник.
Отлавливать далее нюансы концерта было задачей не из лёгких. Как и двадцать лет назад, во время первого прослушивания «Roots», именно на четвёртой вещи магия альбома окончательно уводит за собой. Возможно, за исключением тех, кто на радостях от встречи с корнями бразильского этно-метала так приняли, что вряд ли осознавали, кто они и зачем они здесь. Одно бесчувственное, но дышащее тело пронесли мимо меня во время «Control» в двух шагах.
Возвратимся к «Корням». Звук концерта порадовал. Он был если и не эталонным, то более чем комфортным. Эмоции живого концерта с лихвой компенсировали шероховатости, присущие настоящему рок-н-роллу. Было место и для импровизации, и для шуток с прибаутками между номерами программы. В одной из этих пауз Макс представил своего брата так: «Если бы парень, который играет на барабанах, жил в России, его имя было бы Игорь Кавалеровский». А в «Ambush» братья сыграли двойное соло на ударных. Бесчеловечный драйв зашкаливал, вышибая пробки здравомыслия. «YotaSpace» — клуб большой, и забраться в нём на сцену кому-либо из публики – задача не из лёгких. Тем не менее, один стейдждайвер, преодолевший кордоны секьюрити, выражаясь языком чеховского персонажа, умудрился выписать подобно Спинозе ногами несколько кренделей, после чего нырнул в радостно принявший его кипучий танцпол. В какой-то момент и автору этих строк вздумалось впервые в почти полувековой жизни опробовать на своей тушке, что такое сёкл-пит. Временно отдав на хранение портфель магазину «Maximum Vinyl», нырнул на три минуты. В этом потоке тебя толкают и лягают со всех сторон, ты отвечаешь взаимностью и… не чувствуешь боли ни в толпе, ни наутро после концерта. Не скажу, что подсел и жить теперь без этого ни одного концерта не смогу, но о том, что попробовал, не жалею.
Программа продолжительностью в час с четвертью пролетела на одном дыхании. Основная часть сета вместила в себя пятнадцать композиций, входящих в регулярные издания «Roots». Уходя со сцены, Макс Кавалера сказал: «Если хотите ещё – кричите»! На что зал откликнулся со всей ответственностью. Не прошло и трёх минут, как на сцену возвратились… не все, а только братья по кровным узам. С нескрываемым дуракавалянием они сыграли куплет «War Pigs». Затем подтянулись остальные и уже полным составом зазвучал «близко к тексту» кавер «сэлтикфростовский» «Procreation Of The Wicked». Далее — странное попурри: Риззо и Чоу снова растворились за кулисами, а Иггор с Максом прошлись по ряду песен, явно оказавших на них влияние: «Detroit Rock City» (Kiss), «Policia» (Titãs), и закончили «моторхедовским» «Orgasmatron», который Sepultura тоже записывала — в 1991 году, как бонус к альбому «Arise». Кстати, в этом медли прозвучала и «родная» песня, «Dead Embryonic Cells» с означенного альбома. Часть народа то ли не оценила этого джема (а часть позаимствованных вещей звучала в нём крайне сыро), то ли домой захотела, потому и схлынула. И зря! Потому как после «Orgasmatron» на сцене группа вновь собралась полным составом и выдала ещё один «моторхедовский» хит – «Ace Of Spades», а после него вернулась к тому же, с чего и начала: к «Корням». Еще одно исполнение «Roots Bloody Roots», более быстрое и агрессивное, чем в начале, стало прекрасной и жирной точкой концерта.
Возвращаясь к метро, некоторые зрители озвучивали свои претензии и говорили о несоответствии материала «возрастным» данным музыкантов (в духе «братья уже не торт»). Неужели эта брюзжащая часть народа надеется, что промоутеры возьмут да и доставят юных и свежих артистов прямым ходом из 90-х? Увы, волшебников, пронзающих пространственно-временные континуумы или просто владельцев машин времени среди них пока нет.
Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Михаил Степанов
Редакция благодарит за аккредитацию Марину Лапкину (NM Music).
11 декабря 2016 г.
Москва, клуб «YotaSpace»
NM Music